СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксический разбор предложения с обособленными членам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксический разбор предложения с обособленными членам

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор предложения с обособленными членам»

Урок русского языка в 8 классе

(учитель русского языка и литературы

МКОУ «Татильская СОШ»

Магомедалиевой Зумрият Демирбековны)


Тема урока: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами».

Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому разбору, нахождению обособленных членов предложения.

Задачи:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся по теме «обособленные члены предложения»;

- отработать систему синтаксического разбора предложения;

- отработать правильную постановку знаков препинания при обособленных членах;

- отработать навык нахождения грамматического условия обособления;

- отработать составление графических схем с обособленными членами предложения.

Воспитательная:

- воспитывать культуру речи;

- поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая: - развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся.


Оборудование: учебник, доска, таблица «План синтаксического разбора предложения с обособленными членами», мультимедиа, проектор.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас один из завершающих уроков в блоке «Обособленные члены предложения». Скажите, пожалуйста, а какой темой традиционно заканчивается каждая большая тема в разделе «Синтаксис»?

Верно, синтаксическим разбором.

- Синтаксический разбор каких предложений вы уже умеете делать? А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (учащиеся формулируют цель урока).Правильно, ребята, также вы сегодня попробуете самостоятельно конструировать предложения с обособленными членами, а для этого вам надо быть внимательными и активными.


  1. Повторение.

  1. Анализ предложений, данных на доске (работают три человека). Задание: вставить орфограммы, найти обособленные члены, способ их выражения, расставить знаки препинания, определить условия обособления, дать характеристику, построить схемы.

А) Длин..ая плотина обсажен..ая с..р..бристыми тополями замыкала пруд.


Б) Выходец из к..зачьей семьи Суриков с детства интересовался историей своего народа.


В) Под вечер вдоволь налюбовавшись ст...пным пр..вольем орлы попарно опустились на землю.


  1. Индивидуальные карточки ( двое учащихся)


К – 1 (повышенный уровень)

Прочитайте предложения, найдите ошибки, запишите в исправленном виде. Выделите обособленные члены предложения.

А) Самолет приземлился на аэродром, вылетевший из Москвы.

Б) Старик присел отдохнуть на пенек, собиравший грибы.

К – 3 (простой уровень)

Перепишите предложения, найдите обособленные члены, подчеркните их.

А) Сильно устав, путешествен..ики все же упорно шли вперед.

Б) Смелый охотник, хорек нап..дает на животных и крупнее его.


  1. С классом проводится фронтальный опрос:

- Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Расскажите правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

После опроса слушаются ответы учащихся, выполнявших задания на доске, учитель требует прочитывать предложение четко, проговаривая трудные места, называя главные члены предложения, второстепенные и вид обособления, характеристику предложений, подводит к томучто детидобавляют в характеристику предложения то, что они осложнены обособленными членами. Учащиеся ставят себе баллы в оценочные листы.

- Вы уже хорошо знакомы с порядком синтаксического разбора простого предложения. Ну а если учесть, что на предыдущем уроке мы с вами завершили работу по теме «Предложения с обособленными членами», то сегодня наша основная задача научиться производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Что же нового добавится в порядке разбора? Для того, чтобы это выяснить, я предлагаю вам поработать самостоятельно с теоретическим материалом учебника на стр. 160.



II. Изучение нового материала.

    1. Самостоятельная работа с учебником. Знакомство с планом разбора на стр. 160. (Учитель в это время проверяет работу по индивидуальным карточкам).

- Что нового нам рассказал учебник?

- Какие сведения мы должны добавлять, выполняя синтаксический разбор предложений с обособленными членами?

- Обратите внимание еще раз на образцы устного и письменного разборов. Все ли понятно?

- Сравним план разбора в учебнике с планом, данным в таблице на доске.


III. Закрепление.

1. Первичное закрепление: коллективно, запись предложения под диктовку, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

(проговаривание разбора по плану с опорой на таблицу).

А) Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня – белыми.

(Простое, повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространенное; осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом).

ФИЗМИНУТКА

2. Тренировка в усвоении навыков выполнения синтаксического разбора.

А) Упражнение 330 (выписать два предложения с обособленными членами, произвести их синтаксический разбор). Сильные учащиеся работают самостоятельно, остальные под руководством учителя.

Б) Тренировка речевых умений и навыков учащихся.

Учащимся раздается текст с пронумерованными предложениями. Задание: прочитать текст, расставить знаки препинания, выписать номера предложений с обособленными членами, 1 вариант - определениями, 2 вариант - обстоятельствами.

- Для чего мы учимся это делать? (Выполнение данного вида задания встретится нам на экзаменах в старших классах).

Текст для 1 варианта

1)В первые дни пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений лившихся на него сверху и снизу смяли его маленькую и робкую душонку. 2) В противоположность дикарям минувших веков терявшимся при переходе из пустыней в город этот современный дикарь выхваченный из каменных объятий городских громад чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. 3) Все здесь было для него живым. 4) Он боялся леса покойно шумевшего над его головой темного задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. (Л.Андреев)

Текст для 2 варианта.

1) Утром в степи появились орлы. 2) Немного отдохнув они вновь поднялись с земли и быстро набрав высоту достойную их могучего вольнолюбивого племени тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. 3) Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. 4) Под вечер вдоволь налюбовавшись степным привольем орлы попарно опустились на землю чтобы выбрать места для ночевки.

Взаимопроверка работ в парах (учащиеся обмениваются вариантами заданий, проверяют по ключу, данному учителем на доске).

Слайд № 1

Задание 1: Из двух предложений составьте одно с обособленными членами, произведите их разбор.

А) Офицер был решительный человек. Он никогда не отменял свои приказы.

Б) Усадьба состояла из двух отдельных домиков. Которые были построены друг против друга.

Слайд № 2 

Задание 2: Выберите (укажите) грамматически правильное продолжение предложения. Запишите, произведите устно их синтаксический разбор.

- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в построении данной конструкции?

(Действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Поэтому и основное, и добавочное действиедолжно выполняться одним и тем же лицом).


Покупая подарок маме,

1) мой кошелёк быстро опустел.

2) меня охватила нежная любовь к ней.

3) постарайтесь устроить ей настоящий праздник.

4) изменились наши планы.


Слайд № 3


Отправляясь покорять горные вершины или бурные реки,

1) рюкзаки были тщательно уложены.

2) решимость туристов не знала предела.

3) необходимо изучить маршрут следования.

4) медицинская аптечка никогда не помешает.



IV. Итог урока.

- Чему научились сегодня на уроке? Все ли у вас получалось?

Над чем еще нужно поработать? Довольны ли вы своей работой?

Учащиеся завершают работу с оценочным листом.

Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание. Устно - теория стр. 160 (план разбора);

Письменно по выбору учащихся: 1. упр. 331 (по заданию);

2. Составить текст, в который войдут предложения с обособленными членами разного вида, разобрать их, составить схемы.




Оценочный лист


вид работы


оценка


Примечание

Повторение



Самостоятельная работа



Закрепление: работа с текстом



Тест






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!