СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим. В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные. Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами. Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить». Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному

Просмотр содержимого документа
«"Словообразование"»

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим.
В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные. Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами.
Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить». Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному. А вот существительное нам придется объяснять само по себе: стекло — это такой прозрачный предмет. В данном случае корень слова возник потому, что был предмет, который надо было как-то назвать. Тем самым мы можем сказать, что «стекло» — это первородное существительное, а остальные слова с этим корнем — производные от него. 

Итак, корень «стол» обозначает предмет. А корень «бег» — процесс. То есть изначальным, первородным в данном случае был глагол «бегать». В свою очередь, корень «зелен» обозначает признак, первородным является прилагательное «зеленый».
Итак, есть первородные слова — к примеру, существительные «кирпич» и «дом». Можно предположить, что сначала возникла необходимость как-то назвать сами предметы. Но вот, скажем, из кирпича построен дом. Очевидно, какое-то время люди так и говорили — «дом из кирпича», то есть использовали два первородных существительных; но в какой-то момент, когда вокруг появляется достаточно много предметов с таким признаком, возникает необходимость и в прилагательном. В таком случае в языке появляется производное слово — к слову «кирпич», к примеру, мы можем добавить характерный для прилагательного суффикс и получить слово «кирпичный». Сходным образом носителей языка может начать интересовать признак безотносительно объекта — так, из прилагательного «синий» может получиться существительное «синева», из «краткий» — «краткость»; может возникнуть необходимость в слове, обозначающем процесс безотносительно того, кто этот процесс совершает: из глагола «бегать» получится существительное «бег», из «делать» — «действие».
Стало быть, когда мы пытаемся разобраться в словообразовании, по корню мы можем определить, какая часть речи является производящей.
Конечно же, новые слова не всегда образуются из другой части речи. Например, мы можем прибавить уменьшительный суффикс к слову «дом» и получить «домик», можем прибавить приставку не- к прилагательному и получить «неумный».
Но зачастую слово проходит более сложный путь, чем сразу от первородного к производному. Например, слово «предсказатель» произошло от глагола «предсказать», а не от «сказать», то есть образовалось не путем добавления приставки и суффикса, а только суффикса. От слова «порядок» путем добавления суффикса произошло слово «порядочный», а от него уже путем добавления приставки — слово «непорядочный».
Из этого следует, что, когда мы смотрим, как образовалось некое слово, нужно не просто смотреть на корень и на то, есть ли у слова приставка и суффикс, а на то, какое слово ближайшее к нему по смыслу. Желательно восстановить полную словообразовательную цепочку, то есть взять первородное слово и посмотреть, каким именно образом, через какие промежуточные стадии образовалось искомое.
В основном нам приходится иметь дело с бессуффиксным, приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Есть и другие способы, но их мы рассмотрим отдельно. Сначала посмотрим, от чего обычно образовываются разные части речи.

Существительные часто образуются:

от других существительных (дом — домик);                                                                                                      от глаголов (бегать — бег, читать — чтение);                                                                                                   от прилагательных (синий — синева, скорый — скорость).


Прилагательные часто образуются:
от других прилагательных (умный — неумный, синий — синенький);
от существительных (кирпич — кирпичный, дом — домашний, бездомный);
от глаголов (варить — вареный).

Глаголы:
от других глаголов (ходить — заходить);
от существительных (стекло — стеклить);
от прилагательных (зеленый — зеленеть).

Есть и другие варианты, но они более редки. Так, например, глагол «ойкнуть» образован от междометия, «тыкать» в значении «обращаться на ты» — от местоимения, а «раздваиваться» — от числительного. Но мы рассматриваем пока лишь основной корпус примеров — то, что может попасться вам на экзамене.

Местоимения обычно являются первородными.

Причастия и деепричастия всегда образовываются от глаголов суффиксальным способом. Обратите внимание: нет ни одного причастия, образованного от другого причастия. Например, причастие «подошедший» и деепричастие «подходя» образованы не от «шедший» и «ходя» приставочным способом, а от глагола «подойти» суффиксальным. Так считается именно потому, что нет ни одного причастия или деепричастия, для которого не было бы глагола с аналогичной приставкой. Причастия и деепричастия не зря называют особыми формами глагола.

Наречия образовываются от прилагательных (и никогда — друг от друга). Так, например, «немедленно» образовано не от наречия «медленно», а от прилагательного «немедленный».

Количественные числительные — первородные. Порядковые могут быть или первородными, или образованными от количественных числительных. Собирательные числительные образуются от количественных числительных.

Следует помнить о том, что формы слова не являются самостоятельными частями речи. Это значит, что, рассматривая некое слово, мы рассматриваем, как образовалась его начальная форма. Например, слово «больше» обладает иным суффиксом, нежели слово «большой», но мы не рассматриваем его как производное слово — это всего лишь сравнительная степень, то есть иная форма слова, а не другое слово.


Теперь посмотрим на то, какими именно способами образуются разные части речи. Здесь будут рассмотрены не абсолютно все случаи, а лишь наиболее характерные.

Бессуффиксный способ характерен для коротких существительных, образованных от глаголов, как тот самый «бег» — от «бегать». При этом способе у глагола отсекается характерный глагольный суффикс,     а у производного существительного новый не появляется.


Суффиксальным способом образуются:
существительные от глаголов (петь — пение);
существительные от существительных (дом — домик);
существительные от прилагательных (синий — синева);
прилагательные от прилагательных (синий — синенький);
прилагательные от существительных (дом — домашний);
глаголы от глаголов (заходил — захаживал);
глаголы от существительных (стекло — стеклить);
глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть);
причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав);
наречия от прилагательных (медленный — медленно);
числительные от числительных (девять — девятеро).

Заметим, что при суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.

Приставочным способом очень часто образовываются глаголы: ходить — заходить. Также этот способ характерен для прилагательных (умный — неумный), существительных (друг — недруг). Помните, что причастия, даже те, в которых есть яркие приставки, образовываются суффиксальным способом от соответствующих глаголов. Приставочным способом могут образовываться и местоимения (кто — никто).

При приставочно-суффиксальном способе образования мы не можем найти близкое слово, в котором есть аналогичная приставка или аналогичный суффикс. Так, например, слово «бездомный» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «дом», поскольку слова «домный» не существует —
в отличие от слова «неумный», например, которое, как уже говорилось, произведено приставочным способом. Приставочно-суффиксальным способом образовываются не только прилагательные, как
в описанном выше случае, но и, например, наречия (докрасна — красный, по-русски — русский).

Также есть и еще несколько способов словообразования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Периодически в языке возникают слова, образованные путем сложения двух или даже нескольких корней, как, например, слово «самолет». Такой способ словообразования называется сложением основ, и он характерен в основном для существительных. Заметим сразу, что слово «самолетный» образовано не сложением основ, а суффиксальным способом от слова «самолет». А вот слово «многоцветный» действительно образовано сложением основ.

В языке иногда появляются слова-аббревиатуры, то есть сокращения. Они считаются самостоятельными словами, и способ, которым они образуются, называется аббревиацией. Таковы слова «вуз» (от «высшее учебное заведение») или «СССР» («Союз Советских Социалистических Республик»).

Иногда слова переходят из одной части речи в другую, при этом внешне не изменяясь. Например, слово «булочная», очевидно, образовалось следующим образом: когда-то от слова «булка» образовалось прилагательное «булочная», и место, где торговали булками, называлось «булочной лавкой». Затем такое место стали называть просто «булочная», и из прилагательного таким образом получилось существительное. Таким способом образованы, например, существительные «часовой», «ванная» и так далее. 

Особые разновидности суффиксального способа — нулевая суффиксация и универбация.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!