СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР по предмету "Окружающий социальный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Окружающий социальный мир" 1 дополнительный класс вариант 8.2.

Просмотр содержимого документа
«СИПР по предмету "Окружающий социальный мир"»



Окружающий социальный мир.

1 а доп. класс (32 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 32 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа представлена следующими разделами: «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1

Здравствуй, школа!


Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе



Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).



Всего часов за модуль:

5

2 модуль

Этот рукотворный мир


Предметы вокруг нас (созданы человеком).

1


Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные)

2


Одежда.



Мебель (назначение, виды)

1


Всего часов за модуль:

5

3 модуль

Я и моя семья


Члены семьи

1


Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"

1

Дом, в котором я живу


Мой дом (квартира). Назначение комнат.

2


Мебель (диван, стул, стол)

1


Всего часов за модуль:

5

4 модуль

Дом, в котором я живу


Посуда (тарелка, чашка, ложка).

2


Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник)

1


Игровые действия: стирка, чаепитие

2

Улица


Двор. Игровая и спортивная площадки

1


Уличное движение. Светофор.

1


Всего часов за модуль

7

5 модуль

Транспорт


Виды и значение транспорта. Автобус

2

Мир людей


Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия.

2


Профессии. Врач. Игровые действия

2


Всего часов за модуль:

6

6 модуль

Мир людей


Профессии. Продавец. Игровые действия

2


Профессии. Повар. Игровые упражнения.

2


Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

2


Всего часов за модуль:

6


Всего часов за год:

32



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 дополнительного класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 32 часа, количество занятий в классе в неделю –1ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Окружающий социальный мир»

1 (дополнительный) класс 32ч


№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Приме

чание

I четверть (8ч)

1

Здравствуй, школа! Я – ученик.

1



2

Школа. Экскурсия по школе.

1



3

Помещения школы – школьный класс.

1



4

Помещения школы – туалет.

1



5

Помещения школы – школьная столовая.

1



6

Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш).

1



7

Мой дом (квартира). Части дома – стена, крыша, окно.

1



8

Назначение комнат.

1



I I четверть (8ч)

1-3

Игрушки. Мяч. Кукла.

(мягкие - твердые).

3



4

Семья. Члены семьи.

1



5

Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери".

1



6

Мебель (стол, стул, шкаф).

1



7-8

Посуда (тарелка, чашка, ложка).

2



III четверть (9ч)

1

Помощники в доме (бытовые приборы).

1



2-3

Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка».

2



4

Улица. Двор (игровая площадка).

1



5

Улица. Уличное движение.

1



6-7

Транспорт. Автобус.

2



8

Профессии. Водитель (шофер).

1



9

Водитель-пассажир. Игра «В автобусе».

1



IVчетверть (7ч)

1

Профессии. Врач.

1



2

Доктор-пациент. Игра «Больница».

1



3

Профессии. Продавец.

1



4

Продавец- покупатель. Игра «Магазин».

1



5

Профессии. Повар.

1



6

Упражнение «Что пригодится повару?»

"Я готовлю обед".

1



7

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

1









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию

с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течении даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Для 2 группы планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки;

- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

- детские наборы «Больница», «Магазин».