СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по формированию гражданского самосознания обучающихся во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педссовет по организации работы в коррекционной школе по патриотическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию гражданского самосознания обучающихся во внеурочное время.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ











Доклад



«Система работы по формированию гражданского самосознания обучающихся во внеурочное время»













Разработала:

Керимова Л.А.

воспитатель

ст. Ленинградская

В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, поэтому в коррекционных школах работа по этому направлению не менее важна и актуальна.

Гражданско - патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество и несет службу в настоящее время, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем.

Процесс гражданско - патриотического воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями) является трудным, и его результат не так ощутим, как в обычной школе. Он осложняется рядом психофизиологических особенностей таких детей: непонимание ребенком обращенной к нему речи, неумение устанавливать связи между событиями действиями, неспособность запоминать информацию. Потребности и мотивы у таких детей претерпевают сложные изменения, прежде чем они начинают действовать в соответствии с моральными правилами и нормами.

У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитывается сама по себе. Поэтому важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм и правил поведения. Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании гражданско - патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей жизни воспитанников с уже привитыми им нормами социального и культурного поведения.

Предполагаемые результаты гражданско – патриотического воспитания в школе:

- отвлечь подростков  от противоправной деятельности;

- сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;

- привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.

В нашей коррекционной школе работа по гражданско-патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. Она проводится регулярно как на уроках, так и во внеурочное время. Используемые педагогами формы и методы гражданско – патриотического воспитания во внеурочное время весьма разнообразны:

-Внеклассные занятия по патриотическому, гражданско-правовому воспитанию, Кубановедению по утвержденной школой циклограмме;

-Уроки мужества;

-Тематические декады;

-Встречи с интересными людьми;

-Экскурсии в музей, к памятным местам станицы Ленинградской;

-Работа тимуровской команды;

-Трудовые часы, выполнение трудовых поручений.



В соответствии с программой воспитательной работы и циклограммой проведения внеклассных занятий, в каждом классе проводятся: 1 раз в месяц воспитательные занятия «Уроки мужества» по календарю памятных дат; 1 раз в месяц по программе «Я – гражданин России», патриотическое направление, а также 1 раз в месяц проводятся внеклассные занятия по гражданско-правовому направлению и по средам – занятия по Кубановедению.

«Уроки мужества» по календарю памятных дат и занятия по патриотическому воспитанию по программе «Я – гражданин» проводятся по вторникам и четвергам 1 раз в месяц для учащихся всей школы. Темы таких занятий: «Моя Родина – Великая Россия», «23 февраля – День защитника Отечества», «Что значит быть патриотом сегодня», «Люди, прославившие Россию», «9 мая – День Победы», «Мужество. Честь. Служение Родине», «Россия – многонациональное государство», «Голос блокадного Ленинграда», «Героизм в современных условиях» и другие. Педагоги подбирают интересный, поучительный материал для воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, уважению к историческому прошлому, гордости за те поступки, которые совершили наши предки и те подвиги, которые совершаются в настоящее время. Занятия направлены на формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Занятия по гражданско-правовому воспитанию знакомят учащихся с государственными символами (герб, флаг, гимн), политическим устройством государства, конституцией РФ и ее основными законами, с основными правами и обязанностями гражданина. Тематика таких занятий: «Государственная символика», «Что такое закон?», « Гражданин и закон», «Закон и справедливость», «Моя ответственность. Виды ответственности», «Если я не соблюдаю закон, то..», «Мои права и обязанности». Цель занятий – воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Занятия по Кубановедению по средам, знакомят учащихся с историей своей малой родины, ее культурой, природой, экономикой, населением и достопримечательностями. Целью этих занятий является не только воспитание патриотизма и гражданственности, любви к своей малой родине, но и сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

На внеклассных занятиях педагоги используют различные формы проведения. Это беседы, круглые столы, диспуты, показ презентаций, виртуальные экскурсии, что дает возможность детям легче усвоить предложенный материал, заинтересовать их, закрепить уже имеющиеся знания. Тематика внеклассных занятий весьма разнообразна, она усложняется с каждым годом при переходе учащихся в более старшие классы.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании играет проведение тематических декад и месячников: Месячник «Я живу на Кубани» (декада Кубановедения, декада «Мы за здоровый образ жизни»), Месячник «Здоровье души» (декада милосердия, декада «Дети Кубани против наркотиков»), Месячник «Россия, священная наша держава» (декада «В единстве наша сила», декада «Материнское счастье») Месячник «Подари улыбку детям», Месячник «Помнить, чтобы жить!» (декада «Величие и слава России», декада «Есть такая профессия – Родину защищать, декада «Согреем сердца ветеранов»), Месячник «Здоровье планеты в наших руках» (декада «Мы - дети планеты Земля»), Месячник «Поверь в себя» (декада «Прикоснись сердцем к подвигу»)

Проведение тематических декад дает не только возможность освоения учащимися теоретических знаний по гражданско – патриотическому воспитанию. Дети активно принимают участие в выставках рисунков, спортивных соревнованиях, конкурсах чтецов, изготовлении макетов военной техники. Общешкольные праздники, конкурсы военно-патриотической песни не только раскрывают творческий потенциал детей, они дают толчок для развития патриотического мировоззрения школьников, укреплению сопричастности к историческому прошлому и настоящему своего народа. Самостоятельная подготовка детьми номеров к смотру инсценирования военных песен «Песня в военной шинели» показала заинтересованность учащихся патриотической темой, глубокие переживания за судьбу Отечества, желание показать свое небезразличие, сопричастность к судьбе Родины. На мероприятии были представлены интересные инсценировки на песни «Катюша», «Огонёк», «Землянка», «Смуглянка», «Не плачь, девчонка», «Закаты алые», «Солдатушки, браво, ребятушки», «Возвращайся».

Педагогами школы регулярно проводятся встречи с значимыми людьми: ветеранами Афганской войны Усенко Сергеем Васильевичем (капитаном 2 ранга) и Ушаковым Владимиром Алексеевичем (рядовым) , пограничником в отставке Требушним Владимиром Анатольевичем, ветеранами боевой службы Редько Сергеем Викторовичем и Шевченко Григорием Ивановичем, специалистами паспартного стола, инспекторами ГИБДД, представителями МВД, МЧС, байк клубом «Bleksmit MC», руководителем бойцовского клуба «Ермак» (г.Гулькевичи), педагогами школы на пенсии Бабич Людмилой Геннадьевной, Яновской Ларисой Петровной, Тимко Валентиной Алексеевной, Полухиной Ириной Юрьевной, выпускниками нашей школы, которые в настоящее время участвуют в СВО.(Мохначев Виталик, Гнетнев Денис)

Гордостью нашей школы являются спортсмены, которые вместе с учителем физкультуры Максаковым П.Е. являются постоянными участниками и призерами спортивных соревнований различного уровня. Ребята с гордостью показывают свою гражданскую позицию, проявляют свою силу, ловкость, везде стараются быть первыми. Наши спортсмены побывали в Йошкар-оле на Всероссийской летней Спартакиаде инвалидов по бадминтону, в поселке Волна Темрюкского района на Спартакиаде инвалидов Кубани , где заняли призовые места, приняли участие в Первенстве Краснодарского края по легкой атлетике в г.Ейске, в г. Славянске – на – Кубани.

Организованные педагогами экскурсии в музей, библиотеку, к памятным местам боевой и трудовой славы станицы Ленинградской помогают учащимся окунуться в мир исторического прошлого, узнать больше о судьбе своего народа, выразить дань уважения и скорби.

Работа школьной команды «Новые тимуровцы» направлена на формирование духовно - нравственных и патриотических качеств детей и подростков, расширение социального опыта, организацию работы по оказанию помощи пожилым и нуждающимся в помощи людям. В 2023-2024 учебном году тимуровцы оказывали адресную помощь Ветерану педагогического труда Хахалевой Ирине Борисовне. Такая деятельность показывает детям важность участия в общем деле, значимость каждого из них, способность принести пользу.

Любовь к родному краю, к Родине в целом становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает детей к труду. Дела ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Наши ребята выполняют трудовые поручения в классах, столовой, на школьном участке, оказывают посильную помощь младшим школьникам. Важно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Именно такие поступки на благо общества и формируют духовную личность с гражданскими чувствами, патриотизм человека.

Сейчас наша страна находится в сложной обстановке в связи со специальной военной операцией. Учащиеся школы и в первую очередь педагоги, конечно, не остаются в стороне. Дети активно принимают участие в акции «Письмо солдату», стараются подобрать важные и нужные слова для того, чтобы помочь воинам, тем мужчинам, которые сейчас рискуют своей жизнью для нашего благополучия. Также в школе организован сбор жестяных банок для изготовления окопных свечей, так необходимых нашим солдатам. Все педагоги школы принимают участие в сборе средств и оказанию гуманитарной помощи участникам СВО, что на личном примере показывает сплоченность, патриотизм, выражает нашу активную гражданскую позицию.

Все перечисленные мероприятия внеурочной деятельности проводятся в школе регулярно и систематически, что является важным фактором для развития социальной активности, гражданской ответственности, самосознания, духовности школьников, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

В заключении хочу отметить:

- чтобы ребенок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;

- чтобы ребенок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать как жили и что делали его предки;

- чтобы ребенок гордился своей Родиной, своим городом, он должен знать его героев;

- чтобы ребенок ценил все, то прекрасное, что создано еще до его появления на свет, мы должны научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать и сопереживать.

И для этого есть мы – педагоги!

Я  твердо уверена и, думаю, вы тоже, что наша работа по гражданско – патриотическому воспитанию и вообще в целом очень важна и обязательна. Она дает надежду, что мы сможем внести необходимый и неоценимый вклад в светлое будущее нашей Родины, нашей России!