Словообразование глаголов (2-й урок)
Балакирева Т.А.,
МБОУ СОШ № 23
г.Владивостока
Разминка
Хорошо весною бродится
По сторонке по родной,
Где заря с зарёю сходится
Над полями в час ночной.
Поглядишь – глазам не верится:
Вдаль за целую версту –
То ли белая медведица,
Толь сады стоят в цвету
-Объясните орфограммы в глагол ах
- Выпишите безличные глаголы
- Бродится
- Поглядишь
- Не верится
Как образовались эти глаголы?
Как называется такой способ словообразования?
От каких частей
речи образуются глаголы?
(Проверка домашнего задания – рассказ на лингвистическую тему)
Целеполагание
- Закрепить…
- Повторить…
- Закрепить знания об образовании глаголов.
- Повторить орфограммы в приставках и суффиксах глагола.
От данных глаголов образуйте глаголы с помощью приставки раз (рас)
- Дать, бить, сечь, царапать, ширить, ставить, печатать, лить, рвать, стлать, спросить.
Какую орфограмму вам пришлось вспомнить?
Какую орфограмму иллюстрирует следующая запись?
- Команд ова ть – команд ую , разыгр ыва ть – разыгр ыва ю
- Бесед..вать, доклад..вать, рассматр..вать, наста..вать, опазд..вать, гор..вать, отта..вать.
- Выделите суффиксы. Каким способом образованы эти глаголы?
Кто больше?
- Запишите глаголы в неопределённой форме, образовав их:
- 1 группа. От имен существительных при помощи суффиксов.
- 2 группа. От имён прилагательных при помощи суффиксов.
- 3 группа. От глаголов с помощью приставок.
- 4 группа. От различных частей речи с помощью приставок и суффиксов.
Сыновья и внуки
- Всем известно, что ЗИМА и ЗИМОВЩИК – родственные слова. Однако не каждый задумывался над тем, в каком родстве состоят эти слова друг к другу. Оказывается, слово ЗИМОВЩИК – весьма отдаленный родственник ЗИМЫ. Вначале у ЗИМЫ появился «сын» – глагол ЗИМОВАТЬ , от него произошел внук – ЗИМОВЬЕ , а затем уже появились на свет «правнуки», родные брат и сестра: ЗИМОВЩИК и ЗИМОВЩИЦА . Таким образом ЗИМА доводится им «прабабушкой»
Подумайте, какие «внуки» имеются у имён существительных, данных ниже
- Обнаружить это нетрудно: вначале попытайтесь образовать из них глагол, а затем подберите отглагольное существительное или прилагательное. Это и будет «внук».
- Ночь, день, голос, форма, коллектив, электричество, газ.
Упр.317
Рефлексия
- Какова была тема урока?
- Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены?
- Смогли ли реализовать обозначенные цели?