Просмотр содержимого документа
«Словари помощники»
Внеурочная занятие
Тема: «Словарь фразеологизмов»
Этапы | Ход занятия |
1.Орг. Момент и мотивация | Здравствуйте, ребята. Давайте встанем и поприветствуем руг друга. Подарим товарищам свою улыбку. Присаживайтесь на места. Хочу напомнить вам правила посадки. Если на занятии, что-то будет не получаться – я всегда протяну вам руку помощи. |
Целеполагание | - Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Прочтите их. Отгадайте. -О чем все эти загадки? (о словаре) - Верно. Вы уже используете в учебе некоторые виды словарей. Проверим, знаете ли вы их. Возьмите карточки для индивидуальной работы и выполните задание. Давайте вместе проверим. Ребята, молодцы, я вижу, что вы справились с заданием, но не полностью. Вы не определили, какую информацию содержит фразеологический словарь. - Предположите, какую может содержать информацию фразеологический словарь (могут предположить, ответить и правильно и неправильно) -Хотите ли вы проверить верность предположения? Тема сегодняшнего занятия: «Словарь фразеологизмов» Умеете ли вы пользоваться фразеологическим словарем? Какую цель поставим на урок? (Научиться пользоваться фразеологическим словарем) Чтобы достичь цели… Вспомним, что такое фразеологизм Узнаем правила работы с фразеологическим словарем Научимся использовать фразеологический словарь для поиска информации о значении фразеологизмов |
Онз | Прочитайте 1 задачу. (Вспомнить…) Давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Кто хочет ответить? Ребята фразеологизм – это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. Например, спустя рукава – делать что-либо небрежно, кое-как Витать в облаках – быть в своих фантазиях, не замечать происходящее вокруг. Делать из мухи слона – придавать чему-либо маловажному большое значение Проверим, сможете ли вы найти фразеологизм в предложении, для этого выполним работу в парах. Напомню правила. Возьмите карточки для парной работы и выполните задание. Вам нужно найти в предложении фразеологизм и объяснить его значение. |
Памятка “Как работать с фразеологическим словарем”. Найдите фразеологизм по алфавиту Обратите внимание на постановку ударения Дайте толкование фразеологического оборота Проанализируйте прочитанное Обратите внимание на происхождение фразеологизма Приведите примеры употребления фразеологизма в речи Запомните написание и толкование фразеологического оборота | Могу отметить, что все справились с заданием. Ребята, каков первый результат нашей работы? (Вспомнили…) Отметим, его как выполненный. Прочитайте следующую задачу. (узнаем…) Ребята, сегодня будем, работать с фразеологическим словарем, но перед этим нужно узнать правила работы с ним. Посмотрите на экран. Представлена памятка работы с фразеологическим словарем. Посмотрите на наш план работы. Мы выполнили 2 задачу? Да. Прочитай последнюю задачу. Давайте разберем фразеологизмы. Работать вы будете в парах. Перед вами фрагменты из русских народных сказок. Выберите один фрагмент. Вы какой выбрали фрагмент? Хорошо. Вместе с товарищем используйте фразеологический словарь, он у вас лежит на партах. Найдите фразеологизм в предложении, затем его значение в словаре, используя правила. Кто желает ответить первым? |
| |
| Теперь предлагаю вам закрепить эти знания и поработать в группах. Напомню правила работы в группе: Вам нужно будет соединить фразеологизм с его значением Озвучу инструкцию: Прочитайте фразеологизмы Определите значение и сопоставьте его с предложенным Поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку по эталону. Ребята, хочу похвалить вас за совместную работу. Садитесь. Мы выполнили 3 задачу? Отметим. |
Подведение итогов | Ребята, если мы выполнили все задачи, что это значит? (Достигли цели) |
Рефлексия | Оцените свою деятельность на занятии с помощью фразеологизмов. (поднимите руку те, кто работал не покладая рук) 1.Не покладая рук. (усердно) 2.Протягивая руку помощи. (дружески) 3.Спустя рукава. (не активно) Оцените свою работу на занятии: отлично, хорошо. Спасибо за работу, занятие окончено. |
Имя________________________ Карточка для индивидуальной работы |
Вид словаря | Какую информацию содержит |
Орфографический словарь | |
Толковый словарь | Содержит информацию о правильном произношении слов |
Орфоэпический словарь | Содержит информацию о значении слов |
Словарь фразеологизмов | Содержит информацию о правильном написании слов |
Имя________________________ Карточка для индивидуальной работы |
Вид словаря | Какую информацию содержит |
Орфографический словарь | |
Толковый словарь | Содержит информацию о правильном произношении слов |
Орфоэпический словарь | Содержит информацию о значении слов |
Словарь фразеологизмов | Содержит информацию о правильном написании слов |
Имя________________________ Карточка для индивидуальной работы |
Вид словаря | Какую информацию содержит |
Орфографический словарь | |
Толковый словарь | Содержит информацию о правильном произношении слов |
Орфоэпический словарь | Содержит информацию о значении слов |
Словарь фразеологизмов | Содержит информацию о правильном написании слов |
Имя________________________ Карточка для индивидуальной работы |
Вид словаря | Какую информацию содержит |
Орфографический словарь | |
Толковый словарь | Содержит информацию о правильном произношении слов |
Орфоэпический словарь | Содержит информацию о значении слов |
Словарь фразеологизмов | Содержит информацию о правильном написании слов |
Имя________________________ Карточка для индивидуальной работы |
Вид словаря | Какую информацию содержит |
Орфографический словарь | |
Толковый словарь | Содержит информацию о правильном произношении слов |
Орфоэпический словарь | Содержит информацию о значении слов |
Словарь фразеологизмов | Содержит информацию о правильном написании слов |
Имя________________________ Карточка для индивидуальной работы |
Вид словаря | Какую информацию содержит |
Орфографический словарь | |
Толковый словарь | Содержит информацию о правильном произношении слов |
Орфоэпический словарь | Содержит информацию о значении слов |
Словарь фразеологизмов | Содержит информацию о правильном написании слов |
| |
Карточка для парной работы Прочтите предложение, найдите в нем фразеологизм, посовещайтесь и объясните его значение. Филиппок пустился бежать во весь дух. Лягушка полетела вверх тормашками на землю. Ну хватит гонять лодыря, уж вечер скоро! | |
Карточка для парной работы Прочтите предложение, найдите в нем фразеологизм, посовещайтесь и объясните его значение. Филиппок пустился бежать во весь дух. Лягушка полетела вверх тормашками на землю. Ну хватит гонять лодыря, уж вечер скоро! | |
Карточка для парной работы Прочтите предложение, найдите в нем фразеологизм, посовещайтесь и объясните его значение. Филиппок пустился бежать во весь дух. Лягушка полетела вверх тормашками на землю. Ну хватит гонять лодыря, уж вечер скоро! | |
Эталон Душа в душу – дружно, в любви и согласии Сидеть, сложа руки – ничего не делать Душа в пятки – испугаться Мы оцениваем работу группы на ________________________ (отлично, хорошо) | |
Эталон Бить баклуши – бездельничать Зарубить себе на носу – запомнить Как без рук – беспомощный Мы оцениваем работу группы на ________________________ (отлично, хорошо) | |
Словарь фразеологизмов
Битый небитого везёт – означает, что чьей-то глупостью безнаказанно пользуются хитрые и изворотливые люди.
Выражение взято из русской народной сказки «Лиса и Волк».
Лисица едет на волке и поет: "Битый небитого везет"
Буйну голову повесил – означает унылого, печального человека.
Выражение встречается в русской сказке «Иван-царевич и серый волк».
Что, Иванушка, не весел, буйну голову повесил?
Не покладая рук – трудиться, работать без перерывов, не переставая, с усердием.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц работает долго, с большим старанием, не останавливаясь, чтобы передохнуть, не щадя себя.
А Крошечка-Хаврошечка работала, не покладая рук
Ни в сказке сказать, ни пером описать – о высшей степени какого-либо качества, свойства.
Обычно употребляется, когда восхищаются чем-то прекрасным, что трудно передать словами.
Царевна была так красива, что ни в сказке сказать, ни пером описать