СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого»

Тема урока : Синтаксические нормы: согласование сказуемого с подлежащим

Тема урока :

Синтаксические нормы:

согласование сказуемого с подлежащим

Цель урока - изучить новые правила - согласования сказуемого с подлежащим; закрепить основные лингвистические понятия: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов; отработать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ;

Цель урока -

  • изучить новые правила - согласования сказуемого с подлежащим;
  • закрепить основные лингвистические понятия: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов;
  • отработать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ;
Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к ОГЭ. Прошл (о/и) три недели.

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?

  • Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня на уроке?
  • Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к ОГЭ.
  • Прошл (о/и) три недели.
1. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч .  ПОДЛЕЖАЩЕЕ    неодушевлённое сущ.; собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство); обозначает животное; местоимение: КТО,НИКТО, КТО-ТО. Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь. Молодёжь охотно участву..т в движении «Гринпис». Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз. Прилетел.. несколько голубей

1. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч .

  • ПОДЛЕЖАЩЕЕ
  • неодушевлённое сущ.;
  • собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство);
  • обозначает животное;
  • местоимение: КТО,НИКТО,
  • КТО-ТО.
  • Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь.
  • Молодёжь охотно участву..т в движении «Гринпис».
  • Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.
  • Прилетел.. несколько голубей
2. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ :   Абсолютное большинство +сущ.; Подавляющее большинство +сущ.; Огромное большинство +сущ.; Только, лишь, всего, Едва, часть, каждый, Всякий, любой, Много, немного, мало, немало, сколько, столько. Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте. Только человек шесть справил..сь с заданием. Пришл.. лишь пять человек.

2. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

  • ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ :
  • Абсолютное большинство +сущ.;
  • Подавляющее большинство +сущ.;
  • Огромное большинство +сущ.;
  • Только, лишь, всего,
  • Едва, часть, каждый,
  • Всякий, любой,
  • Много, немного, мало, немало, сколько, столько.
  • Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.
  • Только человек шесть справил..сь с заданием.
  • Пришл.. лишь пять человек.
3. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:     Несколько человек ранен.. . Большинство писем доставлен.. .

3. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

  • СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:
  • Несколько человек ранен.. .
  • Большинство писем доставлен.. .
4.СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ   (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ: В начале улицы появил..сь несколько теней. В комнате был.. два окна.  В санях сидел.. три мужика.

4.СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

  • ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ
  • (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:
  • В начале улицы появил..сь несколько теней.
  • В комнате был.. два окна.
  • В санях сидел.. три мужика.
5. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ   мера , вес, время ( лет, месяцев, недель, дней, часов) сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п. До конца уроков оставал..сь 5 минут Публики сегодня был.. целая сотня. Тысяча книг уж просмотрен...

5. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

  • ПОДЛЕЖАЩЕЕ
  • мера , вес, время ( лет, месяцев, недель, дней, часов)
  • сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.
  • До конца уроков оставал..сь 5 минут
  • Публики сегодня был.. целая сотня.
  • Тысяча книг уж просмотрен...
6. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ    Составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т. д.   Прошл.. 100 лет. В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района .

6. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • Составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т. д.
  • Прошл.. 100 лет.
  • В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района .
1. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ   одушевлённое сущ.; неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке. Восемь самолётов взлетел.. попарно. Большинство учащихся работал.. летом.( НО: Большинство работало летом)

1. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.

  • ПОДЛЕЖАЩЕЕ
  • одушевлённое сущ.;
  • неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
  • Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.
  • Восемь самолётов взлетел.. попарно.
  • Большинство учащихся работал.. летом.( НО: Большинство работало летом)
2. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Дистанционное расположение главных членов:   Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы. Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

2. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.

  • Дистанционное расположение главных членов:
  • Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.
  • Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.
3. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:    Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

3. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.

  • ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:
  • Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.
 4. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо    ( ВСЕГО, ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):  Около двадцати человек провожал.. его.

4. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.

  • Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо
  • ( ВСЕГО,
  • ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):
  • Около двадцати человек провожал.. его.
5. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:    Большая часть домов этом районе камен… . Большинство девушек были приезж… .

5. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.

  • СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:
  • Большая часть домов этом районе камен… .
  • Большинство девушек были приезж… .
6. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:   Три заявления лежал.. на столе

6. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.

  • Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:
  • Три заявления лежал.. на столе
1. ДВОЯКАЯ ФОРМА Брат с сестрой приехали (=приехал ) в деревню. Жена с мужем приглашены (=приглашена )в гости  Подлежащее оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч., если одно лицо – основное ,другое сопутствующее-ЕД.Ч.

1. ДВОЯКАЯ ФОРМА

Брат с сестрой приехали (=приехал ) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена )в гости

  • Подлежащее
  • оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч.,
  • если одно лицо – основное ,другое сопутствующее-ЕД.Ч.
2. ДВОЯКАЯ ФОРМА Пять солдат отправилось в разведку (одной группой) Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)  Сказуемое ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое. МН. Ч. –показывает раздельные действия

2. ДВОЯКАЯ ФОРМА

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

  • Сказуемое
  • ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое.
  • МН. Ч. –показывает раздельные действия
3. ДВОЯКАЯ ФОРМА Редактор Павлова исправила рукопись. Врач Иванова сегодня не принимала .  Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

3. ДВОЯКАЯ ФОРМА

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала .

  • Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.
Итог урока. Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутствуЕт сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовилИсь к ОГЭ. ПрошлО три недели.

Итог урока.

  • Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
  • Сколько учеников присутствуЕт сегодня на уроке?
  • Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовилИсь к ОГЭ.
  • ПрошлО три недели.