Утверждаю Директор ГБОУ «Заинская школа № 9» Мойкина Г.В. Приказ № _____ от «___» ___________ 2022 г. | Согласовано на МС ГБОУ «Заинская школа № 9» Протокол № ____ от «___» ____________ 2022 г. Руководитель МС Майорова Э.В. | Рассмотрено на ШМО учителей начальных классов Протокол № ____ от «___» ____________ 2022 г. Руководитель ШМО Алчина С.Р. |
План самообразовательной работы
учителя начальных классов
Шайхуловой Елены Михайловны
на 2022 - 2023 учебный год
Образование: высшее, Елабужский государственный педагогический университет, специальность «История», квалификация «Учитель истории», 2005 год.
Профессиональная переподготовка по программе дополнительного профессионального образования «Дефектология (Олигофренопедагогика)», КПФУ, г. Казань, 650 часов, 2015 год.
«Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра», ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 2019 год.
Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Специфика профессиональной деятельности педагога -дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве», Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан, 72 часов. Удостоверение 0016 №202200102659, выдано 29 апреля 2022 года.
Методическая тема школы: «Профессиональная компетентность педагогических кадров в условиях вариативности образования, направленного на развитие личностных особенностей обучающихся».
Методическая тема учителя: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у учащихся 4 класса в условиях реализации ФГОС».
Актуальность.
В ФГОС ОУО говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». Важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников.
Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали актуальность формирования у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности.
При этом в процесс формирование самоорганизации детей в учебной деятельности, достаточно ярко проявляются тенденция к использованию помощи, а также ориентации на готовые способы решения. Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание всех педагогов. Большое количество проводимых исследований свидетельствуют об актуальности формирования у учащихся общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности.
Так, в качестве основных общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности школьника отметим следующие:
- умение выявлять основную цель учебного задания;
- планировать учебное задание;
- целесообразно исполнять учебное задание;
- осуществлять контроль за процессом и результатами учебного задания;
- умение давать оценку всем результатам учебного задания.
По мнению Н.В. Бардовской, самоорганизация является определенным процессом сознательного и активного присвоения совершенно иного общественного опыта, а также непосредственное освоение различных предметных знаний и навыков в пределах учебных дисциплин.
Цель самообразования: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Для успешной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
создать условия для успешного учения (ситуации успеха);
создать условия для активизации познавательной деятельности и интереса к предметам;
формировать умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;
формировать навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
приобщать к поисковой и творческой деятельности;
создавать атмосферу эмоционального комфорта на уроке;
обобщить опыт работы по теме самообразования.
Период работы над темой: 2022 - 2023 учебный год.
Планируемые результаты:
разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС;
повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению учебных предметов;
разработка и проведение открытых уроков и мероприятий;
создание комплектов педагогических разработок с применением новых технологий;
создание пакета материалов по различным педагогическим технологиям;
разработка дидактических материалов, тестов, видеопособий, способствующих личностно-ориентированному обучению школьников;
проведение самоанализа своей профессиональной деятельности, отчет о результатах работы на ШМО и педсовете;
участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;
рост мотивации к учению обучающихся;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
защита педагогических проектов, запланированных в рамках реализации темы по самообразованию;
формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов.
Этапы работы над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки начало-окончание |
Задачи и содержание деятельности | Формы представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается |
Диагностический | 1. Определение темы. 2. Постановка целей и задач. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4. Изучение методической, педагогической, психологической литературы. 5. Написание рабочих программ по предметам. | Сообщение. План по теме самообразования. Рабочие программы по предметам. | Заседание МО начальных классов. | Август - сентябрь |
Прогностический | 1. Изучение опыта работы педагога по выбранной теме. 2. Посещение уроков учителей. 3. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. 4. Повышение квалификации. 5. Посещение и участие в профессиональных конкурсах, мероприятиях. 6. Разработка методических рекомендаций, публикации в интернете. 7. Разработка проектов. | Общение с коллегами. Составление презентаций по данной теме. Подготовка статей, публикаций. | Заседание МО. | Октябрь - ноябрь |
Практический | 1. Участие в семинарах, на конференциях. 2. Подготовка и участие в конкурсах. 3. Размещение методических разработок на сайте. 4. Внедрение собственного опыта работы. 5. Выступления с собственным опытом. 6. Формирование методического комплекса. 7. Проведение открытых уроков. 8. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 9. Апробация методов и приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках. 10. Совершенствование творческой лаборатории и работа в кабинете. 11. Корректировка работы. | Документы об участии в семинарах, на конференциях по данной теме. Разработка уроков, внеклассных мероприятий. Картотека игр и упражнений. | Методическая копилка. Участие в конкурсах. | Декабрь - март |
Обобщающий | 1. Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме самообразования. 2. Результаты участия в конкурсах. 3. Пополнение страничек своих сайтов. 4. Методические рекомендации, публикации в интернете, размещение методических разработок на сайте. 5. Оформление результатов работы. 6. Консультативная помощь учителям и учащимся. 7. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Выводы по окончании работы. | Творческий отчёт о ходе самообразования. Документы об участии в семинарах, на конференциях по данной теме. | Педагогический совет школы. МС и МО начальных классов. | Апрель - май |
Источники самообразования: собственные мысли и наблюдения, методически переработанные и внедрённые в практику, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.
Список использованной литературы
1. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. – Томск, 1993.
2. Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода [Электронный ресурс] // НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.RU. – 2012. – №1. – С. 81. – URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1342223
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
4. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. – Практическое руководство для учителей [Электронный ресурс]. – URL: http://450spb.ru/wpcontent/uploads/2013/10/Оценивание-для-обучения-М.А.Пинская.pdf
5. Абакумова Л. В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: дисс. ... к.пед.н.: 13.00.01. – СПб., 2005. – 154 с.
6. Титаренко Н.Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: дисс. ... к.пед.н.: 13.00.01. – Челябинск, 2004. – 159 c.
7. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. [Текст] / М. Ступницкая, //Школьный психолог. – 2006. – № 7 – С.20
8. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст] /Е. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.