СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 1 классе по учебнику Дорофеева Г.В., Мираковой Т.Н., Бука Т.Б.

Просмотр содержимого документа
««Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».»

Урок математики разработала и провела Давыдова Ольга Германовна


Урок математики в 1 классе

Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».

Цель: сформировать умение складывать однозначные числа с переходом через разряд и объяснять свои действия.

Задачи урока:

Предметные — моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Метапредметные:

(Р) — формулировать цель, сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; планировать деятельность, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; оценивать результаты работы по выработанным критериям; формулировать рефлексивные высказывания по плану;

(П) — осуществлять поиск необходимой информации; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; строить элементарное рассуждение о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

(К) — включаться в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, воспринимать различные точки зрения; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; вежливо общаться.

Тема раздела «Сложение и вычитание в пределах 20»

Номер урока в разделе: 6

Ход урока

1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.

Мы веселые сестрички.

Все зовут нас единички.

Вместе мы из года в год

Отправляемся в поход.

И в дороге нас встречает

Часто множество преград:

Очень трудно нам бывает

Перейти через разряд.

  • О какой трудности вам рассказали единички? (О переходе через разряд.)

  • А вы умеете складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд? (Умеем.)

  • Давайте присоединимся к сестричкам-единичкам в их путешествии и продолжим изучение этого случая вычисления.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

 Запишите выражения:

  • Найти значение суммы чисел 3 и 2.

  • Вычислить значение суммы чисел 7 и 3.

  • Записать следующее число за числом 12.

  • Записать предыдущее число для числа 15.

  • Чему равно значение суммы чисел 5 и 4?

  • Чему равно значение суммы чисел 10 и 8?

Задание для фиксации затруднения.

 Вычислите: 7 + 3, 2 + 7, 10 + 6, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.

 Чем похожи выражения? (Во всех выражениях действие сложения)

 Найдите «лишний» пример и обоснуйте ответ. (10+6, есть двузначное слагаемое.)

7 + 3, 2 + 7, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.

 Найдите «лишний» пример из оставшихся и обоснуйте ответ. (2+7, результат однозначное число, а остальные двузначное)

7 + 3, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.

 Оставшиеся примеры разделите на 2 группы о обоснуйте свое мнение.

(7 + 3, 5 + 5 и 8 + 9, 8 + 5, ответ 10 и ответ больше 10)

 В каких выражениях сестричкам-единичкам нужно будет перейти через разряд? (8 + 9, 8 + 5.)

Учитель убирает лишние выражения.

  • Что вам поможет найти их результат? (Таблица сложения и числовой отрезок.)

Учитель помещает на доску таблицу сложения и числовой отрезок.

  • Объясните, как вы находили значения выражений.

Двое учеников выходят к доске и выполняют задание с комментированием по таблицы сложения и числовому отрезку.

  • Что вы повторили? (Мы повторили вычисления без перехода через разряд и сложение однозначных чисел с переходом через разряд с помощью таблицы сложения и числового отрезка.)

  • Пока вы находили суму чисел в каждой паре, сестрички-единички убежали далеко вперед. Чтобы их догнать, вам нужно как можно скорее преодолеть следующее препятствие. Нужно найти значение данного выражения за 20 секунд, а результат записать на планшетках.

Учитель открывает на доске задание для пробного действия: 9 + 7 =

  • Что нового в этом задании? (Мы должны быстро найти значение данного выражения.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках

  • У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

  • Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли найти сумму чисел 9 и 7 за указанное время.)

  • Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.

  • Кто получил не правильный ответ, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно найти сумму чисел 9 и 7 за указанное время.)

  • Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)

3. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.

  • Чему будем учиться сегодня на уроке? (Складывать числа с переходом через 10)

4. Реализация учебной задачи урока.

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 9 и 7.)

  • Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы должны были найти сумму за короткое время.)

  • Чем пытались воспользоваться? (Помощниками – таблицей сложения и числовым отрезком.)

  • Что же не получилось? (Их использование требует времени.)

  • Почему возникло затруднение? (Нет удобного способа сложения однозначных чисел с переходом через разряд.)

  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ, с помощью которого мы могли быстро складывать однозначные числа с переходом через разряд.)

  • Как же вы назовете урок? (Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.)

  • Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Состав числа 10, сложение чисел.)

 Составьте пример на сложение по рисунку: 8 кружков синих и 4 кружков красных.

(8 +4)

 Попытайтесь вычислить количество кружков известными способами (присчитыванием по одному и по частям).

 Покажите на доске.

  • Из каких двух частей можно составить число 4? (1 и 3, 2 и 2.)

 Какую из частей лучше выбрать, чтобы дополнить число 8 до десятка?

 Сколько от пары частей осталось прибавить?

 Как записать наши действия?

(8 + 4 = 8 + 2 + 2 = 10 + 2 = 12)

  • Какое число нам подсказало, на какие части удобнее разбивать число 4? Почему число 8? (До десятка не хватает 2)

 Сестрички-единички сомневаются в том, что они смогут правильно прочитать этот рисунок. Помогите им восстановить ход ваших рассуждений. Что вы делали в самом начале? (Определяли, сколько 8 не хватает до 10)

  • Что делали потом? (Разбивали второе слагаемое 4 на 2 и 2)

  • А потом? (К девяти прибавили 2, а потом 2)

  • Но неужели при выполнении сложения такого вида нам всякий раз необходимо будет так расписывать решение? Давайте подумаем, как означить выполняемые действия на числовом равенстве? Как показать, что вы разбили слагаемое 4 на части 2 и 2?

  • Покажем это при помощи «усиков».

  • Дополним запись.

Учитель на доске для образца дополняет запись, остальные учащиеся делают запись на планшетках или в рабочих тетрадях:





  • Проверьте открытие.

  • Сделайте вывод. (Мы все правильно открыли)

  • Каким же помощником вы можете воспользоваться при сложении однозначных чисел с переходом через разряд? (Новым эталоном)

  • Что он вам позволяет? (Решать быстро примеры на сложение однозначных чисел с переходом через разряд.)

  • Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться в использовании нового способа.)

5. Первичное закрепление умений.

Выполнение заданий из учебника (с комментированием)

№ 2 с. 76 на осмысление способа

№ 4 с. 76 на составление алгоритма способа сложения

Вывод: При сложении с переходом через десяток сначала дополняют первое слагаемое до 10, затем прибавляют оставшиеся единицы.

Физкультминутка.



CD. Задания-тренажёры:

  • «Считаем сумму на рисунках с переходом через десяток».

  • «Составляем пары из выражений с одинаковым значением».

Или задания 5 и 6 из учебника на применение способа с объяснением.

  • Чтобы убедиться, что вы научились применять новый способ нужно выполнить самостоятельную работу.



6. Самостоятельная работа с самооценкой.

Задания 1, 2 с. 80 из «Рабочей тетради».

  • Выполните в № 1 с. 80 (на счёт и дополнение записей в таблице)

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем складывать однозначные числа с переходом через разряд.)

  • Выполните в 2 с. 80 (на разбиение второго слагаемого и решение примеров)

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания, наследующих уроках)

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • При выполнении, каких заданий, мы можем складывать однозначные числа с переходом через разряд новым способом? (При решении задач, примеров в два действия)

  • Решите задачу № 7 с. 76 (учебник)

На одной полке было 7 книг, а на другой – 5. Сколько всего книг было на двух полках?

  • Какого вида задача? (Это задача на нахождение части.)

  • Что вам поможет решить эту задачу? (Эталон.)

Учащиеся в случае необходимости могут воспользоваться эталоном

  • Запишите решение задачи самостоятельно.

Учащиеся записывают решение в рабочую тетрадь.

  • Проверьте, что у вас получилось.

Учитель открывает образец записи решения.

  • Кто допустил ошибки? В чем они? (Неправильно построил ход рассуждений, допустил вычислительные ошибки, …)

Резервное задание

Выполните задание № 5 с.81 в «Рабочей тетради» (задание на определение закономерности при построении узора)

  • Определите правило, по которому построен узор, и продолжи его.

8. Итог урока (рефлексия понимания и самооценка).

Мы веселые сестрички.

Все зовут нас единички.

Вместе мы из года в год

Отправляемся в поход.

И в дороге нас встречало

Часто множество преград:

Очень трудно нам бывало

Перейти через разряд.

 Почему сестричкам сейчас уже не трудно переходить через разряд? (Мы открыли легкий способ.)

 Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.

 У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.

 Кому не удалось, почему?

 Расскажите друг другу по схеме: «Я знаю… , Я смог(ла)… ».




Самоанализ урока

Урок прошел по разработанному сценарию, т.к. разрабатывая любой открытый урок математики многократно выверяю формулировку вопросов и ставлю их так, чтобы исключить (по мере возможности) неожиданные ответы учащихся. Отклонений от разработанного сценария нет, за исключением неграмотных формулировок ответов учащихся, пришлось корректировать ответы.

Урок прошел в хорошем темпе, учащиеся работали с интересом, слажено. Цели, поставленные на уроке, были достигнуты.

При разработке урока использовала материалы 1-й лекции «Изучение чисел второго десятка»: задания на сравнение выражений, использование числового отрезка.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!