Тема урока: Синтаксический разбор предложения
Цели:
- узнать порядок синтаксического разбора предложения;
- научиться выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений.
- Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает связи слов в словосочетаниях, предложениях, текстах.
- Пунктуация – раздел науки о языке, который изучает правила расстановки знаков препинания в предложениях и текстах.
- Словосочетание – сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически (с помощью окончаний, предлогов, интонации)
- Предложение – грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
Синтаксический разбор
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Охарактеризовать предложение по интонации: восклицательное или невосклицательное.
- Подчеркнуть грамматические основы и сделать вывод: простое или сложное предложение.
Если сложное
Если простое
- 4. Отметить остальные члены предложения, обозначить какими частями речи они выражены и сделать заключение: распр. или нераспр. предложение.
- 5. Указать наличие осложняющих элементов (однородных членов, обращений и т.д.)
4. Определить, чем связаны между собой части сложного предложения, т.е. указать союзное оно или бессоюзное.
5. Если союзное, то указать СПП или ССП.
Образец разбора
пр. сущ. нар. гл. прил. сущ.
- На небе ярко светило апрельское солнце .
(повеств., невоскл., прост., двусост., распр.,неосл..)
пр. сущ. гл. прил. сущ. с. сущ. .
С юга потянулись птичьи стаи , и ветер
гл. пр. сущ. прил. сущ. с. сущ.
разносит по округе весенние ароматы и звуки.
(повеств., невоскл., слож., союз и , ССП,
- двусост., распр., неосл.,
- двусост., распр., осложнено однородными дополнениями.) [ ] , и [ и ] .