Дети приводят примеры различных жизненных ситуаций. (работа с карточками) Ученики выполняют задания, объясняя лексическое значение каждого слова. Учащиеся записывают, а затем зачитывают вслух свои ответы Ответы детей. Обобщение. Ответы детей. -Повторяют вслух алфавит. Ответы детей. -Это слова антонимы , значит мы будем говорить о словаре антонимов. (работа с карточками) Учащиеся записывают, а затем зачитывают вслух свои ответы Ответы ребят, обобщение. -Это слова синонимы , значит мы будем говорить о словаре синонимов. Ответы ребят, обобщение. (работа с карточками) Учащиеся записывают, а затем зачитывают вслух свои ответы Ответы ребят, обобщение. -Нужно заменить синонимом слово продляйте. Потому что его употребили не правильно. -Такие слова, которые разлетелись по России и их многие стали употреблять в речи. Ответы ребят, обобщение. (работа с карточками) Учащиеся записывают, а затем зачитывают вслух свои ответы Ответы ребят, обобщение. (работа с карточками) Ответы ребят, обобщение. -Это о том, что не русского происхождения. Значит иностранное. Ответы ребят, обобщение. Учащиеся записывают, а затем зачитывают вслух свои ответы (работа с карточками) | Слово учителя: -Перед вами лежат словари. Найдите и выберите тот словарь, который называется - толковый и мы научимся им пользоваться. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. --Возьмем, например, слово работа. (с.637) -Как объяснить его значение? Правильно. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание. Задание № 1. Объясните значение слова работа в каждом предложении. 1) Сегодня мне нужно выполнить Контрольную работу. 3) Анна Ивановна скоро выйдет на работу. 4) Из этого материала мастер выполнил хорошую работу. Задание № 2: По словарю дайте толкование слов: мираж, фантастика, терраса, карнавал, театр. Ребята в группе работают со словарями. (потом каждая группа зачитывает свое слово) - Ребята, а знаете ли вы, как правильно работать со словарями? (ответы учащихся). Объяснение учителя. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари Слайд 8 - О чем и как рассказывают их словарные статьи. - Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи Первое правило работы со словарём – хорошо знать алфавит. Проговорить весь алфавит, рассмотреть , что на первых страничках словарей размещён алфавит – кто забывает его. - Вот ребята, мы с вами познакомились с устройством толкового словаря. Слайд 9. - Продолжим путешествие к несметным сокровищам мира слов. Слайд 10. -Словари бывают разные.(Учитель читает названия) Слайд 11. -О каком словаре мы начнем разговор: Минус-плюс, огонь вода…? Правильно - словарь антонимов. Слайд 12. Слайд 13.Так выглядит словарная статья этого словаря. Задание 3: Найдите слова антонимы в пословицах и поговорках: Ученье-свет, а неученье - тьма. Меньше говори, а больше делай. Труд кормит, а лень портит. Готовь сани летом, а телегу зимой. Большая работа лучше большого безделья. Лето собирает, а зима подъедает. Чужбина-калина, родина-малина. Задание 4: найди противоположное слово: Сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце… Огонь горячий, а лед… Тополь высокий, а шиповник… Река широкая, а ручей… Камень тяжелый, а пух… Редька горькая, а груша… Слайд 14. «К словам разнообразным, близким, но чуточку разным »..Какой это словарь?(синонимов) Слайд 15.(на слайдах строение словаря и словарной статьи словаря синонимов) Слайд 16. Задание. -Что в этом диалоге неправильно? -Какое слово нужно заменить? Задание 5: Измените текст, заменяя слово сказал синонимами: - Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша. - В кино, - сказал Вася. - А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша. - Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася. - Ура! – сказал Саша. - Ура-а-а! – сказали оба. Слайд 17. Ответ к заданию 1. Слайд 18. Задание 6: «Следуйте хорошему примеру – продляйте добрым словом жизнь людей» сказал В. Боков. -Что в этом предложении не правильно? (работа устно). Слайд 19. -Крылатые слова. Что это за слова? Почему их назвали крылатыми? Как их еще можно назвать? (фразеологические обороты). -Как вы думаете у таких слов есть свой словарь? -Как он может называться? Слайд 20. -Фразеологический - дает объяснение некоторым устойчивым выражениям, которые свойственны данному языку. - Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной! Задание7: Найдите в предложенном тексте фразеологические обороты и подчеркните их . «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки». Задание8: ---Составьте предложения с фразеологическими оборотами: Ни пуха ни пера. Считать ворон. Вертится на языке. ---Составьте предложения с фразеологическими оборотами: Все в руках горит. Наврать с три короба. Глаза разбежались. ---Составьте предложения с фразеологическими оборотами: Намотать на ус. Считать ворон. Вертится на языке. Слайд 21-27. Объяснение использованных фразеологических оборотов. Слайд 28. -Какого роду племени? -Как вы думаете, о каком словаре пойдет речь? Слайд 29. Словарь иностранных слов: имеет более 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Слайд 30. -В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Задание 9: -- 1. Выберите из предложенных слов , слова иностранного происхождения: тембр, локон, аннотация, рукопожатие, сибарит, сыч, рефлексия, подарок, автор. -- 1. Выберите из предложенных слов , слова иностранного происхождения: абориген, оксюморон, запах, срам, апломб, мустанг, эксцесс, прибой, справка. -- 1. Выберите из предложенных слов , слова иностранного происхождения: тонус, кредо, уйма, форточка, сантименты, добряк, скептицизм, стая, сокровищница. Задание 10: 2. Составьте 3 словосочетания, употребляя заимствованные слова (из словаря) |