Проверка домашнего задания. Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, выявить пробелы в знаниях, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Выявление степени усвоения заданного учебного материала Ликвидация обнаруженных недостатков. Математический диктант Данные углы выразите в радианах:1400, 2200, 560, 2250, 4400, 240, 15000, 3300 Выразите в градусах: 0,8π, 2π/5, 3π/4,5π/8, π/4, 7π/8 |
Актуализация знаний и умений Задачи: психологическая подготовка ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку; учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. | - Мы с вами уже встречались с тригонометрическими функциями в 8 классе на теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». Сейчас вспомним, что же нам о них известно. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС с острым углом А. Что будет называться синусом острого угла А? (Синусом острого угла А прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе) Косинусом острого угла А? (Косинусом острого угла А прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе) Тангенсом острого угла А? (Тангенсом острого угла А прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему) Предлагаю вам вспомнить значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 400и 600, а так же применение уже сказанных определений. |
Осмысление Изучение нового материала. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/08/s_5aa0eeb98b6b1/851044_1.png) Введём прямоугольную систему координат Оху и построим окружность радиуса 1 с центром в начале координат. Назовём её единичной окружностью. Из точки О проведём луч h, пересекающий единичную окружность в точке М(х;у). Обозначим буквой α угол между лучом h и положительной полуосью абсцисс. Если угол α острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем sin α =MD/OM, аcos α = OD/OM. Но OM = 1, MD = у, OD = х, поэтому sin α = у, cos α = х. Итак, синус острого угла α равен ординате у точки М, косинус угла α- абсциссе х точки М. Для определения прямого, тупого, равного 0 или развернутого , так же используются эти формулыsin α = у, cos α = х. Таким образом, для любого угла α из промежутка 0°≤ α ≤180 синусом угла αназывается ордината у точки М, а косинусом угла α – абсцисса х точки М. Тангенсом угла α (α≠900) называется отношение ординаты у к абсциссе х точки М. Т.е. tg a = y/x Основное тригонометрическое тождество. На рисунке изображены система координат Оxy и единичная полуокружность DСВ с центром О. Эта полуокружность является дугой окружности, уравнение которой имеет вид X² + Y² = 1. Подставив сюда выражения для x u y из формулы: sin = x,cos = y, получим равенство sin²a+ cos²a = 1. Данное равенство называется Основным тригонометрическим тождеством. В 8 классе мы с вами доказывали его для острых углов. Справедливы также следующие тождества , при 0°≤ α ≤900 , , , при 0°≤ α ≤1800 Знаки sin a. Так как sin a = y /R, то знак sin a зависит от знака y. В 1 и 2 четвертях y0, а в 3 и 4 четвертях y sin a0, если а является углом 1 или 2 четверти, и sin a Знаки cos a. Знак cos a зависит от знака x, так как cos a = x/R. В 1 и 4 четвертях x0, а во 2 и 3 четвертях x cos a0, если а является углом 1 или 4 четверти, и cos a Знаки tg a и ctg a. Так как tg a = y/x, а ctg a = x/y, то знаки tg a и ctg a зависят от знаков x и y. В 1 и 3 четвертях x и y имеют одинаковые знаки, а во 2 и 4 разные. Значит: tg a0 и ctga0, если а является углом 1 или 3 четверти; tg a ctg a Формулы для вычисления координат точки. Пусть задана система координат Oxy и дана точка А(x;y). Выразим координаты точки А через длину отрезка ОА и угол a: М – точка пересечения луча ОА с единичной полуокружностью. x = cosa, y = sina, М(cosa; sina) Вектор имеет те же координаты, что и точка М, т.е. {cosa;sina} Вектор имеет те же координаты, что и точка А, т.е. {x;y} По лемме о коллинеарных векторах: , поэтому х=OA ∙ cosa, у=OА ∙ sina |
Закрепления новых знаний и умений. Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения | Дайте определения тригонометрических функций. Какой четверти принадлежат углы1200,, 2850,3π/8, 12π/5? Чем различаются числовая ось и числовая окружность? |