СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система контроля и оценки в структуре учебной деятельности на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе формирование системы контроля и оценки на уроках математики раскрывается через оргвнизацию работы над ошибками. Актуальность данного вопроса проявляется в том, что данный вид работы позволяет формировать диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, опирающийся на действия самоконтроля и самооценки.

Показателем  осознанности действий ученика является способность описать свою ошибку («Как действовал я?») и способность описать те действия, с помощью которых он исправит её («Как надо было действовать?», «Почему я ошибся?»,  «Как избежать ошибки?»).

Просмотр содержимого документа
«Система контроля и оценки в структуре учебной деятельности на уроках математики.»

Система контроля и оценки в структуре учебной деятельности 1 блок – формирование действий контроля и оценки у учащихся, как необходимого условия для полноценного формирования всей учебной деятельности учащихся, в том числе и способности учиться; 2 блок - контроль и оценка учителя за ходом формирования у учащихся учебной деятельности, освоения ими способов действий (системы понятий, уровня развития мышления, способности к умению учиться)

Система контроля и оценки в структуре учебной деятельности

1 блок – формирование действий контроля и оценки у учащихся, как необходимого условия для полноценного формирования всей учебной деятельности учащихся, в том числе и способности учиться;

2 блок - контроль и оценка учителя за ходом формирования у учащихся учебной деятельности, освоения ими способов действий (системы понятий, уровня развития мышления, способности к умению учиться)

Формирование контрольно-оценочных действий школьников Строится на способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею» «это я ещё совсем не знаю, надо узнать» «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» Этот этап является переходом от исполнительского поведения к умению учиться.

Формирование контрольно-оценочных

действий школьников

Строится на способности рефлексировать, т.е. различать:

«это я уже знаю и умею»

«это я ещё совсем не знаю, надо узнать»

«это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться»

Этот этап является переходом от исполнительского поведения к умению учиться.

Формирование контрольно-оценочных действий школьников Работа на уроке должна способствовать 2) Обучению техникам пооперационного самоконтроля 1) Формированию действия самооценки Посредством обучения работе со схемами и моделями как материальными средствами контроля и оценки

Формирование контрольно-оценочных

действий школьников

Работа на уроке должна способствовать

2) Обучению техникам пооперационного самоконтроля

1) Формированию действия самооценки

Посредством обучения работе со схемами и моделями

как материальными средствами контроля и оценки

Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке математики при работе над ошибками Цикл работы: Выполнение практической работой ( с предварительным анализом и выделением умений, из которых складывается выполнение задания) 2. Обучающиеся получают проверенные учителем работы 1 вариант : самостоятельно оценивают свою работу по выделенным критериям 2 вариант : соотнесение оценки учителя со своей оценкой, поставленной до оценивания учителем. 3. Работа над ошибками ( выявление причин ошибок и трудностей )

Формирование

контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке математики при работе над ошибками

Цикл работы:

  • Выполнение практической работой

( с предварительным анализом и выделением умений, из которых складывается выполнение задания)

2. Обучающиеся получают проверенные учителем работы

1 вариант : самостоятельно оценивают свою работу по выделенным критериям

2 вариант : соотнесение оценки учителя со своей оценкой, поставленной до оценивания учителем.

3. Работа над ошибками ( выявление причин ошибок и трудностей )

Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся  на уроке математики при работе над ошибками План действий по устранению ошибок проверочной работы по теме «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)» Задача, в которой была сделана ошибка Как действовал  я Почему я ошибся? Как избежать ошибки? Как надо действовать? Решение похожей задачи

Формирование

контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке математики при работе над ошибками

План действий по устранению ошибок

проверочной работы

по теме «Наибольший общий делитель (НОД)

и наименьшее общее кратное (НОК)»

Задача, в которой была сделана ошибка

Как действовал

я

Почему я ошибся?

Как избежать ошибки?

Как надо действовать?

Решение похожей задачи

Сложности не видят ошибку;  не могут сформулировать или классифицировать ошибки;  указываются формальные и малосодержательные причины ошибок («забыл поставить скобку», «был невнимательным», «не знаю правила»)

Сложности

  • не видят ошибку;
  • не могут сформулировать или классифицировать ошибки;
  • указываются формальные и малосодержательные причины ошибок

(«забыл поставить скобку», «был невнимательным», «не знаю правила»)

Справочник возможных ошибок Нахождение НОД Неправильно выполнено разложение на простые множители в разложении присутствуют составные числа вычислительная ошибка при делении Неправильно выбраны числа для нахождения произведения Допущена вычислительная ошибка при нахождении произведения

Справочник возможных ошибок

Нахождение НОД

  • Неправильно выполнено разложение на простые множители
  • в разложении присутствуют составные числа
  • вычислительная ошибка при делении
  • Неправильно выбраны числа для нахождения произведения
  • Допущена вычислительная ошибка при нахождении произведения
План действий по устранению ошибок проверочной работы по теме «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)» Задача, в которой была сделана ошибка № 1 (а) Как действовал  я 1404 2  702 2  351 3  117 7  17 17  1 1404=2·2·3·17 Почему я ошибся? Не знаю таблицу умножения на 7 Как избежать ошибки? Повторить таблицу умножения на 7 Как надо действовать? Решение похожей задачи 1404 2  702 2  351 3  117 3  39 3  13 13  1 1404=2²·3³·13 ! Не использовал ранее полученные знания (признаки делимости )

План действий по устранению ошибок

проверочной работы

по теме «Наибольший общий делитель (НОД)

и наименьшее общее кратное (НОК)»

Задача, в которой была сделана ошибка

№ 1 (а)

Как действовал

я

1404 2

702 2

351 3

117 7

17 17

1

1404=2·2·3·17

Почему я ошибся?

Не знаю таблицу умножения на 7

Как избежать ошибки?

Повторить таблицу умножения на 7

Как надо действовать?

Решение похожей задачи

1404 2

702 2

351 3

117 3

39 3

13 13

1

1404=2²·3³·13

!

Не использовал ранее полученные знания (признаки делимости )

План действий по устранению ошибок проверочной работы по теме «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)» Задача, в которой была сделана ошибка Как действовал  я № 1 (б) 7140 2 3570 2 1785 3  595 5  119 119  1 7140=2²·3·5·119 Почему я ошибся? Как избежать ошибки? Не проверил простое ли число 119? Проверять является ли делитель простым числом Как надо действовать? Решение похожей задачи 7140 2 3570 2 1785 3  595 5  119 7  17 17 7140=2²·3·5·7· ·17 ! (использовать таблицу простых чисел или определение простого числа п.4 стр. 17 )

План действий по устранению ошибок

проверочной работы

по теме «Наибольший общий делитель (НОД)

и наименьшее общее кратное (НОК)»

Задача, в которой была сделана ошибка

Как действовал

я

№ 1 (б)

7140 2

3570 2

1785 3

595 5

119 119

1

7140=2²·3·5·119

Почему я ошибся?

Как избежать ошибки?

Не проверил простое ли число 119?

Проверять является ли делитель простым числом

Как надо действовать?

Решение похожей задачи

7140 2

3570 2

1785 3

595 5

119 7

17 17

7140=2²·3·5·7·

·17

!

(использовать таблицу простых чисел или определение простого числа п.4 стр. 17 )

План действий по устранению ошибок проверочной работы по теме «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)» Задача, в которой была сделана ошибка № 2 Как действовал  я НОД (936;1404)= =2 ·3 ·13=16848 Почему я ошибся? № 3 Как избежать ошибки? Не знаю алгоритм нахож-дения НОД( шаг 2 ) НОД (260;117)=13 Ответ: числа 260 и 117 взаимно простые Выучить алгоритм нахождения НОД п.6 стр.25 Как надо действовать? Не знаю определе-ния взаимно простых чисел НОД (936;1404)= =2²·3²·13=468 Решение похожей задачи Выучить определение взаимно простых чисел п.6 стр.25 НОД (260;117)=13 НОД = 1 Ответ: числа 260 и 117 не взаимно простые 4 4

План действий по устранению ошибок

проверочной работы

по теме «Наибольший общий делитель (НОД)

и наименьшее общее кратное (НОК)»

Задача, в которой была сделана ошибка

№ 2

Как действовал

я

НОД (936;1404)=

=2 ·3 ·13=16848

Почему я ошибся?

№ 3

Как избежать ошибки?

Не знаю алгоритм нахож-дения НОД( шаг 2 )

НОД (260;117)=13

Ответ: числа 260 и 117 взаимно простые

Выучить алгоритм нахождения НОД п.6 стр.25

Как надо действовать?

Не знаю определе-ния взаимно простых чисел

НОД (936;1404)=

=2²·3²·13=468

Решение похожей задачи

Выучить определение взаимно простых чисел п.6 стр.25

НОД (260;117)=13

НОД = 1

Ответ: числа 260 и 117 не взаимно простые

4

4

Плюсы - учатся классифицировать ошибки; - определять возможные причины ошибок по собственной инициативе в обстановке, свободной от внешнего контроля; - учатся делать упреждающие шаги для их предупреждения; - работа со справочным материалом; - планирование деятельности по исправлению ошибок и сдаче подготовленного материала.

Плюсы

- учатся классифицировать ошибки;

- определять возможные причины ошибок по собственной инициативе в обстановке, свободной от внешнего контроля;

- учатся делать упреждающие шаги для их предупреждения;

- работа со справочным материалом;

- планирование деятельности по исправлению ошибок и сдаче подготовленного материала.

План действий по устранению ошибок проверочной работы по теме «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)» Обучающийся сам составляет график ликвидации выявленных проблем Согласует с учителем сроки сдачи теоретической и практической части учебного материала

План действий по устранению ошибок

проверочной работы

по теме «Наибольший общий делитель (НОД)

и наименьшее общее кратное (НОК)»

  • Обучающийся сам составляет график ликвидации выявленных проблем
  • Согласует с учителем сроки сдачи теоретической и практической части учебного материала
Ошибка  – это не повод для порицания, а объект специальной работы : анализа,  коррекции  и предотвращения. Формируется диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, опирающийся на действия самоконтроля и самооценки. Показатели осознанности действий обучающегося Способность описать те действия, с помощью которых он её исправит Способность описать свою ошибку

Ошибка – это не повод для порицания,

а объект специальной работы :

анализа, коррекции и предотвращения.

Формируется диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, опирающийся на действия самоконтроля и самооценки.

Показатели осознанности действий обучающегося

Способность описать те действия, с помощью которых он её исправит

Способность описать свою ошибку

Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий  Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем   Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Виды универсальных учебных действий

(по материалам ФГОС НОО)

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми