СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена  к уроку-практикуму "Словообразование имён существительных". Ребятам интереснее и легче работать на уроке с наглядными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование имён существительных»

Словообразование имён существительных

Словообразование

имён

существительных

Какая словообразовательная пара – ошибочная? Почему? Француз – французский. Нож – ножичек. Новый – обновить. Прямой – напрямик. Стержень – стерженёк. Течь – истечь.

Какая словообразовательная пара – ошибочная? Почему?

  • Француз – французский.
  • Нож – ножичек.
  • Новый – обновить.
  • Прямой – напрямик.
  • Стержень – стерженёк.
  • Течь – истечь.
Ошибка:   Нож – ножичек Правильно : Нож – ножик - ножичек

Ошибка:

Нож – ножичек

Правильно :

Нож – ножик - ножичек

Восстановите словообразовательные цепочки: 1. Горох – горошина – горошинка. 2. Рыба – рыб о лов – рыболовство. 3. Снег + падать – снег о пад – снегопадище. 4. Друг – дружок – дружочек. 5. Цена – ценить - ценитель. 6. Труд – сотрудник – сотрудничать. 7. Учить – учитель – учительница.  8. Ум – разум – разумный.

Восстановите словообразовательные цепочки:

1. Горох – горошина – горошинка.

2. Рыба – рыб о лов – рыболовство.

3. Снег + падать – снег о пад – снегопадище.

4. Друг – дружок – дружочек.

5. Цена – ценить - ценитель.

6. Труд – сотрудник – сотрудничать.

7. Учить – учитель – учительница.

8. Ум – разум – разумный.

Любовь и жестокость  Выпал из гнёздышка маленький воробышек . Крыльца ещё не окрепли у него. Барахтается в травке , а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха . Увидел воробышка ястреб и летит к нему. Все птицы на деревьях замерли от страха: что же это будет? Удивились, что воробьиха не улетела, а бросилась на ястреба. Распушилась, подлетела к нему, стукнула клювом в глаз, вцепилась коготками в голову. Испугался ястреб и улетел.  Изумились все птички . Вот так воробьиха! Как же это получилось, что она победила ястреба?  - А так, - сказала сова. – Воробьиха любит своего воробышка. А у ястреба нет никакой любви. Он только жесток. А жестокость никогда не побеждала любовь. (В.А. Сухомлинский)

Любовь и жестокость

Выпал из гнёздышка маленький воробышек . Крыльца ещё не окрепли у него. Барахтается в травке , а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха . Увидел воробышка ястреб и летит к нему. Все птицы на деревьях замерли от страха: что же это будет? Удивились, что воробьиха не улетела, а бросилась на ястреба. Распушилась, подлетела к нему, стукнула клювом в глаз, вцепилась коготками в голову. Испугался ястреб и улетел.

Изумились все птички . Вот так воробьиха! Как же это получилось, что она победила ястреба?

- А так, - сказала сова. – Воробьиха любит своего воробышка. А у ястреба нет никакой любви. Он только жесток. А жестокость никогда не побеждала любовь.

(В.А. Сухомлинский)

Вы согласны со словами совы? Как автор называет крылья маленького воробышка? Допустимо ли такое словообразование? Какой суффикс обычно используется для этого? Какие способы словообразования существительных использует автор в выделенных словах? Конкретно с примерами из текста
  • Вы согласны со словами совы?
  • Как автор называет крылья маленького воробышка?
  • Допустимо ли такое словообразование?
  • Какой суффикс обычно используется для этого?
  • Какие способы словообразования существительных использует автор в выделенных словах? Конкретно с примерами из текста
Гнёздышка Воробышка Крыльца Травке Воробьиха Коготками Птички Жестокость

Гнёздышка

Воробышка

Крыльца

Травке

Воробьиха

Коготками

Птички

Жестокость

Отчисление (отчислить, суффиксальный) Соковыжималка (сок+о+выжимать+ -лк-; сложение с одновременным присоединением суффикса) Отбор (отбирать; бессуффиксальный) Отговорка (отговорить; суффиксальный) Отголосок (голосок; приставочный) Лесоруб (лес+о+рубить; сложение с соединительной гласной) Подснежник (снег; приставочно-суффиксальный)

Отчисление (отчислить, суффиксальный)

Соковыжималка (сок+о+выжимать+ -лк-; сложение с одновременным присоединением суффикса)

Отбор (отбирать; бессуффиксальный)

Отговорка (отговорить; суффиксальный)

Отголосок (голосок; приставочный)

Лесоруб (лес+о+рубить; сложение с соединительной гласной)

Подснежник (снег; приставочно-суффиксальный)

Найдите второе слагаемое, определите его значение. Словообразовательную морфему выделяем Например, уравнение Зуб + Х = зубчатый Решаем так: зуб + Х (имеющий что-то, наделённый) = зубчатый Бокс + Х = боксёр Игра + Х = игрок Болото + Х = болотище Ключ + Х = ключик Резать + Х = резчик Учить + Х = учитель Генерал + Х = генеральша Велосипедист + Х = велосипедистка

Найдите второе слагаемое, определите его значение. Словообразовательную морфему выделяем

Например, уравнение

Зуб + Х = зубчатый

Решаем так:

зуб + Х (имеющий что-то, наделённый) = зубчатый

Бокс + Х = боксёр

Игра + Х = игрок

Болото + Х = болотище

Ключ + Х = ключик

Резать + Х = резчик

Учить + Х = учитель

Генерал + Х = генеральша

Велосипедист + Х = велосипедистка

Самостоятельная работа I вариант. Нож – нож-ик – ножич-ек; Под-снеж-ник (снег), под-окон-ник (окно), под-свеч-ник (свеча) и т.п. II вариант. Вред – вред-н-ый – вредн-ость; Со-бесед-ник (беседа), со-труд-ник (труд), Со-курс-ник (курс) и т.п.

Самостоятельная работа

I вариант.

  • Нож – нож-ик – ножич-ек;
  • Под-снеж-ник (снег), под-окон-ник (окно),

под-свеч-ник (свеча) и т.п.

II вариант.

  • Вред – вред-н-ый – вредн-ость;
  • Со-бесед-ник (беседа), со-труд-ник (труд),

Со-курс-ник (курс) и т.п.

Домашнее задание на выбор *** Составить своё задание (карточку) по данной теме (словообразование имён существительных). ** составить небольшой рассказ, используя разные способы образования существительных. * выполнить упражнение по учебнику.

Домашнее задание на выбор

  • *** Составить своё задание (карточку) по данной теме (словообразование имён существительных).
  • ** составить небольшой рассказ, используя разные способы образования существительных.
  • * выполнить упражнение по учебнику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!