Просмотр содержимого документа
«Словообразование имён существительных»
Словообразование
имён
существительных
Какая словообразовательная пара – ошибочная? Почему?
- Француз – французский.
- Нож – ножичек.
- Новый – обновить.
- Прямой – напрямик.
- Стержень – стерженёк.
- Течь – истечь.
Ошибка:
Нож – ножичек
Правильно :
Нож – ножик - ножичек
Восстановите словообразовательные цепочки:
1. Горох – горошина – горошинка.
2. Рыба – рыб о лов – рыболовство.
3. Снег + падать – снег о пад – снегопадище.
4. Друг – дружок – дружочек.
5. Цена – ценить - ценитель.
6. Труд – сотрудник – сотрудничать.
7. Учить – учитель – учительница.
8. Ум – разум – разумный.
Любовь и жестокость
Выпал из гнёздышка маленький воробышек . Крыльца ещё не окрепли у него. Барахтается в травке , а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха . Увидел воробышка ястреб и летит к нему. Все птицы на деревьях замерли от страха: что же это будет? Удивились, что воробьиха не улетела, а бросилась на ястреба. Распушилась, подлетела к нему, стукнула клювом в глаз, вцепилась коготками в голову. Испугался ястреб и улетел.
Изумились все птички . Вот так воробьиха! Как же это получилось, что она победила ястреба?
- А так, - сказала сова. – Воробьиха любит своего воробышка. А у ястреба нет никакой любви. Он только жесток. А жестокость никогда не побеждала любовь.
(В.А. Сухомлинский)
- Вы согласны со словами совы?
- Как автор называет крылья маленького воробышка?
- Допустимо ли такое словообразование?
- Какой суффикс обычно используется для этого?
- Какие способы словообразования существительных использует автор в выделенных словах? Конкретно с примерами из текста
Гнёздышка
Воробышка
Крыльца
Травке
Воробьиха
Коготками
Птички
Жестокость
Отчисление (отчислить, суффиксальный)
Соковыжималка (сок+о+выжимать+ -лк-; сложение с одновременным присоединением суффикса)
Отбор (отбирать; бессуффиксальный)
Отговорка (отговорить; суффиксальный)
Отголосок (голосок; приставочный)
Лесоруб (лес+о+рубить; сложение с соединительной гласной)
Подснежник (снег; приставочно-суффиксальный)
Найдите второе слагаемое, определите его значение. Словообразовательную морфему выделяем
Например, уравнение
Зуб + Х = зубчатый
Решаем так:
зуб + Х (имеющий что-то, наделённый) = зубчатый
Бокс + Х = боксёр
Игра + Х = игрок
Болото + Х = болотище
Ключ + Х = ключик
Резать + Х = резчик
Учить + Х = учитель
Генерал + Х = генеральша
Велосипедист + Х = велосипедистка
Самостоятельная работа
I вариант.
- Нож – нож-ик – ножич-ек;
- Под-снеж-ник (снег), под-окон-ник (окно),
под-свеч-ник (свеча) и т.п.
II вариант.
- Вред – вред-н-ый – вредн-ость;
- Со-бесед-ник (беседа), со-труд-ник (труд),
Со-курс-ник (курс) и т.п.
Домашнее задание на выбор
- *** Составить своё задание (карточку) по данной теме (словообразование имён существительных).
- ** составить небольшой рассказ, используя разные способы образования существительных.
- * выполнить упражнение по учебнику.