ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»
г. Фурманов
Заседание методического объединения
классных руководителей.
Тема заседания: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант».
Форма: семинар
Руководитель МО:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сахарова И.В.
2019
Адаптируемая основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения
АООП.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров.
Данная система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие
задачи:
закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Система оценки результатов опирается на следующие принципы:
и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого-медико-педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав ШПМПк включает педагогических и медицинских работников
(учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями,
сформулированными в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы» ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями)
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Программа системы оценки также включает:
перечень личностных результатов,
критериев оценки жизненной компетенции обучающихся,
перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата:
Программа оценки личностных результатов
Критерий: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Параметры | | Индикаторы | Баллы | |
| | |
оценки | | | |
| | | |
| | | | |
Владение понятиями | | сформированность представлений о | | |
гражданско-патриотической | | символах государства (Флаге, Гербе, | | |
направленности | | Гимне России) | | |
| | сформированность элементарных | | |
| | представлений о политическом | | |
| | устройстве Российского государства, его | | |
| | институтах, их роли в жизни общества, о | | |
| | его важнейших законах; | | |
| | сформированность элементарных | | |
| | представлений о правах и обязанностях | | |
| | гражданина России. | | |
Сформированность | | способность бережно относиться к | | |
навыков гражданского | | культурно-историческому наследию | | |
поведения | | родного края и страны; | | |
| | сформированость навыков соблюдения | | |
| | прав и обязанностей гражданина России. | | |
Сформированность | | проявление чувства гордости за свою | | |
гражданско-патриотических | | страну; | | |
| | | | |
чувств | | проявление положительного отношения к | |
| | своему национальному языку и культуре; | |
| проявление уважительного отношения к | |
| | русскому языку как государственному. | |
Критерий: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и |
культуре других народов | | | | |
| | | | |
Сформированность | | наличие начальных представлений о | |
представлений о | | народах России, их единстве и | |
полиэтническом составе | | многообразии; | |
России | | знание культурных, религиозных | |
| | традиций, истории и образа жизни | |
| | представителей народов России. | |
Сформированность | | проявление толерантного отношения к | |
навыков взаимодействия | | традиционным российским религиям и | |
спредставителями других | | религиозным организациям; | |
национальностей | | проявление уважения к культуре, | |
| | традициям, религии народов мира. | |
Критерий: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о |
насущно необходимом жизнеобеспечении | |
| | | | |
Сформированность | | умение излагать свое мнение и | | |
адекватных представлений | | аргументировать свою точку зрения; | | |
о себе, своих | | адекватная оценка собственного | | |
возможностях | | поведения и поведения окружающих; | | |
| | адекватные представления о | | |
| | собственном будущем. | | |
Сформированность | | умение адекватно выбрать взрослого и | | |
представлений о своих | | обратиться к нему за помощью, точно | | |
нуждах | | описать возникшую проблему; | | |
| адекватные представления об устройстве | | |
| | домашней жизни; | | |
| | умение устанавливать взаимосвязь | | |
| | природных условий и уклада | | |
| | собственной жизни в семье и в школе. | | |
Критерий: овладение начальными навыками адаптации в динамично |
изменяющемся и развивающемся мире | |
| | | |
Сформированность | | умение использовать доступные | | |
навыков получения | | источники и средства получения | | |
информации | | информации для решения | | |
| | коммуникативных, познавательных и | | |
| | практических задач; | | |
| умение пользоваться в жизни и | | |
| | деятельности межпредметными | | |
| | знаниями. | | |
Сформированность | | умение использовать готовые алгоритмы | | |
навыков осуществления | | деятельности; | | |
разных видов деятельности | | проявление способности устанавливать | | |
| | простейшие взаимосвязи и | | |
| | взаимозависимости; | | |
| | | | 44 |
умение планировать, контролировать
свою деятельность;
умение самостоятельно выполнять
задания, поручения.
Критерий: овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Сформированность навыков | умение пользоваться средствами гигиены; | |
самообслуживания | владение навыками уборки помещений, | |
| мытья посуды, приготовления пищи, | |
| покупки продуктов и т.д. | |
Сформированность | умение организовать рабочее место в | |
организационно- | соответствии с предстоящим видом | |
практических умений и | деятельности; | |
навыков | умение принимать и сохранять цели для | |
| решения типовых практических задач; | |
| осознанность действий на основе разных | |
| видов инструкций для решения | |
| практических задач; | |
| умение планировать свою деятельность; | |
| умение применять начальные сведения о | |
| сущности и особенностях объектов, | |
| процессов и явлений действительности | |
| (природных, социальных, культурных, | |
| технических и др.); | |
| умение осуществлять поиск необходимой | |
| информации из различных источников | |
| для решения различных задач. | |
Критерий: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
Сформированность | | способность инициировать и | |
навыков коммуникации со | | поддерживать коммуникацию со | |
взрослыми | | взрослыми; | |
| | способность применять адекватные | |
| | способы поведения в разных ситуациях; | |
| способность обращаться за помощью. | |
Сформированность | | способность инициировать и | |
навыков коммуникации со | | поддерживать коммуникацию со | |
сверстниками | | сверстниками; | |
| | способность применять адекватные | |
| | способы поведения в разных ситуациях; | |
| способность обращаться за помощью. | |
Владение средствами | | способность использовать | |
коммуникации | | разнообразные средства коммуникации | |
| | согласно ситуации. | |
Критерий: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Сформированность | осознание себя в разных социальных | |
представлений о социальных | ролях: | |
| | |
45
ролях, выполняемых | | члена семьи, друга, одноклассника и др.; | |
человеком | | знание особенностей поведения людей, | |
| | исполняющих различные социальные | |
| | роли. | |
Владение навыками | | способность вести себя в соответствии с | |
выполнения социальных | | исполняемой социальной ролью; | |
ролей | | адекватность реакций на исполнение | |
| | социальных ролей другими участниками | |
| | ситуаций. | |
Сформированность | | знание некоторых общечеловеческих | |
представлений оценностях | | (базовых) ценностей: совесть, счастье, | |
общества | | добро, честь, долг, вера, | |
| | ответственность, достоинство и т.д.; | |
| понимание семейных ценностей и | |
| | уважительное отношение к ним. | |
Критерий: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление |
социально значимых мотивов учебной деятельности | |
| | | |
Сформированность | | бережное отношение к школьному | |
социальной роли | | имуществу, учебникам; | |
обучающегося | | адекватность учебного поведения во | |
| | взаимоотношениях с учителем, | |
| | учащимися. | |
Сформированность | | проявление заинтересованности в | |
мотивов учебной | | посещении школы; | |
деятельности | | проявление гордости за школьные | |
| | успехи | |
| | и достижения; | |
| | стремление получить положительную | |
| | оценку на уроке; | |
| успешное выполнение учебных заданий. | |
Критерий: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в |
разных социальных ситуациях | | |
| | | |
Сформированность | | ориентировка в социальных ролях; | |
представлений об | | владение алгоритмами поведения в | |
особенностях поведения в | | разных социальных ситуациях. | |
разных социальных | | | |
ситуациях | | | |
Сформированность | | умение обращаться за помощью и | |
навыков коллективного | | принимать помощь; | |
взаимодействия | | умение слушать собеседника, вступать в | |
| | диалог и поддерживать его; | |
| | умение дифференцированно | |
| | использовать разные виды речевых | |
| | высказываний (вопросы, ответы, | |
| | повествование, отрицание и др.) в | |
| | разных ситуациях с учетом специфики | |
| | участников (возраст, социальный статус, | |
| | знакомый/незнакомый и т.п.); | |
| | проявление доброжелательного | |
46
| отношения и сопереживания участникам | |
| взаимодействия; | |
| умение контролировать и оценивать свои | |
| действия и действия партнеров по | |
| взаимодействию. | |
Сформированность | умение договариваться с социальными | |
навыков поведения в | партнерами; | |
конфликтных ситуациях | умение изменять свое поведение в | |
| соответствии с объективным мнением | |
| большинства в конфликтных ситуациях. | |
Критерий: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
| | |
Сформированность | проявление эмоционального отклика на | |
эстетических чувств и | произведения литературы, музыки, | |
понимания прекрасного | живописи и др.; | |
| наличие интереса к занятиям | |
| художественным творчеством; | |
| умение видеть красоту природы, труда и | |
| творчества; | |
| отрицательное отношение к некрасивым | |
| поступкам и неряшливости. | |
Сформированность | стремление и умение создавать | |
умения выражать прекрасное | прекрасное (делать «красиво»); | |
в деятельности | наличие интереса к чтению, | |
| произведениям искусства, детским | |
| спектаклям, концертам, выставкам, | |
| музыке; | |
| стремление к опрятному внешнему виду. | |
Критерий: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
Сформированность | | понимание личной ответственности за | |
основ морали | | свои поступки на основе представлений | |
| | об этических нормах и правилах | |
| | поведения в современном обществе; | |
| наличие представлений о добре и зле, | |
| | должном и недопустимом. | |
Сформированность | | умение соотносить собственные | |
навыков морально- | | поступки и поступки других людей с | |
этического поведения | | принятыми этическими нормами; | |
| | способность давать элементарную | |
| | нравственную оценку своим и чужим | |
| | поступкам; | |
| проявление отрицательного отношения к | |
| | аморальным поступкам, грубости, | |
| | оскорбительным словам и действиям, в | |
| | том числе в содержании | |
| | художественных фильмов и | |
| | телевизионных передач. | |
Критерий: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Сформированность | | знание основных компонентов культуры | |
представлений о безопасном, | | здоровья и здорового образа жизни; | |
здоровом образе жизни | | знание правил ЗОЖ. | |
Сформированность | | владение навыками безопасного и | |
навыков безопасного и | | бережного поведения в природе и | |
здорового образа жизни | | обществе; | |
| проявление желания заботиться о своем | |
| | здоровье; | |
| соблюдение правил здорового образа | |
| | жизни; | |
| наличие установки на использование | |
| | здорового питания; | |
| | проявление желания заниматься | |
| | физической культурой и спортом. | |
Сформированность | | осознанное отношение к выбору | |
мотивации к труду | | профессии; | |
| проявление уважительного и бережного | |
| | отношения к людям труда и результатам | |
| | их деятельности; | |
| | участие в общественно-полезной | |
| | деятельности. | |
Критерий: формирование готовности к самостоятельной жизни
Сформированность | | проявление чувства личной | |
личностных качеств, | | ответственности за свои дела и | |
обеспечивающих готовность | | поступки; | |
к самостоятельной жизни | | проявление уважения к труду и | |
| | творчеству старших, младших, | |
| | сверстников. | |
Сформированность | | возможность произвольно включаться в | |
навыков самостоятельного | | деятельность, следовать предложенному | |
поведения | | плану; | |
| | умение самостоятельно выполнять | |
| | задания, поручения; | |
| умение соотносить свои действия и их | |
| | результаты с заданными образцами; | |
| адекватность восприятия оценки своей | |
| | деятельности; | |
| умение адекватно оценивать результаты | |
| | своего труда с учетом предложенных | |
| | критериев; | |
| | умение корректировать свою | |
| | деятельность | |
| с учетом выявленных недочетов. | |
Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
№ | Балл | Характеристика продвижений |
| | |
1 | 0 баллов | Нет продвижения |
| | |
2 | 1 балл | Минимальное продвижение |
3 | 2 балла | Среднее продвижение |
| | |
4 | 3 балла | Значительное продвижение |
| | |
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.
Для отслеживания реализации АООП проводится диагностика, которая:
позволяет оценить динамику развития личности;
сопровождает ученика на всем протяжении образовательного маршрута;
направлена на выявление учебных и личностных проблем обучающихся;
В школе применяются диагностики:
Медицинская
Отслеживает показатели физического здоровья учащихся. Проводится в форме медицинского осмотра учащихся в школе и на базе медицинских учреждений района и области .
Социологическая
Осуществляется через опрос всего педагогического коллектива, учащихся и их родителей и позволяет выявить тенденции развития школы, реализации АООП.
Педагогическая
Отслеживает изменения качеств личности ученика, его продвижения по образовательному маршруту. Проводится членами педагогического коллектива совместно со школьным психологом. Основные методы и формы: наблюдение, исследования, анализ, коррекция.
Психологическая
Изучает и фиксирует уровень личностных достижений учащихся, их эмоционально-психологическое самочувствие на конкретный момент. По результатам определяет и рекомендует пути коррекционно-развивающей работы. Проводится под руководством психолога.
Результаты диагностики заносятся в карты психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (Приложение 1) и направлены на принятие
управленческих и педагогических решений с целью создания условий, способствующих достижению обучающимися с разными возможностями установленного стандарта образования.