Просмотр содержимого документа
«Система упражнений на развитие навыков и умений чтения»
Система упражнений на развитие навыков и умений чтения как средство формирования универсальных учебных действий (на материале УМК Spotlight В. Эванс для 9 класса основной школы)
Составила
Учитель английского языка МБОУ СОШ № 51
Колупаева Татьяна Ивановна
цель школьного образования
- развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
- контролировать и оценивать свои достижения
Функции формирования системы универсальных учебных действий
- обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания .
Существуют три основных вида чтения, навыки которых формируются в процессе обучения в основной школе:
- Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка ( ознакомительное чтение ).
- Выборочное понимание нужной / интересующей информации из текста ( поисковое чтение ).
- Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров ( изучающее чтение ).
К частным умениям чтения относятся:
- умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком, по звучанию, по словообразовательным элементам,
- умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.),
- умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом,
- умение понимать причинно-следственные связи в тексте,
- умение понимать не только явно, но и завуалированно представленную в тексте информацию,
- умение делать выводы из прочитанного,
- умение отделять главную информацию от второстепенной,
- умение понимать в тексте ключевые слова.
Основной учебник имеет модульное построение, а модуль - это блок уроков, предназначенный для решения группы целей
чтение
аудирование
грамматика
лексика
письменная речь
Контроль изученного
Тип чтения
Формируемые УУД
Личностные
М 1а. Reading. Статья о фестивалях и праздниках в различных странах.
Регулятивные
Поисковое чтение.
М 2а. Reading. Статья о жизни космонавтов на космической станции.
Познава-тельные
Изучающее чтение
Нравственно-эстетическое оценивание
Ознакомительное чтение. Изучающее чтение
Прогнозирование.
Коммуни-кативные
Поиск информации. Сопоставление, сравнение.
Планирование своей работы.
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения нравственных и этических ценностей.
Постановка цели.
Умение выражать свои мысли
Постановка цели.
Умение выделять основную мысль в тексте.
Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения другого.
М 3а. Reading. Статья о необычных существах.
Изучающее, поисковое чтение.
Освоение личностного смысла учения.
М 4а. Reading. Статья о роботах.
Определение плана и цели своей работы.
Изучающее чтение.
Поиск информации, сопоставление.
М 5а. Reading. Статья о необычных видах искусства.
Освоение личностного смысла учения.
Умение пользоваться словарем.
Умение выражать свои мысли
Поисковое, изучающее, ознакомительное чтение
Умение устанавливать логические, смысловые связи.
Нравственно-эстетическое оценивание
Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника.
Постановка цели выполнения задания.
Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, умение выделять основную мысль.
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
выводы
- соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям
- все упражнение способствуют формированию универсальных учебных действий
- наиболее разнообразно представлены блоки познавательных и коммуникативных УУД
- упражнения по чтению имеют значимость в достижении метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы.