СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование как раздел науки о языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словообразование как раздел науки о языке»

Словообразование как раздел науки о языке Выполнила: Новикова Елена

Словообразование как раздел науки о языке

Выполнила:

Новикова Елена

План : Основные понятия словообразования Способы словообразования

План :

  • Основные понятия словообразования
  • Способы словообразования
 Словообразование – образование новых слов от однокоренных слов и возникшие в результате этого формально-семантические соотношение между новым словом и его производящим словом. Образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Раздел науки о языке, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Словообразование – образование новых слов от однокоренных слов и возникшие в результате этого формально-семантические соотношение между новым словом и его производящим словом.

Образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом.

Раздел науки о языке, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные. Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная. Ночь, стол, читать. Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
  • Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
  • Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
  • Ночь, стол, читать.
  • Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс. Брат□, ночь□, стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель
  • Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
  • Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.
  • Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
  • Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
  • Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель
образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.  Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель. Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару. Например: ночь → ночной; читать → читатель.
  • образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
  • Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ).
  • Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
  • Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
  • Например: ночь → ночной; читать → читатель.
Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой. Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-). Сложные слова имеют две и более производящие основы. Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□. Производящая основа может включаться в
  • Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
  • Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).
  • Сложные слова имеют две и более производящие основы.
  • Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□.
  • Производящая основа может включаться в
производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-). При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
  • производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).
  • При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
  • Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным , так и производным . Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным
  • Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным , так и производным .
  • Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
  • Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным
гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.
  • гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
  • Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда. Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально: производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа
  • Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
  • Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа
ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-); производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»). Исключение: Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески
  • ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
  • Исключение:
  • Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески
товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)). В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением
  • товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
  • В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
  • Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением
глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»). Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»). Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает
  • глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
  • Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).
  • Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
  • Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает
две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
  • две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
Словообразовательный тип – используется для описания словообразовательной системы языка используется модель строения производных слов, обладающих общностью трёх элементов   Словообразовательный тип Формальное Тип (частиречная Семантическое соотношение соотношение принадлежность) производного и производящего между производным производящей основы  (словообразовательное и производящим (формант) значение)

Словообразовательный тип – используется для описания словообразовательной системы языка используется модель строения производных слов, обладающих общностью трёх элементов

Словообразовательный

тип

Формальное

Тип (частиречная

Семантическое соотношение

соотношение

принадлежность)

производного и

производящего

между производным

производящей основы

(словообразовательное

и производящим (формант)

значение)

Способы словообразования Конверсия Аффиксация(в том числе безаффиксный) Сложение Редупликация

Способы словообразования

Конверсия

Аффиксация(в том числе безаффиксный)

Сложение

Редупликация

Аффиксация – способ образования слов с помощью аффиксов к корню или основе слова. Способы аффиксации   Средство суффиксальный приставочный   суффикс   Пример приставка   гордый - горд- ость ,   глаз - глаз- н -ой   приставочно-суффиксальный   группа -  под -группа,  грузить -  раз -грузить   приставка+суффикс   безаффиксный   (бессуффиксный,   нулевая аффиксация)   усечение  основы   берёза -  под -берёз- овик ,  окно -  под -окон- ник   выходить -  выход ,  заплывать -  заплыв ,  зелёный -  зелень ,  сухой -  сушь
  • Аффиксация – способ образования слов с помощью аффиксов к корню или основе слова.

Способы аффиксации

Средство

суффиксальный

приставочный

суффикс

Пример

приставка

гордый - горд- ость глаз - глаз- н -ой

приставочно-суффиксальный

группа -  под -группа, грузить -  раз -грузить

приставка+суффикс

безаффиксный  (бессуффиксный,  нулевая аффиксация)

усечение  основы

берёза -  под -берёз- овик , окно -  под -окон- ник

выходить -  выход , заплывать -  заплыв , зелёный -  зелень , сухой -  сушь

Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:   оружие - вооружить  (приставочно-суффиксальный морфологический способ)  вооружить - вооружение  (суффиксальный морфологический способ)   люди - нелюдимый  (приставочно-суффиксальный морфологический способ)  нелюдимый - нелюдимость  (суффиксальный морфологический способ)
  • Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:  оружие - вооружить  (приставочно-суффиксальный морфологический способ) вооружить - вооружение  (суффиксальный морфологический способ) люди - нелюдимый  (приставочно-суффиксальный морфологический способ) нелюдимый - нелюдимость  (суффиксальный морфологический способ)
Безаффиксный (бессуфиксный) способ словообразования Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется

Безаффиксный (бессуфиксный) способ словообразования

  • Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется
Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением.
  • Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением.
Сложение (словосложение) способ образования новых слов путем сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без нее. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями Сложение слов При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. Сложение основ с помощью соединительной гласной Серо-синий – сер-о-син-ий – сер-ый, син-ий, научно-исследовательский – научн-о-иследовательск-ий – научн-ый, исследовательск-ий Сложение основ без соединительной гласной Царь-колокол – царь-колокол – царь, колокол; Сложение начальной части слова (основы) с целым словом Медсестра – медицинская сестра; полдня – половина дня; Сложение сокращенных основ (до слогов, букв, звуков) Вуз – высшее учебное заведение

Сложение (словосложение) способ образования новых слов путем сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без нее. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями

Сложение слов

При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис.

Сложение основ с помощью соединительной гласной

Серо-синий – сер-о-син-ий – сер-ый, син-ий, научно-исследовательский – научн-о-иследовательск-ий – научн-ый, исследовательск-ий

Сложение основ без соединительной гласной

Царь-колокол – царь-колокол – царь, колокол;

Сложение начальной части слова (основы) с целым словом

Медсестра – медицинская сестра; полдня – половина дня;

Сложение сокращенных основ (до слогов, букв, звуков)

Вуз – высшее учебное заведение

Редупликация Редупликация как способ словообразования характерна для языков различного строя Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога, основы (полностью или частично) или слова. Предельным случаем редупликации является повтор — удвоение всего слова (высокий-высокий, еле-еле, очень-очень, еле-еле), явление, близкое к словосложению. В случае удвоения корня возможно изменение его гласного (др.-греч. δί-δωμι [dí-dōmi] — даю, δέ-δωκα [dé-dōka] — дал).

Редупликация

  • Редупликация как способ словообразования характерна для языков различного строя
  • Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога, основы (полностью или частично) или слова.
  • Предельным случаем редупликации является повтор — удвоение всего слова (высокий-высокий, еле-еле, очень-очень, еле-еле), явление, близкое к словосложению. В случае удвоения корня возможно изменение его гласного (др.-греч. δί-δωμι [dí-dōmi] — даю, δέ-δωκα [dé-dōka] — дал).
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!