Урок математики разработала и провела Давыдова Ольга Германовна
Урок математики в 1 классе
Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».
Цель: сформировать умение складывать однозначные числа с переходом через разряд и объяснять свои действия.
Задачи урока:
Предметные — моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Метапредметные:
(Р) — формулировать цель, сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; планировать деятельность, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; оценивать результаты работы по выработанным критериям; формулировать рефлексивные высказывания по плану;
(П) — осуществлять поиск необходимой информации; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; строить элементарное рассуждение о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
(К) — включаться в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, воспринимать различные точки зрения; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; вежливо общаться.
Тема раздела «Сложение и вычитание в пределах 20»
Номер урока в разделе: 6
Ход урока
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречает
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывает
Перейти через разряд.
-
О какой трудности вам рассказали единички? (О переходе через разряд.)
-
А вы умеете складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд? (Умеем.)
-
Давайте присоединимся к сестричкам-единичкам в их путешествии и продолжим изучение этого случая вычисления.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Запишите выражения:
-
Найти значение суммы чисел 3 и 2.
-
Вычислить значение суммы чисел 7 и 3.
-
Записать следующее число за числом 12.
-
Записать предыдущее число для числа 15.
-
Чему равно значение суммы чисел 5 и 4?
-
Чему равно значение суммы чисел 10 и 8?
Задание для фиксации затруднения.
Вычислите: 7 + 3, 2 + 7, 10 + 6, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.
Чем похожи выражения? (Во всех выражениях действие сложения)
Найдите «лишний» пример и обоснуйте ответ. (10+6, есть двузначное слагаемое.)
7 + 3, 2 + 7, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.
Найдите «лишний» пример из оставшихся и обоснуйте ответ. (2+7, результат однозначное число, а остальные двузначное)
7 + 3, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.
Оставшиеся примеры разделите на 2 группы о обоснуйте свое мнение.
(7 + 3, 5 + 5 и 8 + 9, 8 + 5, ответ 10 и ответ больше 10)
В каких выражениях сестричкам-единичкам нужно будет перейти через разряд? (8 + 9, 8 + 5.)
Учитель убирает лишние выражения.
Учитель помещает на доску таблицу сложения и числовой отрезок.
Двое учеников выходят к доске и выполняют задание с комментированием по таблицы сложения и числовому отрезку.
-
Что вы повторили? (Мы повторили вычисления без перехода через разряд и сложение однозначных чисел с переходом через разряд с помощью таблицы сложения и числового отрезка.)
-
Пока вы находили суму чисел в каждой паре, сестрички-единички убежали далеко вперед. Чтобы их догнать, вам нужно как можно скорее преодолеть следующее препятствие. Нужно найти значение данного выражения за 20 секунд, а результат записать на планшетках.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия: 9 + 7 =
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках
Учащиеся поднимаю руки.
Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.
-
Кто получил не правильный ответ, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно найти сумму чисел 9 и 7 за указанное время.)
-
Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)
3. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.
4. Реализация учебной задачи урока.
-
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 9 и 7.)
-
Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы должны были найти сумму за короткое время.)
-
Чем пытались воспользоваться? (Помощниками – таблицей сложения и числовым отрезком.)
-
Что же не получилось? (Их использование требует времени.)
-
Почему возникло затруднение? (Нет удобного способа сложения однозначных чисел с переходом через разряд.)
-
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ, с помощью которого мы могли быстро складывать однозначные числа с переходом через разряд.)
-
Как же вы назовете урок? (Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.)
-
Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Состав числа 10, сложение чисел.)
Составьте пример на сложение по рисунку: 8 кружков синих и 4 кружков красных.
(8 +4)
Попытайтесь вычислить количество кружков известными способами (присчитыванием по одному и по частям).
Покажите на доске.
Какую из частей лучше выбрать, чтобы дополнить число 8 до десятка?
Сколько от пары частей осталось прибавить?
Как записать наши действия?
(8 + 4 = 8 + 2 + 2 = 10 + 2 = 12)
Сестрички-единички сомневаются в том, что они смогут правильно прочитать этот рисунок. Помогите им восстановить ход ваших рассуждений. Что вы делали в самом начале? (Определяли, сколько 8 не хватает до 10)
-
Что делали потом? (Разбивали второе слагаемое 4 на 2 и 2)
-
А потом? (К девяти прибавили 2, а потом 2)
-
Но неужели при выполнении сложения такого вида нам всякий раз необходимо будет так расписывать решение? Давайте подумаем, как означить выполняемые действия на числовом равенстве? Как показать, что вы разбили слагаемое 4 на части 2 и 2?
-
Покажем это при помощи «усиков».
-
Дополним запись.
Учитель на доске для образца дополняет запись, остальные учащиеся делают запись на планшетках или в рабочих тетрадях:
-
Проверьте открытие.
-
Сделайте вывод. (Мы все правильно открыли)
-
Каким же помощником вы можете воспользоваться при сложении однозначных чисел с переходом через разряд? (Новым эталоном)
-
Что он вам позволяет? (Решать быстро примеры на сложение однозначных чисел с переходом через разряд.)
-
Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться в использовании нового способа.)
5. Первичное закрепление умений.
Выполнение заданий из учебника (с комментированием)
№ 2 с. 76 на осмысление способа
№ 4 с. 76 на составление алгоритма способа сложения
Вывод: При сложении с переходом через десяток сначала дополняют первое слагаемое до 10, затем прибавляют оставшиеся единицы.
Физкультминутка.
CD. Задания-тренажёры:
Или задания 5 и 6 из учебника на применение способа с объяснением.
6. Самостоятельная работа с самооценкой.
Задания 1, 2 с. 80 из «Рабочей тетради».
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
-
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
-
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)
-
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем складывать однозначные числа с переходом через разряд.)
-
Выполните в № 2 с. 80 (на разбиение второго слагаемого и решение примеров)
-
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
-
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания, наследующих уроках)
7. Включение в систему знаний и повторение.
-
При выполнении, каких заданий, мы можем складывать однозначные числа с переходом через разряд новым способом? (При решении задач, примеров в два действия)
-
Решите задачу № 7 с. 76 (учебник)
На одной полке было 7 книг, а на другой – 5. Сколько всего книг было на двух полках?
Учащиеся в случае необходимости могут воспользоваться эталоном
Учащиеся записывают решение в рабочую тетрадь.
Учитель открывает образец записи решения.
Резервное задание
Выполните задание № 5 с.81 в «Рабочей тетради» (задание на определение закономерности при построении узора)
8. Итог урока (рефлексия понимания и самооценка).
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречало
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывало
Перейти через разряд.
Почему сестричкам сейчас уже не трудно переходить через разряд? (Мы открыли легкий способ.)
Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Расскажите друг другу по схеме: «Я знаю… , Я смог(ла)… ».
Самоанализ урока
Урок прошел по разработанному сценарию, т.к. разрабатывая любой открытый урок математики многократно выверяю формулировку вопросов и ставлю их так, чтобы исключить (по мере возможности) неожиданные ответы учащихся. Отклонений от разработанного сценария нет, за исключением неграмотных формулировок ответов учащихся, пришлось корректировать ответы.
Урок прошел в хорошем темпе, учащиеся работали с интересом, слажено. Цели, поставленные на уроке, были достигнуты.
При разработке урока использовала материалы 1-й лекции «Изучение чисел второго десятка»: задания на сравнение выражений, использование числового отрезка.
8