СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксический разбор СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор СПП»

Конспект уроков русского языка в 9 классе

Тема уроков: «Синтаксический разбор СПП»

Цель:  обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания;

Ход урока:

Оргмомент,  целеполагание.

  • Проверка домашнего задания.

А) заполнить «слепые» схемы:      1ая схема

       Сложные предложения

Союзные

?

 

 

СПП

?

 

 

?

изъяснительные

?

?                    

2-ая схема

Придаточные предложения

 

?

Обстоятельственные

?

?

падежные вопросы

?

?

  

        Б) Составление кластера «Виды придаточных предложений»

  1. Обобщение и систематизация изученного

1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)

  1. Предложения бывают простые, сложные и составные.

  2. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.

  3. Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются запятыми.

  4. Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.

  5. Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.

  6. Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.

Ответ: 010110









2) Определить вид придаточного

Предложения с изъяснительным придаточным

Эта часть связана со словами в главном предложении, выражающими чувства (плакать, горевать, веселиться), речи (произносить, спрашивать, отвечать) и мысли (воображать, думать). Она раскрывает их смысл и отвечает на вопросы падежей: «чему?», «что?», «о чём?», «чем»:

  • Я спросил сестру, какой её любимый цвет.

  • Начальник попросил Марию, чтобы она больше не опаздывала.

  • Дима подумал, будто однокласснику стало плохо.

  • Сейчас мало кто знает, что значит выражение «бить баклуши».

Придаточное определительное



Поясняет лексему, стоящую  в главном предложении, со значением предметности. Вопросы: «чей?», «какой?», «каков?»:

  • Дом, который принадлежал бабушке, почти разрушился.

  • Я вспоминаю те моменты, которые происходили со мной раньше, с улыбкой.

  • Мне нравятся места, где тихо и спокойно.

  • Нарисуй такую картину, чтобы глаз не оторвать.

Примеры предложений с придаточным образа действия

Включает в себя указательное слово «так», которое находится в главном предложении. Сообщает, каким образом выполняется действие:

  • Нужно выкладываться на тренировках так, чтобы потом быть первым на соревнованиях.

  • Борис танцевал так, будто вокруг никого не было.

  • Я приготовила обед так, как просила мама.

  • Анна вела себя так, словно ей было что сказать.

Придаточное причины

Приводит причину, о которой упоминалось в главном предложении. Вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?»:

  • У сестры дома нет животных, потому что у неё аллергия.

  • Я не поеду в поход, поскольку не люблю долгие пешие прогулки.

  • Оля не подготовилась к экзамену, так как смотрела за младшим братом.

  • Он не ел мясо и яйца, ибо соблюдал пост.

Предложения с придаточным места

Относятся к наречиям («всюду», «там», «оттуда», «везде», «туда», «отовсюду»), а также к обстоятельству места. Вопросы: «откуда?», «где?», «куда?»:

  • Там, где живёт моя семья, красивая природа.

  • Оттуда, где виднелся лес, доносились странные звуки.

  • Куда курица, туда и цыплята.

  • Куда ты захочешь, туда мы и пойдём.





СПП с придаточным меры и степени

Характеризуют степень проявления действия, признака, качества. Относится к указательным лексемам «настолько», «так», «до того», «столько», «такой». Вопросы: «насколько?», «в какой степени?», «сколько?»:

  • Он разговаривал так громко, что слышали все соседи.

  • Роман выполнил задание быстрее, чем могла представить учительница.

  • Коля бегал так настолько быстро, что мама не могла его догнать.

  • Хулиган ударил так, что из носа пошла кровь.

Придаточное времени

Поясняют главную часть. Вопросы: «с каких пор?», «когда?», «как долго?»:

  • Когда закончились уроки, мы пошли в кино.

  • Пока я не уехал, я хочу тебя увидеть.

  • Как только село солнце, мы отправились домой.

  • После того как Валя прочла эту книгу, она долго не могла прийти в себя.

Придаточное уступительное

В главном предложении происходит действие независимо от того, о чём говорится  в придаточной части. Вопросы: «вопреки чему?», «несмотря на что?»:

  • Я уйду с нелюбимой работы, кто бы что ни говорил.

  • Хотя мы хорошо отдохнули, но устали ещё больше.

  • Было очень холодно, хотя светило солнце.

  • Преподаватель отлично выглядел, несмотря на то что часто болел.

Примеры предложений с придаточным сравнения

Сравниваются два события:

  • Ребёнок прижался к матери, словно маленький котёнок.

  • Мы с новым знакомым долго беседовали, как будто знали друг друга давно.

  • Её глаза были синими, точно как море.

  • Гром гремел так, будто хотел напугать всех вокруг.

Придаточное условное

В зависимой части есть условие, благодаря которому совершается событие в главной части:

  • Если бы я выучил правило, то получил бы пятёрку.

  • Ты должен много трудиться, коль хочешь стать настоящим человеком.

  • Раз уж Катя обещала помочь, отказываться уже нельзя.

  • Раз ты молчишь, я сам тебе расскажу правду.

СПП с придаточным следствия

Приводят результат того, о чём было сказано в главном предложении («что явилось следствием?»):

  • Оксана Игоревна заболела, вследствие чего не пришла на работу.

  • Пошёл дождь, в силу чего все дороги к селу размыло.

  • В детском саду шумно, так что не слышно голоса воспитателя.

  • Ветер срывает листья с деревьев, так что они поднимаются вверх и танцуют вальс.

Таким образом, в русском языке есть предложения с разными видами связи. Чтобы понять, какое значение выражает придаточное, необходимо проанализировать контекст.

  1. По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).

2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)

  1. За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).

  2. Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).

  3. Медведь стоял там, где стоял лось .( место).

  4. Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)





3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки в учебнике)

Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.


Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ - = и = ], (как = - ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = - ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть - придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ - = ], (которую = - ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ - = и = ], (что = - ), ( = - ) и ( - = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть - главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части - придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ - = ], (как  , (на котором - = ),  - =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ - придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ - = , (пока - = ), и = ], (что - = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.



  1. Подведение итогов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя