СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по успешной адаптации первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны методы и приёмы по успешной адаптации первоклассников. 

Просмотр содержимого документа
«Система работы по успешной адаптации первоклассников.»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно узнать его во всех отношениях»
К.Д. Ушинский

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Новизна  заключается в обобщении и описании системы работы по адаптации первоклассников к обучению в школе, а также доказана её эффективность.

Результаты данной работы могут быть применены в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, родителей учащихся 1х классов, всех заинтересованных в успешной адаптации первоклассников.

Перспективы работы в том, чтобы в дальнейшем разработать программу по адаптации первоклассников.

Младший школьный возраст – особая пора в жизни человека. Поступление в школу – яркое и важное событие не только в жизни ребенка, но и всей семьи. В этот период ребёнок приобретает новый социальный статус – «школьник», «ученик». Ребёнок осознает новые требования, которые взрослые предъявляют ему. Новая социальная позиция ребёнка формирует у него новые интересы, потребности, ценности и идеалы.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Начало обучения в школе связано с сильным напряжением ребёнка, т.к. он попадает в новую обстановку и ситуацию.

Ребенок напряжён физически: новый режим дня; длительность уроков и их количество; учебные нагрузки.

Ребенок напряжён психологически: новый коллектив, отношения с учителем, межличностные отношения.

При поступлении в школу меняется весь привычный образ жизни ребенка:

  • Распорядок дня;

  • Отсутствие дневного сна;

  • Беспечность сменяется школьными заботами;

  • Смена игровой деятельности на учебную.

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях», - писал великий педагог К.Д. Ушинский

1 этап: Дошкольный. Работа по адаптации в нашей школе начинается задолго до поступления детей в 1 класс. Часть детей по желанию родителей посещают «Школу развития будущих первоклассников» с 1 октября по 31 мая. Для дошкольников организуем занятия по обучению грамоте, математике, окружающему миру в занимательной форме, ведь как говорил К.Д.Ушинский: «Делать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Для этого используем учебно-методические комплекты Дегтяревой Г.Д., Бершанской О.Н.

Одним из этапов нашей работы по адаптации является посещение занятий в детском саду. Там мы наблюдаем работу воспитателя с детским коллективом, знакомимся со всеми детьми. После проведенных занятий проходит разговор «За круглым столом», где воспитатели рассказывают более подробно о каждом своём воспитаннике и их семьях.

Далее, в апреле месяце традиционно мы проводим собрание с родителями будущих первоклассников. На этом собрании мы знакомим родителей с такими вопросами, как возрастные особенности первоклассников, портрет современного первоклассника, трудности, которые могут возникнуть, предлагаем советы и памятки для родителей.

Особое внимание мы уделяем подготовке праздника, посвящённому Дню Знаний, чтобы он остался в сердцах детей ярким и незабываемым событием.

2 этап: Школьный. Уже с 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух – трёх месяцев. Хотя у некоторых детей нередко затягивается до шести месяцев.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, прежде всего, ставим задачу познакомить детей друг с другом, стараемся создать доброжелательную атмосферу в классе, даём детям возможность почувствовать себя школьниками. Для этого проводили беседы на тему «Познакомьтесь - это Я», где каждый из ребят рассказывал о себе. Ребята приносили любимые игрушки, любимые книги, рассказывали о них.

Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно используем игровые приёмы обучения. Проводим уроки-сказки, уроки путешествия.

В целях снятия напряжения проводим физкультминутки в классе, затем ребята их разучивают и проводят сами. Очень нравятся детям анимационные динамические паузы.

Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов адаптации постоянно хвалим, одобряем, поддерживаем ребят. Работы и ответы оцениваем звёздочками, флажками, используем наклейки в виде сердечек, солнышек и др.

Самым непростым делом для первоклассников оказалось подружиться. Дети пришли в этом году подвижные, неусидчивые, поэтому в игровой форме учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в общественных местах. Родителями были закуплены настольные игры. На перемене и после уроков дети учатся играть коллективно.

Организация в классах дежурства, распределение первых поручений способствуют успешной адаптации первоклассников. Ребята с радостью выполняют такие поручения, как дежурство по классу, помощь учителю в раздаче тетрадей, подготовке к уроку доски, проведение физкультминуток, подкармливание птиц в зимний период.

3 этап: Итоговый. В конце первой четверти, как итог адаптационного периода была проведена «Неделя первоклассников», в плане которой были такие мероприятия, как конкурс рисунков «Подарок учителю», «День бабочек и бантиков», Посвящение в читатели в детской библиотеке. На протяжении всей недели проходила акция «Подарок-сюрприз для первоклассника»

А в заключение состоялся традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Главными героями, кроме, конечно, ребят, были Шапокляк и Художница Хитрюшкина. Они провели с ребятами забавные игры, а так же раздали подарки из тех школьных принадлежностей, которые собирали все ученики школы. Родители так же не остались в стороне, а подготовили красочные дипломы первоклассникам и организовали сладкое чаепитие.

В конце сентября проводим входную диагностику. Диагностика проводилась по ряду показателей: умение ориентироваться на плоскости, представление об операции сложения и вычитания, умение сравнивать множества, классифицировать и другие.

Уровни

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во чел. 56

16 чел.

28 чел.

11 чел.

1 чел.

%

29%

50%

20%

1,7%

1 «а»

6 (25%)

13 (50%)

7 (26%)

-

1 «б»

10 (33%)

15 (50%)

4 (13%)

1 (3%)



В целом по параллели первых классов выявлен высокий уровень адаптации, 98%


Затем проводим родительское собрание по теме: «Адаптация первоклассников», на котором мы знакомим родителей с результатами входной диагностики в целом по классу, с понятием адаптации, предлагаем различные советы по успешной адаптации детей.

Открытые уроки по обучению грамоте и математике для воспитателей детского сада были даны нами на семинаре по преемственности между школой и детским садом. Ребята были очень рады увидеть своих воспитателей и активно работали на уроках. Итогом этого мероприятия является проведение круглого стола, на котором традиционно обсуждаем вопросы адаптации первоклассников.

Результатом всей работы по адаптации первоклассников является, в том числе, и выделение детей, нуждающихся в дополнительном обследовании и направлении их на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) Бывает, очень трудно убедить некоторых родителей, в том, что их дети нуждаются в дополнительных занятиях, для этого организуется школьный консилиум. В результате очень доброжелательной, конструктивной беседы родители, в основном, соглашаются пройти ПМПК. Как говорил К.Д.Ушинский: «Главнейшая дорога человеческого воспитания – есть убеждение».

Внеурочная деятельность особенно способствует адаптации детей к школьной жизни. Это и занятия коррекционно-развивающего направления «Познай-ка», занятия с психологом, логопедом, ритмика для детей с ОВЗ. Так же мы проводим занятия для всего класса «Разговоры о важном», «В мире книг», час двигательной активности (ЧДА).

На кружке «В мире книг» посещаем детскую библиотеку, где её работники проводят познавательные занятия, и этим прививают интерес к чтению, любовь к книгам.

Кроме того, дети посещают такие кружки и секции, как «Шахматы», «Мукасолька», «Акварелька», футбол, волейбол, гимнастика, занятия в клубе «Долг», танцевальный кружок, ребята занимаются и в музыкальной школе. Великий педагог Ушинский сказал замечательные слова, что «Внимание – единственная дверь нашей души». Поэтому мы, педагоги, в период адаптации стараемся помочь первоклассникам определиться в выборе любимого занятия, обращаем внимание на каждого ученика, его интересы, стараемся подобрать ключик к каждому.

Интересно проходит и совместная работа с родителями – это проведение праздников, предметных недель, организация экскурсий, выходы на природу, оформление кабинета.

Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве в опоре на сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.