ТЕМА 2.1.
Исторический аспект становления системы художественного образования
Тема урока 1-2.
Система художественного образования Древнего Мира
Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности.
Вначале навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания.
Рисунки носили ритуальный характер
В период неолита, рисование человек стал использовать для украшения предметов быта.
В связи с этим стали возникать и методы обучения.
Мастер по нескольку раз показывал ученику как надо работать над изображением орнамента или др. мотивов.
Но четко разработанных принципов обучения еще не было.
В Древнем Египте рисованию учили в школе, наряду с черчением.
Окончив школу, юноша должен был уметь :
-измерить и начертить площадь поля;
-зарисовать план помещения;
-нарисовать и вычертить схему канала.
* При обучении детей грамоте, рисованию уделялось основное внимание , так как сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов.
* Рисование в Древнем Египте впервые становится предметом школьного обучения .
* Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически.
Метод и система
преподавания у всех художников-педагогов
были едиными , ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.
Обучение рисованию в Древнем Египте
строилось не на основе познания
окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.
Чтобы избежать ошибок, использовалась сетка , которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов , а позже стал насчитывать 21 квадрат .
Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.
Каноны
1. Изображение каждой части тела так, чтобы она была видна наилучшим образом.
Голова, руки и ноги изображаются в профиль ,
Глаза, плечи и грудная клетка – в анфас.
Обычно силуэт фигуры обводится контуром , что делало его цельным.
Чаще всего используется правый профиль , реже – левый.
2. Рыбы, птицы также изображались в профиль .
3. Отсутствие перспективы .
Ярусные изображения, расположенные друг над другом, отделены линиями.
Боги, фараоны, знать – непропорционально большого роста.
Таким образом , в Древнем Египте возникла и укрепилась художественная Школа. Было положено начало теоретическому обоснованию практики рисования.
Египтяне первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения.
Хотя каноны и облегчали изучение приемов изображения , но они сковывали художника , не давали возможности изобразить мир таким, каким он его видел.
В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.
АНТИЧНОСТЬ
Древняя Греция
Древний Рим
Педагог и мальчик. Терракотовая статуэтка
(15,4 × 7 × 4,4 см),
примерно III век до н. э.
Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка : Эфесская, Фиванская и Сикионская.
Особо прославилась Сикионская школа рисунка и ее фактический глава – Памфил.
Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения , но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения , она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы.
В Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения.
Греческие художники-педагоги указывали, что художник в творческой работе должен отдавать преимущество знанию, рассудку.
Техника рисунка
Рисовали преимущественно на деревянных буковых дощечках и реже – на папирусе .
Буковые доски приготовлялись двумя способами:
1. Для рисования стилусами ( заостренными металлическими, деревянными или костяными палочками ) доски покрывались слоем воска, иногда воск подкрашивался каким-нибудь цветом.
2. Для рисования краской и кистью буковая дощечка грунтовалась специальным левкасом белого цвета – излюбленный метод работы афинской школы.
Такие доски применялись главным образом для ученических работ, для набросков и предварительных эскизов.
Затем, когда рисунок был уточнен, художник его перерисовывал на папирус или прямо на стену для фрески, или на керамическую вазу.
Рисование – общеобразовательный предмет. Натура являлась источником знаний. Древнегреческие художники старались изобразить реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзорности.
В основу метода преподавания было положено рисование с натуры.
Рисование – общеобразовательный предмет. Натура являлась источником знаний. Древнегреческие художники старались изобразить реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзорности.
В основу метода преподавания было положено рисование с натуры.
В эпоху Римской империи художники-педагоги меньше всего задумывались над высокими проблемами художественного творчества.
Их, в основном, интересовала ремесленно-техническая сторона дела.
Римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.
Преобладало: -копирование образцов;
-повторение приемов работы великих мастеров Греции.
Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину.