Система контроля и оценки в структуре учебной деятельности
1 блок – формирование действий контроля и оценки у учащихся, как необходимого условия для полноценного формирования всей учебной деятельности учащихся, в том числе и способности учиться;
2 блок - контроль и оценка учителя за ходом формирования у учащихся учебной деятельности, освоения ими способов действий (системы понятий, уровня развития мышления, способности к умению учиться)
Формирование контрольно-оценочных
действий школьников
Строится на способности рефлексировать, т.е. различать:
«это я уже знаю и умею»
«это я ещё совсем не знаю, надо узнать»
«это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться»
Этот этап является переходом от исполнительского поведения к умению учиться.
Формирование контрольно-оценочных
действий школьников
Работа на уроке должна способствовать
2) Обучению техникам пооперационного самоконтроля
1) Формированию действия самооценки
Посредством обучения работе со схемами и моделями
как материальными средствами контроля и оценки
Формирование
контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке математики при работе над ошибками
Цикл работы:
- Выполнение практической работой
( с предварительным анализом и выделением умений, из которых складывается выполнение задания)
2. Обучающиеся получают проверенные учителем работы
1 вариант : самостоятельно оценивают свою работу по выделенным критериям
2 вариант : соотнесение оценки учителя со своей оценкой, поставленной до оценивания учителем.
3. Работа над ошибками ( выявление причин ошибок и трудностей )
Формирование
контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке математики при работе над ошибками
План действий по устранению ошибок
проверочной работы
по теме «Наибольший общий делитель (НОД)
и наименьшее общее кратное (НОК)»
Задача, в которой была сделана ошибка
Как действовал
я
Почему я ошибся?
Как избежать ошибки?
Как надо действовать?
Решение похожей задачи
Сложности
- не видят ошибку;
- не могут сформулировать или классифицировать ошибки;
- указываются формальные и малосодержательные причины ошибок
(«забыл поставить скобку», «был невнимательным», «не знаю правила»)
Справочник возможных ошибок
Нахождение НОД
- Неправильно выполнено разложение на простые множители
- в разложении присутствуют составные числа
- вычислительная ошибка при делении
- Неправильно выбраны числа для нахождения произведения
- Допущена вычислительная ошибка при нахождении произведения
План действий по устранению ошибок
проверочной работы
по теме «Наибольший общий делитель (НОД)
и наименьшее общее кратное (НОК)»
Задача, в которой была сделана ошибка
№ 1 (а)
Как действовал
я
1404 2
702 2
351 3
117 7
17 17
1
1404=2·2·3·17
Почему я ошибся?
Не знаю таблицу умножения на 7
Как избежать ошибки?
Повторить таблицу умножения на 7
Как надо действовать?
Решение похожей задачи
1404 2
702 2
351 3
117 3
39 3
13 13
1
1404=2²·3³·13
!
Не использовал ранее полученные знания (признаки делимости )
План действий по устранению ошибок
проверочной работы
по теме «Наибольший общий делитель (НОД)
и наименьшее общее кратное (НОК)»
Задача, в которой была сделана ошибка
Как действовал
я
№ 1 (б)
7140 2
3570 2
1785 3
595 5
119 119
1
7140=2²·3·5·119
Почему я ошибся?
Как избежать ошибки?
Не проверил простое ли число 119?
Проверять является ли делитель простым числом
Как надо действовать?
Решение похожей задачи
7140 2
3570 2
1785 3
595 5
119 7
17 17
7140=2²·3·5·7·
·17
!
(использовать таблицу простых чисел или определение простого числа п.4 стр. 17 )
План действий по устранению ошибок
проверочной работы
по теме «Наибольший общий делитель (НОД)
и наименьшее общее кратное (НОК)»
Задача, в которой была сделана ошибка
№ 2
Как действовал
я
НОД (936;1404)=
=2 ·3 ·13=16848
Почему я ошибся?
№ 3
Как избежать ошибки?
Не знаю алгоритм нахож-дения НОД( шаг 2 )
НОД (260;117)=13
Ответ: числа 260 и 117 взаимно простые
Выучить алгоритм нахождения НОД п.6 стр.25
Как надо действовать?
Не знаю определе-ния взаимно простых чисел
НОД (936;1404)=
=2²·3²·13=468
Решение похожей задачи
Выучить определение взаимно простых чисел п.6 стр.25
НОД (260;117)=13
НОД = 1
Ответ: числа 260 и 117 не взаимно простые
4
4
Плюсы
- учатся классифицировать ошибки;
- определять возможные причины ошибок по собственной инициативе в обстановке, свободной от внешнего контроля;
- учатся делать упреждающие шаги для их предупреждения;
- работа со справочным материалом;
- планирование деятельности по исправлению ошибок и сдаче подготовленного материала.
План действий по устранению ошибок
проверочной работы
по теме «Наибольший общий делитель (НОД)
и наименьшее общее кратное (НОК)»
- Обучающийся сам составляет график ликвидации выявленных проблем
- Согласует с учителем сроки сдачи теоретической и практической части учебного материала
Ошибка – это не повод для порицания,
а объект специальной работы :
анализа, коррекции и предотвращения.
Формируется диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, опирающийся на действия самоконтроля и самооценки.
Показатели осознанности действий обучающегося
Способность описать те действия, с помощью которых он её исправит
Способность описать свою ошибку
Виды универсальных учебных действий
(по материалам ФГОС НОО)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми