Ситуационные задачи
Задача №1
Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.
Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не пользуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные врачом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма.
Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиление кашля после курения, особенно утром.
Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти.
Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом.
По объективным данным ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст., температура 37,2 С.
Задания:
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Задача №2
В отделении находится пациент 40 лет с диагнозом: абсцедирующая пневмония нижней доли слева, хронический бронхит. Жалобы на одышку, слабость, жар, боли в грудной клетке при дыхании, кашель с гнойной мокротой.
ОБЪЕКТИВНО: температура 39,5 С, ЧСС 98 в минуту, ЧДД 22 в минуту, АД 110/70 мм рт. ст. В легких отставание левой половины грудной клетки в дыхании, перкуторно притупление, аускультативно дыхание везикулярное ослабленное, влажные и сухие хрипы, при рентгенологическом исследовании выявляются округлые тени с тенденцией к слиянию.
Задание:
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталоны ответов к решению ситуационных задач
Задача №1
Проблемы пациента:
- пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо;
- пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при влажном кашле;
- пациент не понимает необходимости пить больше жидкости;
- пациент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (курение, недостаточное потребление жидкости, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств);
- пациент испытывает напряжение, тревогу и беспокойство в связи с необходимостью проведения бронхоскопии.
Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо.
Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего времени
ПЛАН
МОТИВАЦИЯ
1. Беседа о необходимости использования ингалятора
Обеспечение права на информированное согла-сие
2. Демонстрация карманной плевательницы и правил пользования ею
Обеспечение наглядности обучения
3. Контроль ежедневно
Оценка достижения цели
4Обучение технике эффективного откашливания
Для облегчения состояния
Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плевательницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних условиях. Цель достигнута.
Задача №2
Проблемы пациента:
Настоящие: одышку, слабость, жар, боли в грудной клетке при дыхании, кашель с гнойной мокротой, повышение температуры
Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, легочного кровотечения, возникновение новых абсцессов в легких, прорыв гнойника в плевральную полость с образованием эмпиемы плевры, метастазы абсцессов в мозг, печень и другие органы, сепсис.
Приоритетные проблемы: лихорадка.
Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней.
Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.
ПЛАН
МОТИВАЦИЯ
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа.
Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному.
2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай).
Осуществляется в период подъема температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи
3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника).
Для снижения интоксикации.
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазы-вать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах.
Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры.
Для предупреждения травм.
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания.
Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности.
7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи.
Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии.
Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложне-ний со стороны ЦНС.
9. При критическом понижении температуры:
- приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;
- вызвать врача;
- обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;
- приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина;
- сменить белье, протереть насухо.
Для профилактики острой сосудистой недостаточности.
Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.