Урок русского языка в 3 классе Тема урока: «Изменение существительных по падежам» УМК «Школа России» Выполнила: Лыгина Елена Николаевна МБОУ «Каратузская СОШ»
Девиз урока
Не страшны нам любые испытанья,
Вперёд, друзья,
К новым знаниям!
Ч е твертое ф е вр а ля.
Кла сс ная р а бота .
2. Актуализация знаний.
Имя существительное это…………. .
Которая отвечает на вопросы…… , ……..?
Имена существительные бывают …… и ……. .
Имя существительное это часть речи.
Которая отвечает на вопросы кто, что?
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые .
3. Постановка цели урока.
Это однокоренные слова?
Лиса, лисы, лисе, лисой
Поставьте к каждому слову вопрос.
Лиса, лисы, лисе, лисой
Поставьте к каждому слову вопрос.
( кто?) лиса, (кого?) лисы, (кому?) лисе, (кем?) лисой
Какая часть слова меняется?
( кто?) лиса, (кого?) лисы, (кому?) лисе, (кем?) лисой
Какая часть слова меняется?
( кто?) лис а , (кого?) лис ы , (кому?) лис е , (кем?) лис ой
Цель и задачи урока
Знакомство с понятием «Склонение имени существительного»
- Научиться изменять формы имени существительного;
- Запомнить алгоритм изменения.
- Узнать для чего нужно склонение.
4. Открытие нового знания.
Прочитайте текст стр. 36 упр 64
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) ________ дятел. Села на (сосна) ________ синичка. Растут под (сосна)_________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)__________.
Сосна любит расти на сухих песках.
Хвоя сосны всегда зелёная.
Прилетел к сосне дятел.
Села на сосну синичка.
Растут под сосной маслята.
Резвые белки играли на сосне.
Хвоя (чего?) сосн
Прилетел (к чему?) к сосн
Села (на что?) на сосн
Растут (под чем?) под сосн
Играли (на чём?) на сосн
ы
е
у
ой
е
Продолжите высказывания:
- Имена существительные могут отвечать на вопросы:
кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?,
о ком?, о чём?.
- При изменении существительного по вопросам изменяется его
окончание
Прочитайте статью на стр. 36, ответьте на вопросы:
- Как называется изменение имён существительных по вопросам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Что такое склонение?
- Отчего произошло название слова «падеж»?
Склонение имён сущ-ных
И.п.
Именительный
Р.п.
кто? что?
Родительный
Д.п.
Дательный
В.п.
кого? чего?
кому? чему?
Т.п.
Винительный
Творительный
кого? что?
П.п.
кем? чем?
Предложный
о ком? о чём?
Слова-подсказки
И.п.
ЕСТЬ
Р.п.
кто? что?
НЕТ
Д.п.
РАД
В.п.
кого? чего?
кому? чему?
Т.п.
ВИЖУ
ГОРЖУСЬ
кого? что?
П.п.
кем? чем?
ГОВОРЮ
о ком? о чём?
Просклоняем слово зима
И.п.
ЕСТЬ
что?
зим а
Р.п.
НЕТ
чего?
зим ы
Д.п.
РАД
чему?
зим е
В.п.
ВИЖУ
что?
зим у
Т.п.
ГОРЖУСЬ
чем?
зим ой
П.п.
ГОВОРЮ О
о чём?
о зим е
6. Рефлексия Что же мы узнали и чему научились на уроке?
- Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
- У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
- При склонении существительного меняется его окончание.
Домашнее задание:
- Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
2. Просклонять слова: гнездо, трава.
Оцените урок
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
Оцени свою работу на уроке
Лесенка успеха