ТЕМА: Сказка «Лиса и тетерев»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.
Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Задания 6—7 на с. 38.
1.Речевая разминка
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.
Прочитайте скороговорку, разделяя слова на слоги.
Прочитайте ее с «ворчащей» интонацией (еще: вопросительно, утвердительно, весело, грустно).
А сейчас — выразительно. Затем скороговоркой.
III. Актуализация знаний.
1.Постановка целей урока
Ребята, а кто такой тетерев?
Тетерев — крупная птица отряда куриных. Тетерка — самка тетерева.
Как называется сказка, которую мы будем читать на уроке?
Кто ее автор?
Какие сказки бывают? (Примерный ответ. Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)
Чем сказка отличается от других произведений? (Она обязательно чему-то учит, заключает в себе мудрую мысль.)
Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
Как описана лиса в сказках? (Она хитрая, умная, ловкая, обманщица и т. д.)
Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях.
2.Работа по теме урока
(Учитель читает сказку. Затем проводится словарная работа.)
Проведать — навестить. Нынче — сегодня.
Навострила уши — насторожилась. Указ — постановление.
Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?
IV.Физкультминутка
(Дети выполняют наклоны в стороны, имитируя качание маятника.)
Часы
Тик-так, тик-так
— Все часы идут вот так:
Тик-так.(Наклоны головы к одному и другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивание влево-вправо.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе.
Наклоны головы к одному и другому плечу.)
Тик-так, тик-так.
V.Закрепление изученного
Прочитайте пословицу на с. 40 и объясните ее смысл.
Выполните задания 1—5 на с. 41.
Подготовимся к чтению по ролям:
подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;
определите основные мысли, которые надо выделить голосом.
Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)
VI.Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
Какую сказку мы изучали на уроке?
Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?
К какому виду относится эта сказка?
Чему учит нас эта сказка?