СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словари помощники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словари помощники»

Внеурочная занятие

Тема: «Словарь фразеологизмов»


Этапы

Ход занятия

1.Орг. Момент и мотивация

Здравствуйте, ребята. Давайте встанем и поприветствуем руг друга. Подарим товарищам свою улыбку. Присаживайтесь на места. Хочу напомнить вам правила посадки. Если на занятии, что-то будет не получаться – я всегда протяну вам руку помощи.

  1. Целеполагание

- Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Прочтите их. Отгадайте.

-О чем все эти загадки? (о словаре)

- Верно. Вы уже используете в учебе некоторые виды словарей. Проверим, знаете ли вы их. Возьмите карточки для индивидуальной работы и выполните задание.

Давайте вместе проверим. Ребята, молодцы, я вижу, что вы справились с заданием, но не полностью. Вы не определили, какую информацию содержит фразеологический словарь.

- Предположите, какую может содержать информацию фразеологический словарь (могут предположить, ответить и правильно и неправильно)

-Хотите ли вы проверить верность предположения?

Тема сегодняшнего занятия: «Словарь фразеологизмов»

Умеете ли вы пользоваться фразеологическим словарем? Какую цель поставим на урок? (Научиться пользоваться фразеологическим словарем)

Чтобы достичь цели…

  1. Вспомним, что такое фразеологизм

  2. Узнаем правила работы с фразеологическим словарем

  3. Научимся использовать фразеологический словарь для поиска информации о значении фразеологизмов

  1. Онз

Прочитайте 1 задачу. (Вспомнить…)

Давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Кто хочет ответить? Ребята фразеологизм – это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.

Например, спустя рукава – делать что-либо небрежно, кое-как

Витать в облаках – быть в своих фантазиях, не замечать происходящее вокруг.

Делать из мухи слона – придавать чему-либо маловажному большое значение

Проверим, сможете ли вы найти фразеологизм в предложении, для этого выполним работу в парах. Напомню правила.

Возьмите карточки для парной работы и выполните задание. Вам нужно найти в предложении фразеологизм и объяснить его значение.

Памятка “Как работать с фразеологическим словарем”.

  1. Найдите фразеологизм по алфавиту

  2. Обратите внимание на постановку ударения

  3. Дайте толкование фразеологического оборота

  4. Проанализируйте прочитанное

  5. Обратите внимание на происхождение фразеологизма

  6. Приведите примеры употребления фразеологизма в речи

  7. Запомните написание и толкование фразеологического оборота

Могу отметить, что все справились с заданием. Ребята, каков первый результат нашей работы? (Вспомнили…)

Отметим, его как выполненный. Прочитайте следующую задачу. (узнаем…)

Ребята, сегодня будем, работать с фразеологическим словарем, но перед этим нужно узнать правила работы с ним. Посмотрите на экран. Представлена памятка работы с фразеологическим словарем. Посмотрите на наш план работы. Мы выполнили 2 задачу? Да. Прочитай последнюю задачу.

Давайте разберем фразеологизмы. Работать вы будете в парах.

Перед вами фрагменты из русских народных сказок.

Выберите один фрагмент. Вы какой выбрали фрагмент? Хорошо.

Вместе с товарищем используйте фразеологический словарь, он у вас лежит на партах. Найдите фразеологизм в предложении, затем его значение в словаре, используя правила.

Кто желает ответить первым?




Теперь предлагаю вам закрепить эти знания и поработать в группах. Напомню правила работы в группе:

Вам нужно будет соединить фразеологизм с его значением

Озвучу инструкцию:

  1. Прочитайте фразеологизмы

  2. Определите значение и сопоставьте его с предложенным

Поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку по эталону.

Ребята, хочу похвалить вас за совместную работу. Садитесь.

Мы выполнили 3 задачу? Отметим.

Подведение итогов

Ребята, если мы выполнили все задачи, что это значит?

(Достигли цели)

Рефлексия

Оцените свою деятельность на занятии с помощью фразеологизмов. (поднимите руку те, кто работал не покладая рук)

1.Не покладая рук. (усердно)

2.Протягивая руку помощи. (дружески)

3.Спустя рукава. (не активно)

Оцените свою работу на занятии: отлично, хорошо.

Спасибо за работу, занятие окончено.



Имя________________________

Карточка для индивидуальной работы

Вид словаря

Какую информацию содержит

Орфографический словарь


Толковый словарь

Содержит информацию о правильном произношении слов

Орфоэпический словарь

Содержит информацию о значении слов

Словарь фразеологизмов

Содержит информацию о правильном написании слов

Имя________________________

Карточка для индивидуальной работы

Вид словаря

Какую информацию содержит

Орфографический словарь


Толковый словарь

Содержит информацию о правильном произношении слов

Орфоэпический словарь

Содержит информацию о значении слов

Словарь фразеологизмов

Содержит информацию о правильном написании слов

Имя________________________

Карточка для индивидуальной работы

Вид словаря

Какую информацию содержит

Орфографический словарь


Толковый словарь

Содержит информацию о правильном произношении слов

Орфоэпический словарь

Содержит информацию о значении слов

Словарь фразеологизмов

Содержит информацию о правильном написании слов






Имя________________________

Карточка для индивидуальной работы

Вид словаря

Какую информацию содержит

Орфографический словарь


Толковый словарь

Содержит информацию о правильном произношении слов

Орфоэпический словарь

Содержит информацию о значении слов

Словарь фразеологизмов

Содержит информацию о правильном написании слов

Имя________________________

Карточка для индивидуальной работы

Вид словаря

Какую информацию содержит

Орфографический словарь


Толковый словарь

Содержит информацию о правильном произношении слов

Орфоэпический словарь

Содержит информацию о значении слов

Словарь фразеологизмов

Содержит информацию о правильном написании слов

Имя________________________

Карточка для индивидуальной работы

Вид словаря

Какую информацию содержит

Орфографический словарь


Толковый словарь

Содержит информацию о правильном произношении слов

Орфоэпический словарь

Содержит информацию о значении слов

Словарь фразеологизмов

Содержит информацию о правильном написании слов



Карточка для парной работы

Прочтите предложение, найдите в нем фразеологизм, посовещайтесь и объясните его значение.

  1. Филиппок пустился бежать во весь дух.

  2. Лягушка полетела вверх тормашками на землю.

  3. Ну хватит гонять лодыря, уж вечер скоро!





Карточка для парной работы

Прочтите предложение, найдите в нем фразеологизм, посовещайтесь и объясните его значение.

  1. Филиппок пустился бежать во весь дух.

  2. Лягушка полетела вверх тормашками на землю.

  3. Ну хватит гонять лодыря, уж вечер скоро!


Карточка для парной работы

Прочтите предложение, найдите в нем фразеологизм, посовещайтесь и объясните его значение.

  1. Филиппок пустился бежать во весь дух.

  2. Лягушка полетела вверх тормашками на землю.

  3. Ну хватит гонять лодыря, уж вечер скоро!


Эталон

Душа в душу – дружно, в любви и согласии

Сидеть, сложа руки – ничего не делать

Душа в пятки – испугаться

Мы оцениваем работу группы на ________________________ (отлично, хорошо)


Эталон

Бить баклуши – бездельничать

Зарубить себе на носу – запомнить

Как без рук – беспомощный

Мы оцениваем работу группы на ________________________ (отлично, хорошо)




















Словарь фразеологизмов

Битый небитого везёт – означает, что чьей-то глупостью безнаказанно пользуются хитрые и изворотливые люди.  

Выражение взято из русской народной сказки «Лиса и Волк».

Лисица едет на волке и поет: "Битый небитого везет"


Буйну голову повесил –  означает унылого, печального человека.  

Выражение встречается в русской сказке «Иван-царевич и серый волк». 

Что, Иванушка, не весел, буйну голову повесил?


Не покладая рук –  трудиться, работать без перерывов, не переставая, с усердием.

Имеется в виду, что лицо или группа лиц работает долго, с большим старанием, не останавливаясь, чтобы передохнуть, не щадя себя.

А Крошечка-Хаврошечка работала, не покладая рук


Ни в сказке сказать, ни пером описать – о высшей степени какого-либо качества, свойства. 

Обычно употребляется, когда восхищаются чем-то прекрасным, что трудно передать словами. 

Царевна была так красива, что ни в сказке сказать, ни пером описать