СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сказки как источник формирования правовых знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа  "Сказки как источник формирования правовых знаний" для школьной научно-практической конференции 

Просмотр содержимого документа
«"Сказки как источник формирования правовых знаний"»

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Московская областная школа-интернат естественно-математической направленности» имени П.Л. Капицы (ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы)







Исследовательская работа

«Сказки как источник формирования правовых знаний»









Автор работы:

Николаенко Виталий, 5 «А» класс


Руководитель:

Николаенко Оксана Сергеевна.













Московская область, г. Долгопрудный

2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Цель и задачи работы…………………………………………………………………………………………………………………4

1.Нормативные документы о правах ребенка: «Всеобщая декларация прав человека». «Декларация прав ребенка», Конституция Российской Федерации…………………………………………5

2.Результаты анкетирования учащихся 5 «А» класса…………………………………………………………………….

3.Изучение прав ребенка по материалам авторских и народных сказок……………………………………

Заключение…………..…………………………………………………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………………………………………………………………….

































Введение

Формирование демократического и правового государства, в котором превыше всего ставятся права и свободы человека - важнейшая задача российского общества. Каждому человеку от рождения присущи определенные права. Необходимо сформировать понимание того, что осуществление этих прав невозможно без обязанностей, выполнение которых важно для всего общества и государства. Дети должны научиться отстаивать свои права, уметь аргументировано доказывать правомерность своих действий в определенных жизненных ситуациях. В этом должно помочь знание своих прав и умение воспользоваться их знаниями. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка?

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя сказки. С начала их рассказывают мамы и папы укладывая нас спать. Первым чтением становятся тоже сказки. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. Так или иначе, сказочный сюжет передаёт менталитет нации, создавшей её. Интересно, а как в сказках можно проследить нарушение прав?

Моя работа представляет собой исследование детских сказок и поведения героев с точки зрения соблюдения прав ребенка. Эта работа создавалась для того, чтобы показать ребенку и его родителям, что «зачатки» юридической грамотности закладываются еще в раннем детстве во время чтения сказок.



















«Сказки как источник формирования правовых знаний»

Область исследования: Право.

Тема исследования: Нарушения прав человека в сказках.

Предмет исследования: Детские сказки (народные и авторские).

Цель исследования: Анализ сказок с точки зрения нарушения прав ребенка.

Задачи исследования:

1. Изучить «Всеобщую декларацию прав человека», «Декларацию прав ребенка», отдельные статьи Конституции Р.Ф.

2. Провести анкетирование одноклассников.

3. Проанализировать взаимоотношения сказочных героев.

4. Создать обучающую брошюру для младших школьников.

Методы исследования:

1. Изучение справочной и художественной литературы.

2. Анкетирование одноклассников.

3. Анализ и синтез.

















1. Нормативные документы о правах ребенка: «Всеобщая декларация прав человека». «Декларация прав ребенка», Конституция Российской Федерации.

Многие считают развитие законодательства в области прав человека одним из величайших достижений двадцатого века. В ходе человеческой истории в обществах развивались системы правосудия и правил, направленных на благополучие всего общества в целом. Ссылки на правосудие, справедливость и человечность характерны для всех мировых религий: буддизма, христианства, конфуцианства и ислама. Однако до восемнадцатого века нив одном обществе не было широко принятой практики или представления о неотъемлемых правах человека.

Документы, утверждающие права личности, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), британский билль о правах (1689 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.) являются предшественниками современных правозащитных инструментов. Но в большинстве этих документов исключались женщины, многие меньшинства и представители определенных социальных, религиозных, экономических и политических групп.

Вторая мировая война продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. Мир ужаснулся, когда узнал об истреблении нацистской Германией более шести миллионов евреев, цыган и людей с ограниченными возможностями. Права человека были сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Тридцать статей Всеобщей декларации составляет заявление, охватывающее экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Декларация является как всеобщей так и неделимой. В качестве декларации этот документ является только заявлением о намерениях, набором принципов, которым государства-члены ОНН обязались следовать, чтобы обеспечить всем людям достойную человеческую жизнь. Чтобы определенные в декларации права имели полную юридическую силу, они должны быть записаны в документах, называемых конвенциями, в которых устанавливаются международные нормы и стандарты.

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому они часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Конвенция о правах ребенка устанавливает стандарты человеческого обращения с детьми. Попытки защитить детей от недопустимого обращения и эксплуатации предпринимались еще в девятнадцатом веке, когда до достижения совершеннолетия, обычно в двадцать один год, дети считались собственностью родителей. Основное внимание реформаторов было направлено на детский труд и недопустимое обращение с бездомными и сиротами. Первым шагом в направлении к Конвенции о правах ребенка была Декларация прав ребенка ООН 1959 года. По Декларации ребенок имеет право:

  • на семью;

  • на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

  • посещать школу и учиться;

  • на равенство в правах;

  • свободно выражать свои мысли;

  • на собственное мнение;

  • на имя и гражданство;

  • на получение информации;

  • на защиту от насилия и жестокого обращения;

  • на медицинское обслуживание;

  • на отдых и досуг;

  • на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)



В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Эта конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке. С тех пор "Детскую конвенцию" ратифицировало больше стран, чем любой другой договор о правах человека. Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.

В Конвенции о правах ребенка ребенок определяется как любой человек, не достигший возраста восемнадцати о правах ребенка можно разделить на три общие категории:

  • Защита, гарантирующая безопасность детей и охватывающая конкретные вопросы, такие как недопустимое обращение, безнадзорность и эксплуатация;

  • Обеспечение, охватывающее особые потребности детей, такие как образование и медицинское обслуживание;

  • Участие, признающее развивающуюся способность ребенка принимать решение и участвовать в жизни общества по мере взросления и приближения к совершеннолетию.



В Российской Федерации важной вехой в утверждении прав человека стало принятие в 1993 году новой Конституции, провозглашающей нашу страну правовым демократическим государством. Правам и свободам человека и гражданина посвящена вторая, самая большая по объему глава Конституции. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Глава вторая "Права и свободы человека и гражданина" относится к неизменяемой части действующей Конституции.

Права ребенка, записанные в Конституции РФ, реализуются нами в жизни. Первое право - право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), я получил, когда родился. Право на семью я имею согласно ст. 40 Конституции РФ. 1 сентября 2012 года я стал учеником физтех лицея г. Долгопрудного (реализовал ст.43 Конституции РФ) – право на образование. Если я заболел, то имею право, обратиться за помощью к врачу (ст. 37 Конституции РФ). Конституция РФ провозглашает равенство прав ребенка не зависимо от пола, языка, религии, национального происхождения (по ст. 26 Конституции РФ).

Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами дети.



2. Результаты анкетирования учащихся 5 «А» класса

Наше общество, а значит и педагоги, и родители, заявляет, что оно хочет быть демократическим, то есть таким, где признаются и защищаются права каждого человека. Узнать, выполняются ли эти обещания, помогает социология – наука об обществе, отношениях людей и их поведении.

Социологи «Левада-центра» провели опрос, приуроченный к Международному дню защиты детей, итоги которого 1 июня 2017 года опубликовал «Интерфакс». Опрос проводился среди 1600 человек старше 18 лет в 137 населенных пунктах 48 регионов России. Что же показал опрос?

  • Каждый третий житель России (32%) считает, что родители имею право физически наказывать своих детей в возрасте 13-14 лет.

  • Почти половина опрошенных (54%) уверена, что родители имею право просматривать личную переписку подростка 13-14 лет, его личные вещи и содержимое карманов (против этого — 41%).

  • 47 % считает, что родители могут ограничивать общение подростка с приятелями, еще 46 % с этим не согласны.

  • Большинство опрошенных (77%) поддерживают, чтобы дети и подростки работали в свободное от учебы время и получали за это зарплату (против — 18%).

  • Каждый четвертый (24%) уверен, что родители могут забирать заработанные детьми деньги в семейный бюджет, еще 57 % с этим не согласны.

  • Каждый второй участник опроса (48 %) считает, что в России нужно ввести полную уголовную ответственность с 16 лет, а не с 18 лет. При этом 40 % респондентов выступают против этого.

  • 16 процентов россиян поддерживают идею, чтобы подростки могли вступать в брак с 16 лет, а не с 18 лет, как сейчас. Еще 76% опрошенных придерживаются обратной точки зрения.

  • 20 % опрошенных предлагают дать избирательные права с 16 лет, а не с 18 лет (71% против).

А вот данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 23-24 мая 2017 года, в котором принимали участие 1,2 тысячи респондентов в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью.

  • Самым распространенным методом воспитания, как и 20 лет назад остаются наставления и нравоучения: их выслушали 78% респондентов, а также используют/использовали 80% опрошенных родителей.

  • По-прежнему действенным считается запрет на различные формы проведения досуга: просмотр телевизора, прослушивание музыки, прогулки — 43% опрошенных испытали его на себе, 45% родителей применяли к своим детям.

  • Меры физического воздействия теряют свою актуальность: в детстве в углу стояли 49% опрошенных россиян, а сами наказывали подобным образом детей только 29%, шлепки и подзатыльники получали 37%, раздавали – 27%.

  • Порку практиковали в недавнем прошлом лишь 12% родителей, тогда как среди наших взрослых современников ремень на себе испытали 33%.

  • Лишение карманных денег, как и раньше, применяется в качестве наказания довольно редко: по отношению к 15% совершеннолетних россиян и 13% сегодняшних взрослых.

  • Третьим по популярности воспитательно-запретительным методом в отношении детей в наши дни является ограничение доступа к компьютеру – его практикуют 43% родителей.

Но социологи чаще проводят исследования среди взрослых людей. И о детях информацию получают, проводя опросы учителей или родителей. Мне очень хотелось, чтобы ребята высказали свое мнение. Поэтому я провел свой небольшой опрос среди одноклассников.

Оказалось, что мои одноклассники знают и пользуются многими правами. Среди всех предложенных в анкете прав они, прежде всего, назвали право на отдых - 92,5% и право на жизнь- 92%, затем право на образование- 89,2%. Более 70% опрошенных считают, что пользуются правами на охрану здоровья, на жилище, свободой слова и вероисповедания.

Однако более четверти ребят не знали ответа на вопрос о названии документа, где записаны их основные права и свободы. 61,3% назвали Конституцию, еще 7,7% вспомнили Уголовный, Семейный кодексы или называли отдельные законы. Единицы детей вспомнили о Конвенции о правах ребенка или о Декларации прав ребенка.

На вопрос о том, как же ребята узнают о правах детей, оказалось, что чаще всего об этом рассказывают родители. Но, на уточняющий вопрос, о чем рассказывают родители, выяснилось: чаще об обязанностях, чем о правах - в процентах 81,5% и 59,7%. Около четверти детей сообщили, что такую информацию они получают в школе, от учителей. На третьем условном месте специальная литература, средства массовой информации, прежде всего отмечается телевидение.

Седьмой и восьмой вопрос анкеты должны были показать могут ли ребята определить какие права ребенка нарушаются в хорошо известных сказках. Правильно ответили лишь 63%.

Опрос ребят показал, что пока мы очень мало знаем о своих правах и обязанностях. Нам не хватает источников информации о правах, мы порой не знаем, куда обратится в случае нарушения наших прав. В мире и в нашей стране существует много серьёзных и важных документов, созданных взрослыми о правах ребенка. Но взрослые, придумывая их, наверное, забыли перевести эти законы, конвенции, декларации на язык, понятный каждому ребенку.

3. Изучение прав ребенка по материалам авторских и народных сказок.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. В ней человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. В сказках говориться о том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления, добро должно победить зло. Проанализировав содержание сказок, я сопоставил их со статьями Конвенции о правах ребенка.

Сказки

Статьи Конвенции о правах ребенка

Гуси-лебеди

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право на свободу и свободный труд за вознаграждение,

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 28. Право на образование.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Золушка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Статья 5. Право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 5. Право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Для того, чтобы донести до младших школьников такую сложную тему я составил другую таблицу, иллюстрирующую права ребенка примерами из сказок.



Статья

Сказка

Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола.

«Мальчик-с-пальчик»

Проснулись утром муж и жена и слышат, что кто-то плачет. Удивившись, они подошли к корзинке и увидели там крошечного мальчика, ростом с мизинчик. Поэтому они и назвали его Мальчик-с-пальчик. Теперь они были счастливы и показали ребенка всем соседям, но никто не поверил, что Мальчик-с-пальчик родился таким образом, и посмеялись над мужем и женой.

Статья 5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком.

«Волк и семеро козлят»

Жила-была коза, и было у нее семеро козлят. Однажды пошла коза на базар, а козлят одних дома оставила. Она заперла дверь на ключ и приказала никому не открывать… Пошла коза к волку своих детей выручать. У козы рога острые, копыта крепкие. Уколола она волка рогами, ударила копытами. Испугался волк и отдал ей козлят.

С тех пор коза никогда не оставляет маленьких козлят одних дома.

Статья 6.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

«Колобок»

Сел Колобок на нос лисе, запел песенку, а лиса его – ам! – и съела.

Статья 7. Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения

«Снегурочка»

Стали они ей имя придумывать. Думали-думали и назвали девочку Снегурочкой. Как только назвали они ее, ожила девочка, подошла к старику со старухой, обняла их, поцеловала.


Статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности

Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утенок»

Старая утка заворчала, увидев странного большого утенка, и сказала: «А это кто? Он отвратителен!»

Статья 9.

Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию

Ганс Христиан Андерсен. «Дюймовочка»

Однажды ночью на окно, где спала Дюймовочка, прыгнула большая зеленая жаба. Выхватила она Дюймовочку из кроватки и утащила к себе в болото. Как ни плакала бедная девочка, как ни просила вернуть ее домой, жаба даже слушать ее не хотела.

Статья 11. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Ганс Христиан Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева посадила мальчика рядом с собой, поцеловала в лоб, и Кай забыл всех своих родных. Снежная королева обняла мальчика и увезла его в далекую ледяную страну.

Статья 13.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

Ганс Христиан Андерсен. «Новое платье короля»

Только один ребенок во время шествия короля воскликнул: «Посмотрите, он же голый!» И все услышали мальчика. Взрослые поняли, что он говорит правду. Только невинный ребенок мог всем раскрыть глаза на обман.

Статья 16.

Ни один ребенок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища

«Заюшкина избушка»

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, солнышко пригрело, у лисы избушка растаяла. Попросилась она переночевать к зайцу. Пустил заяц лису, а она его из дома выгнала.

Статья 23.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь.

Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»

Когда мальчик вернулся на рынок к матери, его никто не узнал. Все кричали: «Посмотрите на безобразного карлика!» Даже родная мама прогнала Якоба, увидев, что перед ней стоит уродливое существо с длинным носом. Бедный мальчик не знал, что ему делать, куда пойти, где жить.

Статья 24.

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения

Корней Чуковский. «Айболит»

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица!

Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование

Алексей Толстой. «Буратино»

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

– Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

– Папа Карло, а где твоя куртка?

– Куртку-то я продал… Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.

Статья 31.

Признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Братья Гримм. «Бабушка Метелица»

Через некоторое время Бабушка Метелица сказала: «Ты хорошо потрудилась, а теперь ты должна отдыхать и веселиться!» Она подарила девочке золотое платье, дала ей сундучок с драгоценными камнями и отпустила домой. С тех пор девочке уже не нужно было так много работать, она могла иногда отдыхать, гулять с подружками и радоваться жизни.

Статья 32.

Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации

Шарль Перро. «Золушка»

Мачеха и ее дочери заставляли девочку делать всю грязную работу в доме и обижали ее. Отдыхала девочка, сидя на ящике с золой, за что и прозвали ее Золушкой.

Статья 35. Государства-участники принимают все необходимые меры для предотвращения похищения детей

«Гуси-лебеди»

Мимо пролетала стая диких гусей; увидели они маленького мальчика, налетели на него, схватили и унесли. Вернулась девочка домой, а братца-то и нет!

Статья 37.

Ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом

Джанни Родари. «Чиполлино»

Судья: Хочу задать такой же вопрос его сыну Чиполлино. За что тебя, мой друг, посадили в тюрьму?

Чиполлино: Я возмутился, когда по приказу синьора Помидора его свита стала отбирать домик у кума Тыквы. Меня тоже назвали мятежником и посадили в тюрьму.



Заключение



Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках, герои которых физически или психологически недееспособны: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Самыми часто нарушаемыми статьями Конвенции являются право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

И в современном мире есть дети, живущие в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • безнадзорные и бездомные дети;

  • дети-инвалиды;

  • дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую

они преодолеть самостоятельно не могут.

Им всем нужна помощь.

Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Цивилизованное общество, каким является человеческое общество XXI века, не может себе позволить нарушения прав ребенка. Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид. Я очень надеюсь, что благодаря моей работе еще немного детей узнают, что у них есть права и что их надо защищать. Эта работа может быть интересна и полезна школьникам при изучении прав ребенка в рамках школьной программы (на уроках права, обществознания, истории), классных часах. Мне кажется, что международные и российские документы по правам ребёнка станут более понятны для детей, если их изучение будет проводиться с помощью игр. Я подобрал шутливые вопросы для проведения игры «Что? Где? Когда?» по теме «Права ребенка в сказках» (приложение 3). Такую игру можно провести как среди младших школьников, так и среди учеников 5-6 классов.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Надеюсь, что мы станем внимательнее к окружающим нас людям. К тем, кто живут рядом с нами, учатся.

Уважай чужие права!

Результаты исследования:

- я познакомился с основными нормативными документами по правам ребенка;

-провел анкетирование одноклассников;

-сопоставил поступки сказочных героев со статьями Конвенции о правах ребенка в двух таблицах;

-создал обучающую брошюру для младших школьников;

-подобрал вопросы для проведения игры «Что? Где? Когда?» .



















































Используемая литература:

Всеобщая Декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка – М.: «РИОР». 2010.

Конституция РФ. – Спб: Питер 2013.

Русские народные сказки. – М.: «Феникс».2007.

Перро, Гримм, Андерсен. Золотая коллекция сказок. – М.: «Микко».2012.

Щеглова. Мои права. (Электронный источник) https://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/sheglova_moi_prava.pdf

Википедия (Электронный источник) https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_ребёнка







































Приложение 1

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка):

  • Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста;

  • Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;

  • Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие;

  • Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности;

  • Статья 9. Право на общение с обоими родителями;

  • Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы;

  • Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения;

  • Статья 14. Право исповедовать любую религию;

  • Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний;

  • Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию;

  • Статья 17. Право на доступ к информации;

  • Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия;

  • Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство;

  • Статья 27. Право на достойный уровень жизни;

  • Статья 28. Право на образование;

  • Статья 31. Право на отдых и досуг;

  • Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы;

  • Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения;

  • Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях;

  • Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.


Приложение 2

Анкета

Уважаемые ребята! Мне необходима Ваша помощь для проведения исследования. Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты.

1.Знаешь ли ты свои права?

ДА

Нет

Частично

2. Знаешь ли ты о существовании Конвенции о правах ребенка, принятой ООН?

Да

Нет

3. Получаешь ли ты информацию о своих правах и где? (Отметьте, пожалуйста, в каждой строке).


Да

Нет

а) в семье



б) в школе



в) по телевидению, радио, в газетах



г) в компании друзей



д) другое (напишите)





4.Родители чаще говорят тебе о твоих:

Правах

Обязанностях.

5. Если твои права нарушаются, то где это происходит чаще всего?

а) в учебном учреждении;

б) в иных государственных учреждениях;

в) в семье;

г) среди друзей;

д) в общественных местах (в магазине, транспорте и т.п.);

е) другое.

6. Кто бы по – твоему мог бы помочь в защите твоих прав?

- государство;

- семья;

- психолог;

- друзья;

- адвокат;

- милиция;

- специальная служба;

- учитель;

- никто;

- не знаю.

8. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое нарушено право?

  9.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Как ты думаешь, какое право нарушает Баба-яга?



Приложение 4

Игра «Что? Где? Когда?».

Все люди - независимо от пола, языка на котором говорят, места рождения и проживания - рождаются свободными и равными в своих правах. Их права охраняются государством. Но также каждый человек должен выполнять обязанности по отношению к своему государству, городу, месту учёбы, семье.

Ведущий: Добрый день! Тема нашей сегодняшней игры - «Права ребенка в сказках». Я напоминаю вам правила игры.

В течение 1-ой минуты вы должны обсудить и ответить на вопросы, которые подготовили вам наши педагоги. Ваша задача дать правильный ответ, чётко и ясно изложить свои мысли.

Если у вас возникнут затруднения, вы можете обратиться за помощью зала, или взять дополнительную минуту для обсуждения.



Вопрос №1

В одной стране для установления личности стали измерять ноги специальной меркой. Кого искали таким необычным образом

Вопрос №2

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного.

Вопрос №3

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?

Вопрос №4

В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты?

Вопрос №5

«Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?»

Вопрос №6

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь?

Вопрос №7

В какой сказке должностное лицо присвоило заработную плату трудящегося, а последний, учинив самосуд, нанес работодателю тяжкие телесные повреждения?

Вопрос №8

В какой сказке лицо, имеющее дурную репутацию, под маской милой, обаятельной личности совершило покушение на семерых несовершеннолетних?

Вопрос №9

Героиня какой сказки, облаченная в дорогую шубу, явилась в гости, но так и не захотела уйти оттуда- уж очень ей понравилась архитектура строения?

Вопрос №10

В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, воспользовавшись ошибкой другого, не имеющего достаточного жизненного опыта, персонажа, с помощью колдовства похищает его молодую жену. А тот, пройдя через различные испытания, раскрывает секрет долголетия похитителя и, убив его, возвращает себе любимую?

Вопрос №11

Герой этой сказки, не имея достаточной физической подготовки, убежав от своих родных, возомнил себя стайером и отправился в путь по беговой дорожке с препятствиями.

Вопрос №12

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно?

Вопрос №13

Героиня какой литературной сказки, приняв дружескую помощь от птиц, воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?







18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!