СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Просмотр содержимого документа
«Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.»
















Урок русского языка

в 10 классе


Слово и его значение.

Однозначность и многозначность слов.





















Тема: Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Цели урока:

Обобщение полученных в 5—9 классах знаний по теме «Лексика», закрепление навыков правописания, воспитания любви к русскому языку.


Ход урока

I. Организ. этап.

II. Проверка д/з.

III. Обобщение знаний по теме «Лексика»

— Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)

— Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология.)

— Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: рьяный — очень усердный, повстречать — случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Слово может иметь и несколько лексических значений.

— Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика, от греческого семантикос — обозначающий.)

1. Анализ текста (чтение текста учителем)


Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.


Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.


Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися

Далеко-далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися.


Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышко ждут, птички песню поют,

И стоит себе лес, улыбается.


Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.


Едет пахарь с косой, едет — песню поет.

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

И. С. Никитин


— О чем рассказывает стихотворение? (Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу, приветствует его: Здравствуй, солнце да утро веселое!»)

Поэт для выражения восхищения широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические. Мы остановимся на лексических и синтаксических особенностях стихотворения.

— Какие лексические средства вы видите в стихотворении?

Особое место в стихотворении отводится словам с переносным значением (олицетворение): «пар расстилается... по кудрям лозняка», «дремлет чуткий камыш», «свет разливается», «брызнет роса серебристая», «потянул ветерок», «воду морщит-рябит», «восток все горит-разгорается», «лес улыбается», «солнце встает... ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло», «утро веселое». За счет использования олицетворений И. С. Никитин создал яркую картину утра, природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на читателя. Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты: «по зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «роса серебристая», «золотыми по токами», «утро веселое»).

— Подберите к слову «алый» синонимы. (Багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рдяной, рубиновый, коралловый, кумачовый. Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенками: ярко-красный — алый.)

— Какие синтаксические средства представлены в тексте?

В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно. Например: «меркнут и гаснут звезды»; «стоит, улыбается лес»; «встает, блестит солнце...» Также использована инверсия (обратный порядок слов) главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало предложения: «Дремлет чуткий камыш»; «Пронеслись утки с шумом и скрылися»; «Едет пахарь с косой». Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «тропинка росистая», «роса серебристая».


2.Выполнение тренировочных упражнений

Упр.4

3. Закрепление.

Языковые антонимы: добрый — злой, упоительный — безотрадный, ловкий — нескладный, сложный — простой, грешный — святой, скромный — нарядный, выдающийся — заурядный, мимолетный — затяжной, дикий — ручной, будничный — парадный.

Контекстуальные антонимы:

Сердобольный — беспощадный, осмотрительный — безоглядный.

Откровенная ложь — вынужденная неправда — наглое вранье.

Добрый человек — отзывчивый мальчик — хороший поступок.

IV.Итог урока.


V.Домашнее задание

§1-2, упр 5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!