Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Коррекционно – развивающие занятия» для 1 «А» класса разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).
Коррекционный курс «Коррекционно – развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 60 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи и направления:
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
представления о собственном теле
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
отнесение себя к определенному полу
развитие способности осознавать и выражать свои интересы
формировать представления о возрастных изменениях
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое) локализовать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
формировать умения обслуживать себя
формировать умения следить за своим внешним видом
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Методы:
Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность:
Возрастная идентификация:
определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»:
осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»:
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»:
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
умеет кооперироваться и сотрудничать;
избегает конфликтных ситуаций;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
использует элементарные формы речевого этикета;
принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок:
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
Биологический уровень:
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
Развитие мотивов учебной деятельности:
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи:
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность:
не мусорит на улице;
не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
принимает участие в коллективных делах и играх;
принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Основные требования к знаниям умениям учащихся.
Планируемые результаты коррекционной работы на конец года:
повторяет движения тела по примеру взрослого
достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
выкладывает с помощью палочек простые изображения
застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
находит одинаковые по звуку предметы
собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
строит из кубиков башню
Предметно-практическая деятельность
умеет фиксировать взгляд на объекте;
умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
скатывает из бумаги шарики;
раскладывает кусочки ткани на столе;
играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Предметно-практические действия
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами», «Действия с предметами».
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
№ пп | Наименование разделов | Кол-во часов по разделу |
1 | «Сенсорное развитие». | 10 |
2 | «Слуховое восприятие». | 6 |
3 | «Предметно – практическая деятельность». | 17 |
4 | «Двигательное развитие». | 13 |
5 | «Альтернативная коммуникация». | 12 |
6 | «Кинестетическое восприятие». | 2 |
| Всего: | 60ч |
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактич. |
1 | Зрительное восприятие. «Посмотри на меня». | 02.09 | |
2 | Зрительное восприятие. «Чего не стало?». | 06.09 | |
3 | Зрительное восприятие. «Поставь игрушки на своё место». | 09.09 | |
4 | Зрительное восприятие. «Куда полетела бабочка?». | 13.09 | |
5 | Зрительное восприятие. «Куда поехала машина?». | 16.09 | |
6 | Зрительное восприятие. «Машинка», «Мишка». | 20.09 | |
7 | Зрительное восприятие. «Кукла», «Бабочка». | 23.09 | |
8 | Зрительное восприятие. «Зелёная травка». | 27.09 | |
9 | Зрительное восприятие. «Желтое солнышко». | 30.09 | |
10 | Зрительное восприятие. Манипуляция больших и маленьких предметов. | 04.10 | |
11 | Предметно – практическая деятельность. «Надевание колец на стержень». | 07.10 | |
12 | Предметно – практическая деятельность. «Разбери пирамидку». | 11.10 | |
13 | Слуховое восприятие. «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ», «МЯУ-МЯУ»). | 14.10 | |
14 | Слуховое восприятие. «На чем играет Петрушка?». | 18.10 | |
15 | Слуховое восприятие. «Как говорят животные?» Звери. | 21.10 | |
16 | Слуховое восприятие. «Как говорят животные?» Птицы. | 25.10 | |
17 | Слуховое восприятие. «Какой звучит инструмент?» Струнные. | 08.11 | |
18 | Слуховое восприятие. «Какой звучит инструмент?» Духовые. | 11.11 | |
19 | Кинестетическое восприятие. «Меховой мишка и бумажный мишка». | 15.11 | |
20 | Кинестетическое восприятие. «Меховой мишка и бумажный мишка». Закрепление. | 18.11 | |
21 | Предметно – практическая деятельность. «Рвём бумагу и складываем в коробочку» . | 22.11 | |
22 | Предметно – практическая деятельность. «Смешай краски». | 25.11 | |
23 | Предметно – практическая деятельность. «Мыльные пузыри». | 29.11 | |
24 | Предметно – практическая деятельность. «Собери бусинки». | 02.12 | |
25 | Предметно – практическая деятельность. «Заведи машинку». | 06.12 | |
26 | Предметно – практическая деятельность. «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». | 09.12 | |
27 | Предметно – практическая деятельность. «Открой баночку, сложи бусины». | 13.09 | |
28 | Предметно – практическая деятельность. «Матрешка». | 16.12 | |
29 | Предметно – практическая деятельность. «Найди предметы в песочнице». | 20.12 | |
30 | Предметно – практическая деятельность. «Рисование красками, лучики солнца». | 23.12 | |
31 | Двигательное развитие. Игра «Бросай, поймай мячик». | 27.12 | |
32 | Двигательное развитие. Игра «Прокати мяч по дорожке». | 13.01 | |
33 | Двигательное развитие. Игра «У медведя во бору». | 17.01 | |
34 | Двигательное развитие. Игра «Заинька попляши». | 20.01 | |
35 | Двигательное развитие. Игра «Кошка и воробушки». | 24.01 | |
36 | Двигательное развитие. Игра «Воздушные снежинки». | 27.01 | |
37 | Двигательное развитие. Игра «Воздушные шары». | 31.01 | |
38 | Двигательное развитие. Игра «Бабочки». | 03.02 | |
39 | Двигательное развитие. Игра «Гуси-гуси». | 07.02 | |
40 | Двигательное развитие. Игра «Воробушки и автомобиль». | 17.02 | |
41 | Игра «Заинька попляши, беленький попляши». | 21.02 | |
42 | «Ладушки – ладушки». Пальчиковая гимнастика. | 28.02 | |
43 | «Сорока- белобока». Пальчиковая гимнастика. | 02.03 | |
44 | Альтернативная коммуникация. «Узнай, какое у меня настроение». | 06.03 | |
45 | Альтернативная коммуникация. «Позови меня (жестом, звуком, словом)». | 13.03 | |
46 | Альтернативная коммуникация. Знакомство с худож. произведениями «Теремок». | 16.03 | |
47 | Альтернативная коммуникация. Знакомство с худож. произведениями «Колобок». | 20.03 | |
48 | Альтернативная коммуникация. «Мишка косолапый». | 03.04 | |
49 | Альтернативная коммуникация. «Наша, Таня громко плачет». А. Барто. | 06.04 | |
50 | Альтернативная коммуникация. «Игра жестов, книга – разговоров». | 10.04 | |
51 | Альтернативная коммуникация. Игра «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.». | 13.04 | |
52 | Альтернативная коммуникация. «Найди такой же». «Найди пару». | 17.04 | |
53 | Альтернативная коммуникация. «Назови, одним словом». «Что лишнее?». | 20.04 | |
54 | Альтернативная коммуникация. «Разноцветные палочки». | 24.04 | |
55 | Альтернативная коммуникация. «Разноцветные палочки». Закрепление. | 27.04 | |
56 | Предметно – практическая деятельность. Поделки из пластилина. | 08.05 | |
57 | Предметно – практическая деятельность. «Колобки, колбаски». | 15.04 | |
58 | Предметно – практическая деятельность. «Поможем кукле Кате прибраться». | 18.05 | |
59 | Предметно – практическая деятельность. «К нам придут гости». | 22.05 | |
60 | Предметно – практическая деятельность. «Чудесный мешочек», «Игры в песочнице». | 25.05 | |
Учебно-методическое и материально -техническое обеспечение
Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, записывающие устройства.
игрушки
набор посуды
мебели
одежда и обувь для куклы
мозаики
пазлы
вкладыши