СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы над глаголом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы над глаголом»

Система работы над глаголом

В начальной школе глагол изучается в довольно элементарном, сокращенном виде, причём рассредоточено по всем классам и требует к себе большого внимания, кроме сообщения сведений о глаголе, детей нужно научить свободно и сознательно пользоваться изученными формами, грамотно их писать и грамотно строить с ними словосочетания и предложения.

Глагол – это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие.

Лингвистические особенности глагола очень сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи:

- неопределенная форма

- вид (без введения термина)

- время

- изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

- изменение глагола в будущем времени по родам и числам

Последовательность изучения глагола:

1 класс. Подготовительный этап совпадают условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глаголов заключается в развитии учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во 2 полугодии 1 класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос, что делать?».

2 класс. Основные задачи данного этапа состоит в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительные в речи младших школьников.

3 класс. Работа над глаголами в этом классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со 2 классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописание безударных личных окончаний глаголов.

Подготовка к изучению глагола проводится в 1 классе (период обучения грамоте) и заключается в том, что у учащихся развивается внимание к лексическому значению глагола. На основе анализа конкретного материала ученики определяют лексико-грамматическое значение этой части речи: глагол обозначает действие предмета.

Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. (Слова, отвечающие на вопрос «что?», сопоставляется со словами «что делать?»).

При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Так, уже во 2 классе вводится понятие вида глагола. Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы, «что делать?» и «что сделать?», учатся правильно ставить вопрос к слову.

Важно научить различать виды глагола с помощью вопросов, так как без этого невозможно изучение изменение глаголов по временам. Глаголы несовершенного вида, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени, а глаголы совершенного вида в форме настоящего времени не имеют. Невнимание к виду глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм. Распознавания вида необходимо для определения спряжения глагола (Решать (несов. вид) - 1 спряжение, решить (совер.вид) - 2 спряжение).

Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы, поэтому изучение этой формы нецелесообразно в 1, и 2 классах.

Основная сложность работы над неопределенной формой глагола связана с правописание безударных гласных глагольных суффиксах.

Категория числа глагола требует обратить внимание на ее смысловую сторону и на формально грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие 1 предмета, а глагол во множественном числе обозначает действие 2 или более предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание.

В процессе последующей работы у детей формируется умение изменять глагол по числам.

Временные формы глагола представляют для второклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола учащиеся раскрывают, сопоставляя, когда совершается действие и когда о нем сообщается, то есть на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано.