УМК «Планета знаний»
Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд
Цель урока: Создание условий для формирования умения вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд.
ЗАДАЧИ
1. учить использовать алгоритм для вычисления письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд на основании умений вычитать двузначные числа; формировать вычислительные навыки; решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида
2) развитие общеучебных умений и навыков; развитие внимания, памяти, логического мышления;
3) воспитывать аккуратность, трудолюбие, вежливые взаимоотношения, работая в парах, группах.
Планируемые результаты
Предметные:
- чтение, запись, упорядочивание, группировка трёхзначных чисел по самостоятельно установленному основанию на этапе актуализации знаний;
- выполнение письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел с использованием алгоритма на этапах актуализации знаний, первичного закрепления и «открытия» детьми нового знания;
- анализ задачи, установление взаимосвязи между условием и вопросом, решение задачи арифметическим способом, объяснение решения на этапе включения нового знания в общую систему;
Метапредметные:
- самоопределение на этапе мотивации к деятельности;
- выполнение логического познавательного действия на классифицирование трёхзначных чисел по разным основаниям на этапе актуализации знаний;
- умение учащимися зафиксировать затруднение на этапе актуализации знаний;
- целеполагание на этапе постановки учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного;
- планирование способов действий для выхода из затруднения на этапе «открытия» детьми нового знания;
- контроль в форме сличения своего способа действий с эталоном и коррекция плана и способа действия;
- умение сформулировать значимость изучаемой темы, умение применить новое знание на этапе включения нового знания в общую систему;
- оценивание усваиваемого содержания, осознание качества и уровня усвоения на этапе рефлексии.
Тип урока: комбинированный
Оборудование
у учащихся: тетради, листы самооценки, листочки с этапами алгоритма ( 1 комплект на группу)
Структура и ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.
- Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.
- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1). - Расположите числа в порядке возрастания (слайд2)
171 324 603 610 800 29
- Есть ли лишнее?
Почему вы так считаете? (Это число двузначное, а остальные трехзначные)
Какой разряд отсутствует в числе 29?(отсутствует разряд сотен)
- Как можно назвать остальные числа? (трехзначные)
Почему их называют трехзначными?
-Разложите каждое число на сумму разрядных слагаемых.
-Какое число мы не можем разложить на сумму разрядных слагаемых? (800) Почему?(отсутствуют разряды единиц и десятков)
-Почему не во всех числах одинаковое количество разрядных слагаемых? (в числе 29 отсутствуют сотни, в числе 603 – десятки, в числе 610 – единицы)
III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Постановка учебной задачи.
1. Работа в парах (слайд4)
–Что у меня на слайде? (выражения, разности)
Вычислите их, записывая столбиком.
546 - 223 893 - 152 735 - 288
-При вычислении, какого выражения возникли трудности? (последнего) Почему?
-Подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Для чего нам нужно уметь вычитать и складывать числа?
Оцените свою работу в парах
IV.Новая тема
1) Сегодня на уроке мы продолжим учиться вычитать трехзначные числа с переходом через разряд.
Внимание на доску. (слайд5)
534 534 534
- 219 219_ - 219
-Что не так?
-Давайте вспомним алгоритм, записи примеров столбиком.
2. Работа в группах.
У вас на партах лежат листочки. Расположите их так, чтобы получился правильный алгоритм вычисления. (слайд6)
1. Складываю (вычитаю) единицы…
2. Результат пишу под единицами.
3. Складываю ( вычитаю) десятки…
4. Результат пишу под десятками.
5.Складываю ( вычитаю) сотни…
6. Результат пишу под сотнями.
7. Читаю ответ…
3. Проверка правильности составления алгоритма.
По очереди из каждой группы по 1 человеку выходят к доске и прикрепляют листочки с пунктами алгоритма к магнитной доске.
-Давайте сравним полученный алгоритм с алгоритмом который нам предлагают на слайде.
Оцените свою работу в группах
4. Применение алгоритма при решении примеров.
- Кто хочет решить пример на доске с объяснением? (Один решает на доске, остальные в тетради)
973 - 355
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1. Решение 4 примеров на вычитание. Оцените себя
875-438=437 438-256=182 481-237=244 748-439=309
VI. Физминутка.
2 )Самостоятельная работа с проверкой по эталону. С. 46, № 2.
Решить примеры.
4 примера: два на сложение и два на вычитание.
Учащиеся решают примеры. После решения – проверка. ( Ответы 237,409,264,193)
Оцените себя
3) Применение умения вычитать и складывать числа на практике
-А как вы думаете, где на практике нам могут пригодиться умения вычитать и складывать числа? (ответы детей) с. 47, № 4(а)
Представьте, что вы пришли в магазин. Купили товар, расплатились и решили проверить чек. (слайд 9)
Рассмотрите чек внимательно.
-Что вы видите? Расскажите.
-Что нужно сделать в задании? (проверить правильно ли посчитали сумму покупки)
-Как проверить правильное ли количество денег с вас взяли за все товары?
-Как это сделать? (сложить стоимости всех покупок)
- Как вы думаете, а правильно ли дали вам сдачу?
-Как проверить? (вычесть из 1000 общую сумму)
1 ученик решает на доске, остальные записывают в тетради.
VII. Итог урока.
-Какие цели на уроке мы сегодня ставили? Достигли вы этих целей или нет? У кого остались затруднения?
Рефлексия. (слайд 10)
Лесенка успеха.
Посмотрите на половинку «ЗНАЮ».- Если у вас не осталось вопросов, и вы можете рассказать о новом знании друзьям или родителям, поставьте отметку (точку, галочку, человечка) на верхней ступеньке лесенки. Если вы не поняли новую тему – на нижней ступеньке. А если у вас остались вопросы – поставьте отметку на 2 или 3 ступеньке, на какой именно, каждый решит сам. Далее учитель проводит рефлексию оценивания. Поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке?- Кто из вас может рассказать, почему?- Поднимите руку те, кто отметил себя на 2 или 3 ступеньке?- Кто из вас может рассказать, почему?- Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке?- Кто из вас может рассказать, почему?-
VIII. Домашнее задание.
С.47, № 4(б); № 6.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самооценки |
Работа в парах | |
Групповая работа | |
Решение примеров | |
Самостоятельная работа | |
Алгоритм вычисления
Пишу единицы… |
Вычитаю единицы… |
Пишу результат под единицами. |
Вычитаю десятки… |
Результат пишу под десятками. |
Вычитаю сотни… |
Результат пишу под сотнями. |
Читаю ответ… |