СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР по предмету "Коррекционно - развивающие занятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Коррекционно - развивающие занятия" 1 дополнительный класс вариант 8.2.

Просмотр содержимого документа
«СИПР по предмету "Коррекционно - развивающие занятия"»


«Коррекционно-развивающие занятия»

63 ч (2 ч в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Описание места проведения коррекционных занятий

Данная программа рассчитана на год. Занятия проводятся в учебном помещении, рассчитаны на 63 ч. (2 раза в неделю).

Содержание коррекционного курса

  • Содержание состоит из следующих разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Предметно-практические действия».

Задачи и направления:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

— представления о собственном теле;

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

— отнесение себя к определенному полу;

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

— формировать представления о возрастных изменениях;

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

— формировать умения следить за своим внешним видом;

— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


Ожидаемые личностные и предметные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

  • определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»



  • понимает эмоциональные состояния других людей;

  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

  • проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;

  • умеет кооперироваться и сотрудничать;

  • избегает конфликтных ситуаций;

  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

  • использует элементарные формы речевого этикета;

  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);



Мотивационно – личностный блок

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

стремится помогать окружающим;

Биологический уровень

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)



  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)



Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно–бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);



Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи



  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;



Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;

  • не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

  • принимает участие в коллективных делах и играх; принимать и оказывать помощь.
















Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия»»

1 (дополнительный) класс

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество

часов

Дата проведения


I четверть (16ч)



1

Зрительное восприятие. «Посмотри на меня».

1


2

Зрительное восприятие. «Чего не стало?».

1


3

Зрительное восприятие. «Поставь игрушки на своё место».

1


4

Зрительное восприятие. «Куда полетела бабочка?».

1


5

Зрительное восприятие. «Куда поехала машина?».

1


6-7

Зрительное восприятие. «Чья тень?».

2


8

Зрительное восприятие. «Машинка». «Мишка».

1


9

Зрительное восприятие. «Кукла». «Бабочка».

1


10

Зрительное восприятие. «Зелёная травка». «Желтое солнышко».

1


11

Зрительное восприятие. «Манипуляция больших и маленьких предметов».

1


12

«Надевание колец на стержень».

1


13

«Разбери пирамидку».

1


14

«Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»).

1


15

«На чем играет Петрушка?».

1


16

«Как говорят животные?».

1


II четверть (16ч)

1

Предметно - практическая деятельность. «Рвём бумагу и складываем в коробочку».

1


2

Предметно - практическая деятельность. «Смешай краски».

1


3

Предметно - практическая деятельность. «Мыльные пузыри».

1


4

Предметно - практическая деятельность. «Пересыпь горох».

1


5

Предметно - практическая деятельность. «Открой баночку, заполни её фасолью».

1


6

Предметно - практическая деятельность. «Заведи машинку».

1


7

Мелкая моторика. Попадание в цель.

1


8

Мелкая моторика. Вырезание фигур.

1


9

Мелкая моторика. Расслабление и напряжение

мышц разных частей тела по показу и инструкции

1


10

Тактильная чувствительность «Чудесный мешочек».

1


11

Тактильная чувствительность. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет».

1


12

Сенсорное развитие. Игра «Найди пару».

1


13

Сенсорное развитие. Игра «Узнай фигуру».

1


14

Сенсорное развитие. Рисуем на крупе.

1


15

Слуховое восприятие. Игра «Угадай, кто сказал»

1


16

Слуховое восприятие. Игра «Соедини правильно».

1


III четверть (18ч)

1

Предметно - практическая деятельность. «Поделки из пластилина»

1


2

Предметно - практическая деятельность. Игра «Колобки, колбаски».

1


3

Мелкая моторика: шнуровка.

1


4

Мелкая моторика: собирание бус.

1


5

Мелкая моторика: снятие мышечных зажимов.

1


6

Сенсорное развитие. Игра «Волшебные лепестки».

1


7

Сенсорное развитие. Игра «Когда это бывает?»

1


8

Слуховое восприятие. Игра «Жмурки с колокольчиком».

1


9

Слуховое восприятие. Игра «Телефончик».

1


10

Графомоторные навыки: раскрашивание, разлиновка.

1


11 - 12

Графомоторные навыки: рисование по клеточкам.

2


13-14

Тактильная чувствительность: собирание матрешки, пирамидки.

2


15

Восприятие запаха: Игра «Что приготовил повар на обед?»

1


16

Восприятие запаха: Игра «Овощи, фрукты».

1


17

Кинестетическое развитие. Игра «Весёлые прыжки».

1


18

Кинестетическое развитие: Игра «Попрыгунчики».

1


I Vчетверть (13ч)

1

Пространственная ориентация: ориентировка в линейном ряду.

1


2

Пространственная ориентация: ориентировка на словесное обозначение пространственного

расположения предметов.

1


3

Пространственная ориентация: составление целого из частей.

1


4

Кинестетическое развитие. Игры с мягкими мячами.

1


5

Графомоторные навыки: дорисовывание изображений.

1


6

Сенсорное развитие. Игра «Найди предмет такой же формы».

1


7

Сенсорное развитие. Игра «Катится – не катится».

1


8

Графомоторные навыки: штриховка, обведение по

контуру.

1


9

Графомоторные навыки: графический диктант.

1


10

Слуховое восприятие. Игра «Хлопни на слово».

1


11

Слуховое восприятие. Игра «Опиши предмет».

1


12

Тактильная чувствительность: Игра «Потерянные в рисе».

1


13

Восприятие запаха: Игра «Кто больше угадает».

1




Материально - техническое обеспечение



  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);



  • игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;



  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);



  • иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир

  • вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.



  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).


Учебно - методическое обеспечение.


- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998..

- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

{Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.:

«Ось-89», 2006.

- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии / сост. и общая редакция В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М. «Просвещение».

2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.

3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.

4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..

5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.

6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет.

7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.

8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.

9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.

10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.

11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.

12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».

13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.

14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. –

М.

15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».

16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.

17. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.