«Коррекционно-развивающие занятия»
63 ч (2 ч в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Описание места проведения коррекционных занятий
Данная программа рассчитана на год. Занятия проводятся в учебном помещении, рассчитаны на 63 ч. (2 раза в неделю).
Содержание коррекционного курса
Содержание состоит из следующих разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Предметно-практические действия».
Задачи и направления:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Ожидаемые личностные и предметные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
Возрастная идентификация
проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
«Чувства, желания, взгляды»
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
умеет кооперироваться и сотрудничать;
избегает конфликтных ситуаций;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
использует элементарные формы речевого этикета;
принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
стремится помогать окружающим;
Биологический уровень
Осознает себя в следующих социальных ролях:
Развитие мотивов учебной деятельности:
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
Ответственность за собственные вещи
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
не мусорит на улице;
не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия»»
1 (дополнительный) класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения |
| I четверть (16ч) | | |
1 | Зрительное восприятие. «Посмотри на меня». | 1 | |
2 | Зрительное восприятие. «Чего не стало?». | 1 | |
3 | Зрительное восприятие. «Поставь игрушки на своё место». | 1 | |
4 | Зрительное восприятие. «Куда полетела бабочка?». | 1 | |
5 | Зрительное восприятие. «Куда поехала машина?». | 1 | |
6-7 | Зрительное восприятие. «Чья тень?». | 2 | |
8 | Зрительное восприятие. «Машинка». «Мишка». | 1 | |
9 | Зрительное восприятие. «Кукла». «Бабочка». | 1 | |
10 | Зрительное восприятие. «Зелёная травка». «Желтое солнышко». | 1 | |
11 | Зрительное восприятие. «Манипуляция больших и маленьких предметов». | 1 | |
12 | «Надевание колец на стержень». | 1 | |
13 | «Разбери пирамидку». | 1 | |
14 | «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»). | 1 | |
15 | «На чем играет Петрушка?». | 1 | |
16 | «Как говорят животные?». | 1 | |
II четверть (16ч) |
1 | Предметно - практическая деятельность. «Рвём бумагу и складываем в коробочку». | 1 | |
2 | Предметно - практическая деятельность. «Смешай краски». | 1 | |
3 | Предметно - практическая деятельность. «Мыльные пузыри». | 1 | |
4 | Предметно - практическая деятельность. «Пересыпь горох». | 1 | |
5 | Предметно - практическая деятельность. «Открой баночку, заполни её фасолью». | 1 | |
6 | Предметно - практическая деятельность. «Заведи машинку». | 1 | |
7 | Мелкая моторика. Попадание в цель. | 1 | |
8 | Мелкая моторика. Вырезание фигур. | 1 | |
9 | Мелкая моторика. Расслабление и напряжение мышц разных частей тела по показу и инструкции | 1 | |
10 | Тактильная чувствительность «Чудесный мешочек». | 1 | |
11 | Тактильная чувствительность. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет». | 1 | |
12 | Сенсорное развитие. Игра «Найди пару». | 1 | |
13 | Сенсорное развитие. Игра «Узнай фигуру». | 1 | |
14 | Сенсорное развитие. Рисуем на крупе. | 1 | |
15 | Слуховое восприятие. Игра «Угадай, кто сказал» | 1 | |
16 | Слуховое восприятие. Игра «Соедини правильно». | 1 | |
III четверть (18ч) |
1 | Предметно - практическая деятельность. «Поделки из пластилина» | 1 | |
2 | Предметно - практическая деятельность. Игра «Колобки, колбаски». | 1 | |
3 | Мелкая моторика: шнуровка. | 1 | |
4 | Мелкая моторика: собирание бус. | 1 | |
5 | Мелкая моторика: снятие мышечных зажимов. | 1 | |
6 | Сенсорное развитие. Игра «Волшебные лепестки». | 1 | |
7 | Сенсорное развитие. Игра «Когда это бывает?» | 1 | |
8 | Слуховое восприятие. Игра «Жмурки с колокольчиком». | 1 | |
9 | Слуховое восприятие. Игра «Телефончик». | 1 | |
10 | Графомоторные навыки: раскрашивание, разлиновка. | 1 | |
11 - 12 | Графомоторные навыки: рисование по клеточкам. | 2 | |
13-14 | Тактильная чувствительность: собирание матрешки, пирамидки. | 2 | |
15 | Восприятие запаха: Игра «Что приготовил повар на обед?» | 1 | |
16 | Восприятие запаха: Игра «Овощи, фрукты». | 1 | |
17 | Кинестетическое развитие. Игра «Весёлые прыжки». | 1 | |
18 | Кинестетическое развитие: Игра «Попрыгунчики». | 1 | |
I Vчетверть (13ч) |
1 | Пространственная ориентация: ориентировка в линейном ряду. | 1 | |
2 | Пространственная ориентация: ориентировка на словесное обозначение пространственного расположения предметов. | 1 | |
3 | Пространственная ориентация: составление целого из частей. | 1 | |
4 | Кинестетическое развитие. Игры с мягкими мячами. | 1 | |
5 | Графомоторные навыки: дорисовывание изображений. | 1 | |
6 | Сенсорное развитие. Игра «Найди предмет такой же формы». | 1 | |
7 | Сенсорное развитие. Игра «Катится – не катится». | 1 | |
8 | Графомоторные навыки: штриховка, обведение по контуру. | 1 | |
9 | Графомоторные навыки: графический диктант. | 1 | |
10 | Слуховое восприятие. Игра «Хлопни на слово». | 1 | |
11 | Слуховое восприятие. Игра «Опиши предмет». | 1 | |
12 | Тактильная чувствительность: Игра «Потерянные в рисе». | 1 | |
13 | Восприятие запаха: Игра «Кто больше угадает». | 1 | |
Материально - техническое обеспечение
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир
вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
Учебно - методическое обеспечение.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998..
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
{Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.:
«Ось-89», 2006.
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии / сост. и общая редакция В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М. «Просвещение».
2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет.
7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. –
М.
15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.
17. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.