Девятнадцатое декабря
Классная работа
Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастия».
Цели урока:
-обобщить и систематизировать сведения о деепричастии;
-знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;
-уметь находить деепричастия в тексте;
-научиться отличать деепричастия от других частей речи, определять вид;
-безошибочно расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
-отработать умения правильно использовать в речи деепричастия;
-составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.
Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Пунктуация
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи.
Морфология
Содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливают связи и отношения между словами в предложении.
Синтаксис
Раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.
Лексика
Проверь себя!!
Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Лексика
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи.
Синтаксис
Содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливают связи и отношения между словами в предложении.
Пунктуация
Раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.
Морфология
Задание № 1.Раскройте скобки, запишите слова в два столбика: с раздельным и слитным написанием НЕ.
- (Не)доумевая, (не)уставая, (не)присев, (не)думая, (не)двигаясь, (не)годуя, (не)навидя, (не)прочитав, (не)задумываясь, (не)зная.
Проверь себя!
- Не задумываясь недоумевая
- не думая негодуя
- не прочитав ненавидя
- не двигаясь
- не уставая
- не присев
- не зная
Задание № 2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1.Замет…в, увид…в;
2.Выслуш…в,запомн…в;
3.Почу…в, выключ…в;
4. Покле…в, уничтож…в.
Проверь себя!
1.ЗаметИв, увидЕв;
2.ВыслушАв, запомнИв;
3.ПочуЯв, выключИв;
4.ПоклеИв, уничтожИв.
4
Задание № 3.Расставьте все знаки препинания, укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Графически объясните, на каком основании вы сделали свой выбор.
- Молодые ёлочки (1) покачивая своими вершинками (2) внимательно смотрели (3) на незнакомцев (4) готовясь в любую минуту их задержать.
Проверь себя!!
- Молодые ёлочки, покачивая своими вершинками, внимательно смотрели на незнакомцев, готовясь в любую минуту их задержать.
1
2
4
Задание № 4. Выпишите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1. Болельщики ждали волнуясь решающего гола.
2. Над рекой наклоняясь что-то шепчет камыш.
3. Ребята смеясь и крича ворвались в комнату.
4. Приехав в Михайловское Пушкин должен был как-то обустроить свой быт.
Проверь себя!
- 1.Пояснение. Приехав в Михайловское, Пушкин должен был как-то обустроить свой быт.
- 2. Деепричастный оборот находится в начале предложения, поэтому запятую нужно поставить после него.
Задание № 5.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Объясните свой выбор .
1) я напомнила детям о поездке в Михайловское.
2) мне вспоминаются школьные годы.
3) у нас возникает светлое чувство.
4) критиком были найдены очень точные слова.
Проверь себя!!
Рассказывая о Пушкине, я напомнила детям о поездке в Михайловское.
Пояснение: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относится к одному лицу.
Задание № 6.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота. Объясните, почему так нельзя сказать .
1. Закрыв дверь, у меня сломался замок.
2. Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.
3. Смущаясь, она быстро встала и вышла из комнаты.
Проверь себя!
Закрыв дверь, у меня сломался замок.
Пояснение: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным действующим лицам.
Уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Выразительно прочитайте текст, а затем выполните задания.
(1) Кижи – это абсолютная гармония. (2) Архитектурный ансамбль Кижи связан с окружающей природой как никакой другой. (3)Он очень красивый, ничего подобного ему в мире больше нет.
(4)Мы – художники и, наверное, воспринимаем всё немного острее, понимая, как тяжело добиться такой гармонии, а Кижи – это абсолютная гармония.
(5) Существует легенда, будто во время Великой Отечественной войны немецкий летчик, получив задание разбомбить Кижи, не смог этого сделать. (6)Он, оценив с высоты всю красоту этого ансамбля, не сбросил бомбы в озеро. (7) Никаких документальных свидетельств этому не осталось. (8) Хотя кто знает? (9) История очень красивая. (10) Фашистов, воплощавших зло и ужас, горе и смерть, настроенных на разрушение, тронула невероятная красота Кижей, которая, наверное, может спасти мир.
Выразительно прочитайте текст, а затем выполните задания.
- (1) Кижи – это абсолютная гармония. (2) Архитектурный ансамбль Кижи связан с окружающей природой как никакой другой. (3)Он очень красивый, ничего подобного ему в мире больше нет.
- (4)Мы – художники и, наверное, воспринимаем всё немного острее, понимая, как тяжело добиться такой гармонии, а Кижи – это абсолютная гармония.
- (5) Существует легенда, будто во время Великой Отечественной войны немецкий летчик, получив задание разбомбить Кижи, не смог этого сделать. (6)Он, оценив с высоты всю красоту этого ансамбля, не сбросил бомбы в озеро. (7) Никаких документальных свидетельств этому не осталось. (8) Хотя кто знает? (9) История очень красивая. (10) Фашистов, воплощавших зло и ужас, горе и смерть, настроенных на разрушение, тронула невероятная красота Кижей, которая, наверное, может спасти мир.
1.Определите тему текста.
2.Сформулируйте основную мысль текста.
3.Какой тип речи представлен в этом тексте?
4.Выпишите из текста все деепричастия.
5.Запишите номера предложений, в которых есть деепричастные обороты.
6.Какую роль играют деепричастия в тексте?
Рефлексия
- 1. Я сегодня узнал…
- 2. У меня получилось…
- 3. Я теперь могу…
- 4. Мне захотелось…
Спасибо за урок!!