«Система работы по адаптации первоклассников»
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни первоклассника. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д. Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание и требует адаптации к новым условиям.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу.
Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по
настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для
адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот
сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать
новое, интересное. Дети в этом возрасте очень любопытны, открыты и
доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой
интересной жизни.
Но бывает так, что ребёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногда и пропадает совсем. 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Это статистика!
Поэтому главная моя цель, как учителя, на данном этапе: не дать погаснуть этому желанию. Расскажу о системе моей работы по адаптации первоклассников, которую начинаю с первых дней пребывания ребенка в школе. Особо подчеркну, что работа по адаптации должна быть систематической: каждый день, каждый урок, каждую минуту.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками. Мы знакомимся со школой: кабинетами, спортивным залом, школьной столовой, территорией вокруг школы. Знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу правилам поведения в школе, на территории школы.
Большое значение уделяю классным часам на тему «Познакомьтесь- это Я», на которых сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывал не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили в детский сад или ГКП. Что, в свою очередь, очень помогло во время адаптации.
Не секрет, что выдержать 4 урока оказывается непростым делом для первоклассников. Первые три недели сентября проводили по 3 урока в день, а в остальное учебное время организовывали прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. На каждом уроке провожу не менее двух физкультминутки. Кроме физкультминуток провожу гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев, динамические паузы.
Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат.
Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения, разнообразные типы уроков (урок- экскурсия, путешествие, игра), часто сменяю виды деятельности. Сказочные герои - частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала. Стараюсь выстраивать только позитивные взаимоотношения с детьми: ориентирование на успех, доброжелательность. С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы. Данные методы, по-моему мнению, помогают ребенку адаптироваться к школе.
С первых дней пребывания в школе, стараюсь убедить каждого ребенка в необходимости учиться старательно и прилежно. Конечно, учиться не всегда легко, но от того, как они будут учиться в 1 классе, зависит их дальнейшее обучение в следующих классах, их успешность и востребованность во взрослой жизни. Обязательно привожу конкретные примеры, спрашиваю мнение детей. Например, ………
Очень важным моментом в адаптации первоклассников, считаю работу по развитию внимания ребенка. Привлечь и удержать внимание детей на каждом уроке, приучить каждого ученика не только слушать, но и слышать учителя, на мой взгляд, очень важно для успешного обучения ребенка в дальнейшем. Как показала практика работы, в 1 Б 7 детей из класса умеют слушать, а с остальными ребятами предстоит работа по развитию внимания. Какие приемы работы использую:
-произношу слово «Внимание» перед изучением нового материала и жду, когда каждый ребенок приготовится меня слушать, а потом начинаю объяснение;
- на уроках обучения грамоте, требую, чтобы дети следили при чтении текста;
- провожу игры на внимание;
- прошу детей рассказывать родителя, что нового они узнали сегодня на уроках, например, написать букву, с которой познакомились, ведь если ребенок был недостаточно внимателен на уроках, он не запомнит новый материал частично;
- если ребенок отвлекается во время урока, прошу ответить его на заданный мной вопрос и т.д.
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе.
В адаптационный период провожу работу с родителями. Стараюсь заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка;
- максимальная заинтересованность школьной жизнью своего ребенка, его успехами и неудачами;
- организации самостоятельности действий в организации рабочего места, места для игры, подготовке одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении;
- проработке правил для учащихся.
Даю родителям рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период. И, что, на мой взгляд, самое важное, пытаюсь довести до сознания родителей, что у меня с ними общие цели и задачи по обучению и воспитанию их детей: я, как и они, хочу, чтобы ребенок хорошо учился и вырос хорошим, воспитанным человеком. Стараюсь убедить родителей в том, как важно соблюдать единые требования по отношению к ребенку, чтобы требования родителей не шли в разрез с моими. Настраиваю на совместную работу, согласованность в действиях, сотрудничество.