Конспект уроков русского языка в 9 классе
Тема уроков: «Синтаксический разбор СПП»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания;
Ход урока:
Оргмомент, целеполагание.
А) заполнить «слепые» схемы: 1ая схема
Сложные предложения |
Союзные | ? | | |
СПП | ? | | |
? | изъяснительные | ? | ? |
2-ая схема
Придаточные предложения
| ? | Обстоятельственные | ? |
? | падежные вопросы | ? | ? |
Б) Составление кластера «Виды придаточных предложений»
-
Обобщение и систематизация изученного
1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)
-
Предложения бывают простые, сложные и составные.
-
Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.
-
Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются запятыми.
-
Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.
-
Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.
-
Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.
Ответ: 010110
2) Определить вид придаточного
Предложения с изъяснительным придаточным
Эта часть связана со словами в главном предложении, выражающими чувства (плакать, горевать, веселиться), речи (произносить, спрашивать, отвечать) и мысли (воображать, думать). Она раскрывает их смысл и отвечает на вопросы падежей: «чему?», «что?», «о чём?», «чем»:
-
Я спросил сестру, какой её любимый цвет.
-
Начальник попросил Марию, чтобы она больше не опаздывала.
-
Дима подумал, будто однокласснику стало плохо.
-
Сейчас мало кто знает, что значит выражение «бить баклуши».
Придаточное определительное
Поясняет лексему, стоящую в главном предложении, со значением предметности. Вопросы: «чей?», «какой?», «каков?»:
-
Дом, который принадлежал бабушке, почти разрушился.
-
Я вспоминаю те моменты, которые происходили со мной раньше, с улыбкой.
-
Мне нравятся места, где тихо и спокойно.
-
Нарисуй такую картину, чтобы глаз не оторвать.
Примеры предложений с придаточным образа действия
Включает в себя указательное слово «так», которое находится в главном предложении. Сообщает, каким образом выполняется действие:
-
Нужно выкладываться на тренировках так, чтобы потом быть первым на соревнованиях.
-
Борис танцевал так, будто вокруг никого не было.
-
Я приготовила обед так, как просила мама.
-
Анна вела себя так, словно ей было что сказать.
Придаточное причины
Приводит причину, о которой упоминалось в главном предложении. Вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?»:
-
У сестры дома нет животных, потому что у неё аллергия.
-
Я не поеду в поход, поскольку не люблю долгие пешие прогулки.
-
Оля не подготовилась к экзамену, так как смотрела за младшим братом.
-
Он не ел мясо и яйца, ибо соблюдал пост.
Предложения с придаточным места
Относятся к наречиям («всюду», «там», «оттуда», «везде», «туда», «отовсюду»), а также к обстоятельству места. Вопросы: «откуда?», «где?», «куда?»:
-
Там, где живёт моя семья, красивая природа.
-
Оттуда, где виднелся лес, доносились странные звуки.
-
Куда курица, туда и цыплята.
-
Куда ты захочешь, туда мы и пойдём.
СПП с придаточным меры и степени
Характеризуют степень проявления действия, признака, качества. Относится к указательным лексемам «настолько», «так», «до того», «столько», «такой». Вопросы: «насколько?», «в какой степени?», «сколько?»:
-
Он разговаривал так громко, что слышали все соседи.
-
Роман выполнил задание быстрее, чем могла представить учительница.
-
Коля бегал так настолько быстро, что мама не могла его догнать.
-
Хулиган ударил так, что из носа пошла кровь.
Придаточное времени
Поясняют главную часть. Вопросы: «с каких пор?», «когда?», «как долго?»:
-
Когда закончились уроки, мы пошли в кино.
-
Пока я не уехал, я хочу тебя увидеть.
-
Как только село солнце, мы отправились домой.
-
После того как Валя прочла эту книгу, она долго не могла прийти в себя.
Придаточное уступительное
В главном предложении происходит действие независимо от того, о чём говорится в придаточной части. Вопросы: «вопреки чему?», «несмотря на что?»:
-
Я уйду с нелюбимой работы, кто бы что ни говорил.
-
Хотя мы хорошо отдохнули, но устали ещё больше.
-
Было очень холодно, хотя светило солнце.
-
Преподаватель отлично выглядел, несмотря на то что часто болел.
Примеры предложений с придаточным сравнения
Сравниваются два события:
-
Ребёнок прижался к матери, словно маленький котёнок.
-
Мы с новым знакомым долго беседовали, как будто знали друг друга давно.
-
Её глаза были синими, точно как море.
-
Гром гремел так, будто хотел напугать всех вокруг.
Придаточное условное
В зависимой части есть условие, благодаря которому совершается событие в главной части:
-
Если бы я выучил правило, то получил бы пятёрку.
-
Ты должен много трудиться, коль хочешь стать настоящим человеком.
-
Раз уж Катя обещала помочь, отказываться уже нельзя.
-
Раз ты молчишь, я сам тебе расскажу правду.
СПП с придаточным следствия
Приводят результат того, о чём было сказано в главном предложении («что явилось следствием?»):
-
Оксана Игоревна заболела, вследствие чего не пришла на работу.
-
Пошёл дождь, в силу чего все дороги к селу размыло.
-
В детском саду шумно, так что не слышно голоса воспитателя.
-
Ветер срывает листья с деревьев, так что они поднимаются вверх и танцуют вальс.
Таким образом, в русском языке есть предложения с разными видами связи. Чтобы понять, какое значение выражает придаточное, необходимо проанализировать контекст.
-
По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).
2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)
-
За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).
-
Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).
-
Медведь стоял там, где стоял лось .( место).
-
Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)
3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки в учебнике)
Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Образцы разбора сложноподчинённого предложения
[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).
[ - = и = ], (как = - ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
(Кто там живёт), [не знал я раньше].
(Кто = ), [ = - ],
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть - придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).
[ - = ], (которую = - ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].
[ , (когда = ), = и = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.
Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).
[ - = и = ], (что = - ), ( = - ) и ( - = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть - главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части - придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.
[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).
[ - = ], (как , (на котором - = ), - =, = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ - придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.
[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).
[ - = , (пока - = ), и = ], (что - = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.
-
Подведение итогов.