СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово в художественной речи (дидактический материал по культуре речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал направлен  на изучения слова (и предложения) в художественной речи. Тексты упражнений – отрывки из художественных произведений позволяют обратить внимание на художественные средства, использованные автором для создания тех или иных образов, картин природы, передачи настроения.

Просмотр содержимого документа
«Слово в художественной речи (дидактический материал по культуре речи)»



Слово в художественной речи

(дидактический материал по культуре речи)


Созданию на уроках словесности развивающей речевой среды способствует целенаправленный отбор текстов, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.

Чувство языка проявляется не только «в умении создавать новые контексты», но и в способности «тонко понимать» художественный текст как явление искусства слова.

Многие бессознательно полагают, что для понимания искусства слова (в отличие, скажем, от искусства звука – музыки) не нужна никакая специальная подготовка, что каждый человек, владеющий русским языком, уже только благодаря этому способен полноценно воспринять и русскую поэзию. Это далеко не так. Искусство слова есть именно искусство слова, а не просто слово, которым владеет каждый человек.

Предлагаемый материал направлен на изучения слова (и предложения) в художественной речи. Тексты упражнений – отрывки из художественных произведений позволяют обратить внимание на художественные средства, использованные автором для создания тех или иных образов, картин природы, передачи настроения и т. д. Это способствует развитию эстетического вкуса и чувства языка, повышению речевой культуры учащихся.


Прочитайте миниатюру М. М. Пришвина.


После грозы.

Утро, как счастье пришло.

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились.

Даже в темном ельнике лучи, пробиваясь сквозь полог косыми столбами, падали внутрь леса, и там в этих столбах показывалось напряжение, как к Новому году, деревце, сверкающее огнями всех цветов. (М. М. Пришвин).


  1. С чем сравнивает писатель приход утра? Какие чувства, ощущения вызывает у вас первая строка текста?

  2. Почему писатель использует глагол курились в описании лесных дорожек? Какое природное явление лежит в основе создания этого образа?

  3. Найдите красочное описание деревца в темном ельнике. Объясните, почему деревце напомнило автору новогоднюю елку.



Прочитайте одно предложение из описания леса у М. Горького.


Под ногами пышным ковром лежит мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы, костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом. (М. Горький).


  1. С какой целью в сравнении пышным ковром использовано прилагательное пышный? Что хотел подчеркнуть писатель?

  2. Какое впечатление создается употреблением слова расшитый?

  3. С чем сравнивается костяника? Как выражено это сравнение?

  4. Объясните образный характер переносного употребления прилагательного крепкий в словосочетании крепкий запах.

  5. О каком отношении М. Горького к природе свидетельствует это описание?

Прочитайте отрывок из рассказа А. Платонова «Путешествие воробья».

- Знаете ли вы его содержание?


Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег несся по переулку и застилал дневной свет. На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны.

Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (А. Платонов).


  1. Выделите ключевые слова и словосочетания, которые автор использует для описания сильного мороза, вьюги.

  2. Объясните своими словами смысл сочетаний пение вьюги; поет буря; застилая дневной свет.

  3. Какой смысл вложил писатель в слова «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны»?

  4. Подтвердите строчками из текста, что рассвет наступил поздно, что по переулку дул сильный ветер.

  5. Используя образные средства языка, опишите погоду в то утро.


Укажите существительные, которые имеют эмоционально-экспрессивную окраску. Что выражено с помощью этих существительных?


  1. Десятки муравьиных дорог, посыпанных песком, тянулись между дубами и можжевельником… Муравьиное движение на этих дорогах шло непрерывно.

- Суета! – сказал Ваня. – Как в Москве.

2) За овсяным полем мы прошли через деревню Полково. Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом.

- Старый народ в Полкове! – говорили с завистью наши, заборьевские. – Гренадеры! Барабанщики! (К. Паустовский).


- Без каких слов картина движения каравана из стихотворения «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова не была бы такой образной, зримой?


И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.


Мотаясь висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров…

(М. Лермонтов).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!