УДК 378.1 | О. П. Марсова, ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово е-mail: [email protected] O. P. Marsova, Kuzbass regional of professional development and retraining of education workers, Kemerovo е-mail: [email protected] |
Система оценки достижений метапредметных результатов
История
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Metasubject results of operations – universal ways of activity – cognitive, komunikativni, regulatory. Universal ways of working being developed by students on the basis of all academic subjects and applied by students as part of the educational process and in solving problems in real life situations. Метапредметные результаты, универсальные способы деятельности, базовые коммуникативные компетенции. Metasubject results, universal ways of working, the basic communicative competence. | |
Новые стандарты школьного образования ориентированы сегодня на формирование личностей учащихся. Их главная задача заключается в том, что учащихся необходимо подготовить к самостоятельному принятию решений в нестандартных ситуациях, сформировать определенные универсальные действия, которые помогут им в познавательной деятельности на всех этапах образования.
Если посмотреть на федеральный государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что результаты освоения программы в нем рассматриваются с разных позиций. Выделяют личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты: формирование мотивации учения; осознание возможностей самореализации; стремление к совершенствованию; формирование коммуникативной компетенции; формирование общекультурной и этнической идентичности; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты: это умение планировать свое речевое и неречевое поведение; умение четко определять области знаемого и незнаемого; умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты своей работы, умение анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией. Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки, рефлексии в процессе коммуникативной деятельности. Способность использовать ИКТ.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Встает вопрос, каким образом оценить данные результаты? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что оценивая эти результаты, мы производим оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Оценивать метапредметные результаты мы можем с помощью разнообразных приемов и методов. При этом необходимо помнить, что оцениваем мы уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий.
Основным способом оценивания считается подготовка и защита ребенком своего индивидуального проекта. Мы оцениваем умения ребенка принять и решить поставленную задачу, спланировать свою деятельность по ее решению. Умение проявить инициативу, самостоятельность, сделать выводы, обобщения. Происходит анализ умения сотрудничать с учителем и другими учащимися в ходе выполнения проекта.
Согласно методике Долженко Ю.А. метапредметные результаты можно проверить с помощью специальных диагностических задач, которые направлены на диагностику определенного вида УУД. Это могут быть проверочные работы (тематические), текущая или промежуточная аттестация, мониторинг, стартовая диагностика и т.д.
В зависимости от того, насколько хорошо ученик выполняет те или иные учебно-практические задачи, допускает или же нет ошибки и какого рода, мы впоследствии сможем сделать вывод, успешно или же нет, учащийся овладел определенными метапредметными результатами. Насколько хорошо сформированы познавательные и регулятивные действия.
Кроме этого, показателем сформированности метапредметных результатов является умение выполнять комплексные задания на межпредметной основе. Такие как, например, работа с информацией, умение сопоставить различные мнения и позиции, слушать собеседника.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основное содержание оценки находится рядом с умением учиться.
Оценивая метапредметные результаты, их необходимо фиксировать в портфолио учащихся в виде оценочных листов, карт мониторинга, листов или дневников самооценки. Формы контроля при этом могут быть как индивидуальными, так и групповыми, фронтальными, устными, письменными и т.д. При этом не нужно забывать, что такие умения, как уровень «включенности» детей в учебную деятельность, самостоятельность, умение сотрудничать и т.д. оцениваются в форме неперсонифицированных процедур.
Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о роли метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
1. Универсальные учебные действия – это система, в которой каждый вид учебного действия имеет определенное положение в структуре остальных универсальных учебных действий и определяется логикой возрастного развития.
2. Оценка метапредметных результатов осуществляется в границах психологической характеристики личности учащегося и его познавательной сфере.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
И самое главное – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Литература
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2012.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе [Текст]: Автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01. /К. Ю. Колесина. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. – 35 с.