Система заданий
по формированию читательской грамотности
учащихся 4 класса на уроках литературного чтения
Тема урока: Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Прием 2. «Лови ошибку»
Учитель: У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок.
Учащиеся читают отрывок.
«…Да и страшен был зверь морской, чудо лесное: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос пятачком, как у беркута, а глаза были соколиные…»
Учитель: Найдите такой же отрывок в учебнике. Сравните два отрывка
Что я изменила или пропустила?
Учащиеся отмечают разницу в текстах. Учитель фиксирует в таблице на доске:
Отрывок с ошибками | Отрывок из учебника |
Зверь морской Чудо лесное Нос пятачком Глаза соколиные | Зверь лесной Чудо морское Нос крючком Глаза совиные |
Учитель: Докажите, что замена лексического значения слов и пропущенные слова играют важную роль.
Учащиеся работают в паре (группе), совещаются, доказывают словами и действиями, что замена лексического значения слов и пропущенные слов играют важную роль.
Тема урока: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Прием «Чтение с остановками»
Учитель при подготовке к уроку делит текст на законченные смысловые части. На стадии осмысления организуют деятельность детей, используя прием «Чтение с остановками».
Учащиеся читают произведение с остановками. Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают предположения по дальнейшему развитию событий сказки. Сопоставляют свои предположения с фактами.
План чтения и примерные вопросы:
1) Чтение до 1 остановки. (А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? - спрашивает тѐтя Наташа.)
-Почему тѐтя Наташа не узнала мальчика по голосу?
- Предположите, что могло случиться с голосом Пети? (мог простыть, заболеть)
-Запомните свои ответы.
2) Чтение до 2 остановки. (Крикнул он басом - Мама! – и выбежал прочь из школы.)
- Сбылось ли наше предположение? Какое?
- Почему же голос у Пети был хриплый?
-Испугался ли Петя, увидев в зеркале худого бледного старика?
-Из каких слов это видно?
- Предположите, куда он мог побежать?
- Запомните свои высказывания.
3) Чтение до 3 остановки. (Отвернулся бедный Петя и пошѐл куда глаза глядят).
-Совпали ваши высказывания с текстом сказки? Какие?
-- Почему мама не помогла Пете?
-Как вы думаете, куда мог отправиться Петя?
-Запомните свои высказывания.
4) Чтение до 4 остановки. (Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул).
- Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие?
- Предположите, что увидит Петя, когда проснется?
5) Чтение до 5 остановки. (замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что он услышал).
- Совпали ли ваши предположения со сказкой?
-Что удивило и напугало Петю в поведении этих ребят?
- Как вы думаете, что мог услышать Петя?
6) Чтение до 6 остановки. (- Сейчас скажу, - ответил Сергей Владимирович).
- Совпали ли ваши предположения с текстом сказки? Какие?
- Предположите, как могут вернуть молодость герои сказки?
- Запомните свои высказывания.
7) Чтение до 7 остановки. ( И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.)
-Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие?
- Прибежит Петя в город. Скажите, а как он узнает тех стариков-школьников, которые ему нужны? (поведение, внешний вид).
8) Чтение до 8 остановки. (Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.)
-Какие ваши предположения совпали с текстом сказки?
-Ребята торопились, они очень хотели вернуть молодость
Предположите, что может произойти в доме волшебников?
-Запомните свои высказывания.
9). Чтение до конца.
-Совпали ли ваши предположения? Какие?
-Понравилось ли вам произведение?
-К какому литературному жанру оно относится? (авторская литературная сказка)
-Какой предмет в литературной сказке Шварца является волшебным? (часы-ходики)
-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое?
Тема урока: В. Драгунский «Главные реки»
Прием «Колесо Блума»
Учитель транслирует на экране колесо. "Колесо" состоит из шести разделов, каждый из которых содержит определенный тип вопроса: уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические.
После знакомства с произведением учитель формулирует задание.
Предлагает выбрать покрутить колесо и выбрать число. За каждым числом – вопрос. Примерные вопросы разного типа:
Простые вопросы. Как зовут учительницу?
Объясняющие вопросы. Почему рассказ называется «Главные реки»?
Уточняющие вопросы. Опиши главного героя рассказа
Оценочные вопросы. Объясни причину невыполнения домашнего задания Дениской.
Практические вопросы. Назови, к каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
Творческие вопросы. Поделись, была ли у тебя в жизни такая ситуация, когда тебе приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками?
Учащиеся работают в группе. Выбирают вопрос.
Обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос. Оценивают ответы своих товарищей.
Учитель может предложить детям составить вопросы, соответствующие выбранному типу.
Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным».
Прием «Дерево предсказаний»
Учитель размещает на доске условное обозначение «дерева предсказаний»
- Попытайтесь представить, кто может быть героем этого произведения?
- Предположите, о чем может быть произведение с названием «Тайное становится явным». Какое «тайное» могло произойти с героем этого произведения и как оно могло стать «явным»? Учащиеся знакомятся с названием произведения. Учитель предлагает
определить, о чем может быть произведение с таким названием. Учащиеся работают в группах, строят предположения по развитию сюжетной линии рассказа. Высказывают предположение, о чем данный рассказ, кто главный герой и как «тайное» могло стать «явным». На стадии рефлексии учитель возвращает учащихся к «Дереву предсказаний».
Тема урока: М. Артюхова «Трусиха»
Прием «Круги по воде»
Учитель записывает в столбик слово трусиха и предлагает учащимся подобрать существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме, на каждую букву слова, а потом составить из этих слов небольшой рассказ. Учащиеся подбирают слова, которые учитель записывает на доске, а затем в группах составляют из этих слов небольшие рассказы.
Т - трусливый, «Трус не играет в хоккей!»;
Р - ребенок, разум;
У - убегать, умный;
С - сильно бояться, сила, смелость, стеснительный;
И - испугался;
Х - хитрый;
А - авария, альпинист;
Тема урока: И.Крылов «Стрекоза и муравей»
Прием «Корзина идей»
Учитель размещает на доске модель корзины, поясняя, что в неѐ мы собираем все идеи по теме сегодняшнего урока. Далее сообщает тему урока.
Предлагает группам ответить на следующие вопросы (можно использовать «Атлас - определитель» по окружающему миру» А.А.Плешакова.)
Организация деятельности: дети работают по вариантам.
- Что интересного вы знаете:
1 вариант - о муравьях;
2 вариант – о стрекозах;
Учащиеся знакомятся с названием произведения, работают в группах.
Выписывают информацию, которую знают по теме, а затем выписывают из источника, предложенного учителем. Предполагают, как связаны стрекоза и муравей в предложенном произведении. Предложения и идеи не критикуются и не оцениваются.
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока.
На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Корзине идей чтобы подвести итог урока.
Тема урока: В. Осеева «Почему?»
Прием 1. «Перепутанные логические цепочки»
Учитель после ознакомления с содержанием произведения предлагает вспомнить все события рассказа, восстановив их правильный порядок.
- Перед вами план рассказа.
1. Бум наказан.
2. Мальчик с собакой.
3. Сын признался.
4. Чашка разбилась.
5. У каждого своѐ почему.
6. Это…Бум!
7. Ночью.
8. Расстроенный лай.
9. Все дома!
10. Он будет жить в будке!
11. Бум один на крыльце.
- Все ли верно? Укажите с помощью чисел правильный порядок.
Учащиеся работают в паре. Совещаются, восстанавливают порядок событий.
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
Сверяют свой ответ с ответом товарищей. Доказывают свой выбор.
Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово»
Прием «Кластер»
После прочтения 1-й части рассказа учитель предлагает заполнить кластер.
– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком, и заполним черным цветом.
Учащиеся заполняют первую часть кластера.
После прочтения 3-й части заполняют вторую часть кластера.
– Давайте вспомним, каким стал Павлик после встречи со стариком, и заполним красным цветом.
Тема урока: Б. Житков «Живая шляпа».
Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Учитель предлагает ответить на тонкие и толстые вопросы к рассказу, записать ответы на них в таблицу:
Предварительно учитель спрашивает:
- В чем разница между предложенными вопросами?
- На какие вопросы тяжелее отвечать, по вашему мнению? Докажите.
«Тонкие» вопросы
Кто спрятался под стол?
Что увидели ребята?
Куда спрятался кот?
Как звали мальчиков?
Почему мальчики испугались?
Зачем они взяли картошку?
«Толстые» вопросы
Согласны ли вы с тем, что мальчики оказались трусливыми?
Верно ли, что котенок специально напугал мальчишек?
Предположите, что было бы, если бы Васька не начал мяукать?
Затем учитель предлагает детям в каждой паре составить по одному «тонкому» и «толстому вопросу».
Методы диагностики результативности:
1) наблюдение и педагогический анализ деятельности учащихся;
2) контрольный опрос на определенную проблему;
3) тестирование (в результативном компоненте).