Урок математики разработала и провела Давыдова Ольга Германовна
Урок математики в 1 классе
Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд».
Цель: сформировать умение складывать однозначные числа с переходом через разряд и объяснять свои действия.
Задачи урока:
Предметные — моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Метапредметные:
(Р) — формулировать цель, сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; планировать деятельность, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; оценивать результаты работы по выработанным критериям; формулировать рефлексивные высказывания по плану;
(П) — осуществлять поиск необходимой информации; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; строить элементарное рассуждение о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
(К) — включаться в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, воспринимать различные точки зрения; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; вежливо общаться.
Тема раздела «Сложение и вычитание в пределах 20»
Номер урока в разделе: 6
Ход урока
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречает
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывает
Перейти через разряд.
О какой трудности вам рассказали единички? (О переходе через разряд.)
А вы умеете складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд? (Умеем.)
Давайте присоединимся к сестричкам-единичкам в их путешествии и продолжим изучение этого случая вычисления.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Запишите выражения:
Найти значение суммы чисел 3 и 2.
Вычислить значение суммы чисел 7 и 3.
Записать следующее число за числом 12.
Записать предыдущее число для числа 15.
Чему равно значение суммы чисел 5 и 4?
Чему равно значение суммы чисел 10 и 8?
Задание для фиксации затруднения.
Вычислите: 7 + 3, 2 + 7, 10 + 6, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.
Чем похожи выражения? (Во всех выражениях действие сложения)
Найдите «лишний» пример и обоснуйте ответ. (10+6, есть двузначное слагаемое.)
7 + 3, 2 + 7, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.
Найдите «лишний» пример из оставшихся и обоснуйте ответ. (2+7, результат однозначное число, а остальные двузначное)
7 + 3, 5 + 5, 8 + 9, 8 + 5.
Оставшиеся примеры разделите на 2 группы о обоснуйте свое мнение.
(7 + 3, 5 + 5 и 8 + 9, 8 + 5, ответ 10 и ответ больше 10)
В каких выражениях сестричкам-единичкам нужно будет перейти через разряд? (8 + 9, 8 + 5.)
Учитель убирает лишние выражения.
Учитель помещает на доску таблицу сложения и числовой отрезок.
Объясните, как вы находили значения выражений.
Двое учеников выходят к доске и выполняют задание с комментированием по таблицы сложения и числовому отрезку.
Что вы повторили? (Мы повторили вычисления без перехода через разряд и сложение однозначных чисел с переходом через разряд с помощью таблицы сложения и числового отрезка.)
Пока вы находили суму чисел в каждой паре, сестрички-единички убежали далеко вперед. Чтобы их догнать, вам нужно как можно скорее преодолеть следующее препятствие. Нужно найти значение данного выражения за 20 секунд, а результат записать на планшетках.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия: 9 + 7 =
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках
Учащиеся поднимаю руки.
Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.
Кто получил не правильный ответ, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно найти сумму чисел 9 и 7 за указанное время.)
Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)
3. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.
4. Реализация учебной задачи урока.
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 9 и 7.)
Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы должны были найти сумму за короткое время.)
Чем пытались воспользоваться? (Помощниками – таблицей сложения и числовым отрезком.)
Что же не получилось? (Их использование требует времени.)
Почему возникло затруднение? (Нет удобного способа сложения однозначных чисел с переходом через разряд.)
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ, с помощью которого мы могли быстро складывать однозначные числа с переходом через разряд.)
Как же вы назовете урок? (Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.)
Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Состав числа 10, сложение чисел.)
Составьте пример на сложение по рисунку: 8 кружков синих и 4 кружков красных.
(8 +4)
Попытайтесь вычислить количество кружков известными способами (присчитыванием по одному и по частям).
Покажите на доске.
Из каких двух частей можно составить число 4? (1 и 3, 2 и 2.)
Какую из частей лучше выбрать, чтобы дополнить число 8 до десятка?
Сколько от пары частей осталось прибавить?
Как записать наши действия?
(8 + 4 = 8 + 2 + 2 = 10 + 2 = 12)
Какое число нам подсказало, на какие части удобнее разбивать число 4? Почему число 8? (До десятка не хватает 2)
Сестрички-единички сомневаются в том, что они смогут правильно прочитать этот рисунок. Помогите им восстановить ход ваших рассуждений. Что вы делали в самом начале? (Определяли, сколько 8 не хватает до 10)
Что делали потом? (Разбивали второе слагаемое 4 на 2 и 2)
А потом? (К девяти прибавили 2, а потом 2)
Но неужели при выполнении сложения такого вида нам всякий раз необходимо будет так расписывать решение? Давайте подумаем, как означить выполняемые действия на числовом равенстве? Как показать, что вы разбили слагаемое 4 на части 2 и 2?
Покажем это при помощи «усиков».
Дополним запись.
Учитель на доске для образца дополняет запись, остальные учащиеся делают запись на планшетках или в рабочих тетрадях:
Проверьте открытие.
Сделайте вывод. (Мы все правильно открыли)
Каким же помощником вы можете воспользоваться при сложении однозначных чисел с переходом через разряд? (Новым эталоном)
Что он вам позволяет? (Решать быстро примеры на сложение однозначных чисел с переходом через разряд.)
Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться в использовании нового способа.)
5. Первичное закрепление умений.
Выполнение заданий из учебника (с комментированием)
№ 2 с. 76 на осмысление способа
№ 4 с. 76 на составление алгоритма способа сложения
Вывод: При сложении с переходом через десяток сначала дополняют первое слагаемое до 10, затем прибавляют оставшиеся единицы.
Физкультминутка.
CD. Задания-тренажёры:
«Считаем сумму на рисунках с переходом через десяток».
«Составляем пары из выражений с одинаковым значением».
Или задания 5 и 6 из учебника на применение способа с объяснением.
Чтобы убедиться, что вы научились применять новый способ нужно выполнить самостоятельную работу.
6. Самостоятельная работа с самооценкой.
Задания 1, 2 с. 80 из «Рабочей тетради».
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем складывать однозначные числа с переходом через разряд.)
Выполните в № 2 с. 80 (на разбиение второго слагаемого и решение примеров)
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания, наследующих уроках)
7. Включение в систему знаний и повторение.
При выполнении, каких заданий, мы можем складывать однозначные числа с переходом через разряд новым способом? (При решении задач, примеров в два действия)
Решите задачу № 7 с. 76 (учебник)
На одной полке было 7 книг, а на другой – 5. Сколько всего книг было на двух полках?
Какого вида задача? (Это задача на нахождение части.)
Что вам поможет решить эту задачу? (Эталон.)
Учащиеся в случае необходимости могут воспользоваться эталоном
Учащиеся записывают решение в рабочую тетрадь.
Проверьте, что у вас получилось.
Учитель открывает образец записи решения.
Кто допустил ошибки? В чем они? (Неправильно построил ход рассуждений, допустил вычислительные ошибки, …)
Резервное задание
Выполните задание № 5 с.81 в «Рабочей тетради» (задание на определение закономерности при построении узора)
Определите правило, по которому построен узор, и продолжи его.
8. Итог урока (рефлексия понимания и самооценка).
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречало
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывало
Перейти через разряд.
Почему сестричкам сейчас уже не трудно переходить через разряд? (Мы открыли легкий способ.)
Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Расскажите друг другу по схеме: «Я знаю… , Я смог(ла)… ».
Самоанализ урока
Урок прошел по разработанному сценарию, т.к. разрабатывая любой открытый урок математики многократно выверяю формулировку вопросов и ставлю их так, чтобы исключить (по мере возможности) неожиданные ответы учащихся. Отклонений от разработанного сценария нет, за исключением неграмотных формулировок ответов учащихся, пришлось корректировать ответы.
Урок прошел в хорошем темпе, учащиеся работали с интересом, слажено. Цели, поставленные на уроке, были достигнуты.
При разработке урока использовала материалы 1-й лекции «Изучение чисел второго десятка»: задания на сравнение выражений, использование числового отрезка.
8