СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы счисления. Двоичная система

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восприятие  учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Закрепление понятий «число», «цифра».

Раскрыть  понятия: «система счисления», «алфавит» системы счисления.

Расширить представления учащихся в области истории развития систем счисления  и дать их классификацию.

Изучить двоичную систему счисления: базис, алфавит, представление числа.

Закрепить умения:

представление числа в различных системах счисления;

разложение числа по базису позиционной    системы счисления;

научиться переводить числа из двоичной системы в десятичную и из десятичной в двоичную.

Просмотр содержимого документа
«Системы счисления. Двоичная система»

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система»


Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

  • Закрепление понятий «число», «цифра».

  • Раскрыть понятия: «система счисления», «алфавит» системы счисления.

  • Расширить представления учащихся в области истории развития систем счисления и дать их классификацию.

  • Изучить двоичную систему счисления: базис, алфавит, представление числа.

  • Закрепить умения:

    • представление числа в различных системах счисления;

    • разложение числа по базису позиционной системы счисления;

    • научиться переводить числа из двоичной системы в десятичную и из десятичной в двоичную.


Развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

  • Развитие у учащихся практических навыков по представлению и переводу численной информации, выраженной в различных системах счисления к десятичному виду.

  • Развитие памяти, речи, логического мышления.

  • Выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.


  • Воспитание научного мировоззрения.

  • Воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.

  • Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.


Методы: Словесные, наглядные, практические.

Формы работы: Фронтальные, парные, индивидуальные.


Материальная база:
  • Презентация «Системы счисления».

  • Карточки индивидуальных и групповых заданий.

  • Плакат-схема «Системы счисления».


ход урока 1. Организационный момент.


На экране тема «Системы счисления».

2. Актуализация опорных знаний



Учитель:

Известно, что для записи информации о количестве объектов используются числа. При этом в своем историческом развитии человечество изобретало множество способов или, так называемых, «систем счисления». В них указаны правила записи чисел и арифметических действий с ними.

Под числом мы будем понимать величину, а не его символьную запись.

Числа записываются с использованием особых знаковых систем. Алфавит систем счисления состоит из символов, которые называются цифрами.

Например, в десятичной системе счисления числа записываются с помощью 10 всем хорошо известных цифр, назовите их.



(ответ: «0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9»)


3. Изучение нового материала с первичным промежуточным контролем ЗУН учащихся

Учитель:

Система счисления - совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. Рассмотрите схему, представленную на слайде.

Пример непозиционной системы (расположение символа в записи не изменяет его значения) - римская. Это самая распространенная непозиционной системой счисления, встречающаяся и в наши дни.

Значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ (30) цифра Х встречается три раза и, в каждом случае она обозначает одну и ту же величину – число 10. Три раза по десять в сумме дают 30.


Учитель:

На экране показываются 4 слайда, рассказывающие о видах непозиционных систем счисления: единичная, древнеегипетская, вавилонская, римская.

В качестве иллюстраций демонстрируются рисунки и слайды: наскальная живопись (палеолит), папирус, глиняные дощечки. Звучит мелодия древности (арфа).

Учитель:

Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 100 до 900) обозначались буквами алфавита. Алфавитная система была принята и в Древней Руси. При записи чисел над буквами ставился специальный знак «~» – титло.


На экране – изображение страницы азбуки древней Руси и отрывок из летописи с изображениями чисел.

Удобны ли алфавитные системы?


(ответ: 1. Нет, так как с их помощью можно записать только целые числа.

2. Нет, так как с их помощью можно записать числа в пределах числа букв алфавита, т.е. не больше нескольких десятков.)

Учитель:

Правильно, числа больших порядков нельзя записать только с помощью только букв алфавита. Правда, славяне, как и греки умели записывать и числа, превосходящие 1000. Для этого к алфавитной системе добавлялись новые обозначения – специальные знаки.

Посмотрите на экран: знак «», стоящий перед цифрой внизу слева, обозначал кратность 1000, а цифра, обведенная в кружок без титло (показывает на плакате) – 10 000 – называлась «тьма». 10 тем называли «легион», 10 легионов составляли «леодр». Самая большая из величин называлась «колода», и равнялась она 1050. Считалось, что «более сего несть человеческому уму разумевати». Древнерусская система счисления была наиболее совершенной из всех алфавитных систем.


Изобретение позиционной системы записи оспаривается Вавилоном и Индией. Вавилонская система была шестидесятеричной. Однако в этой системе не было нуля, что вызывало определенные трудности. Индийские символы для десятичной позиционной системы содержали символ 0. Это было удобно. Арабские торговцы переняли индийскую запись счета, а от арабов пришли цифры в Европу, поэтому у нас эти цифры называют арабскими.

В основе системы счисления лежит какое-то число, которое называется основанием системы. В общей классификации оно обозначается английской буквой p. Для человека более естественна система счисления с основанием 10 (10 пальцев на руках). Но в жарких странах люди ходили босиком и для счета могли пользоваться еще и пальцами ног. Так в древних системах счисления основанием чаще всего служило одно из чисел 5, 10 или 20. Очень удобной системой счета была система с основанием 12 (12 фаланг пальцев одной руки). Это связано с тем, что у числа 12 много делителей: 2, 3, 4, 6, а у 10 только 2 и 5. Кстати, в некоторых европейских языках сохранились слова обозначающие 11 и 12.

Каждое число можно изобразить как в десятичной, так и в двоичной системе. Для этого достаточно вспомнить, что запись любого числа в какой-либо системе счисления есть сумма степеней ее основания.


55510 = 5102 + 5101 + 5100


Для перевода из двоичной системы в десятичную можно воспользоваться позиционной записью числа, как суммы степеней основания:


100100102 = 127 + 0 + 0 + 124 + 0 + 0 + 121 + 0 = 14610

Запишите для самостоятельно решения несколько примеров:

101102 1111012 1100112


Решение проверяется в соответствии с действием слайда (анимация).

101102 = 020 + 121 + 122 + 023 + 124 = 2210

1111012 = 120 + 021 + 122 + 123 + 124 + 125 = 6110

1100112 = 120 + 121 + 022 + 023 + 124 + 125 = 5110

Учитель:

Спасибо, все правильно.

Для обратного преобразования ( перевод их десятичной системы в двоичную) необходимо десятичное число последовательно делить на 2, пока не получим окончательную 1 (причем “последней единицей” процесс заканчивается всегда) и запишем остатки от деления. Двоичная форма представления данного числа получается при записи остатков снизу вверх, начиная с “последней” единицы:

остаток

146 : 2 = 73 0

73 : 2 = 36 1

36 : 2 = 18 0

18 : 2 = 9 0

9 : 2 = 4 1

4 : 2 = 2 0

2 : 2 = 1 0 14610 = 100100102

Рассмотрим еще пример:

остаток

67 : 2 = 33 1

33 : 2 = 16 1

16 : 2 = 8 0

8 : 2 = 4 0

4 : 2 = 2 0

2 : 2 = 1 0 6710 = 10000112



Запишите для самостоятельно решения несколько примеров:

16810 24110 7710


Решение проверяется в соответствии с действием слайда (анимация).

16810 = 101010002 ; 24110 = 111100012 ; 7710 = 10011012





4. Закрепление


Учитель:

Класс делится на 7 групп (по 3-4 человека). Каждая группа получает задание:

  1. Укрупнение логической структуры изученного материала путем объединения его элементов в классификационную схему.

  2. Исследовательская, творческая деятельность в ходе решения проблемной задачи.

  3. Практическая самостоятельная работа в соответствии с заданным алгоритмом решения.


Решение каждого задания проверяется по соответствующему слайду.


5. Выставление оценок и комментарии учителя к уроку


Учитель:

На этом урок заканчивается. Итак, мы сегодня познакомились с представлением числовой информации с помощью различных систем счисления. Разобрали правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.

Компьютер обрабатывает дискретную информацию, представленную в виде импульсов электрического тока, соответствующих 1 и 0. Создатели ЭВМ остановились именно на двоичной кодировке (а не “три” к примеру) из-за удобства ее применения в электронных схемах, т.е. машина при цифровой обработке информации оперирует исключительно двоичными знаками - битами, результат является также двоичным числом.

Поэтому при работе на компьютерах десятичную систему используют всюду, где требуется установить с человеком контакт (при вводе и выводе данных). Все операции по переводу из десятичной системы счисления в двоичную и обратно ЭВМ осуществляет самостоятельно, и пользователь этого не замечает.

Вы уже знаете, что каждое число можно изобразить как в десятичной, так и в двоичной системе. Для этого достаточно вспомнить правила перевода из одной системы счисления в другую.


Объявление результатов за работу на уроке.