Министерство образования и науки РБ
Закаменское районное управление образования
Бортойская средняя общеобразовательная школа
Математика
Тема; Сложение вида 37+53
Класс: 2
Учитель: Бадмажапова Бадмасу Жаповна
2007 г.
Урок математики
Тема: Сложение вида 37+53
Цель:
Формировать умение выполнять вычисления вида 37+53;
Закрепить умение складывать однозначные числа с переходом через разряд;
Развивать логическое мышление, воображение и интерес к математике;
воспитывать наблюдательность, зоркость.
Оборудование: перфоркарты, карточки с числами, картинки, абаки, рисунки с изображениями.
Ход урока.
Организационный момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Урок математики. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым приемом сложения и закрепим пройденное.
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
На доске: Учиться надо весело,
Учиться будем весело
Чтоб хорошо учиться
Психологическая установка на работу
- Улыбнемся друг другу, дети
-Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться
Внимание мое растет
Я как разведчик все замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я готов к работе
Работаю
Проверка вычислительных навыков.
Но сначала проверим технику вычисления в минуту. Так всем даны перфокарты, начинаем решать.
Перфокарты. На работу – 1 минута. Засекаю время – начали.
Актуализация опорных знаний.
а) Разрядный состав двузначных чисел.
б) Работа по абаку. Покажите число: 53, 37, 48, 15, 3, 55, 90, 32, 80,70.
Молодцы! А теперь, ребята, прочитайте хором ряд чисел.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
( проверить правила посадки и положения тетради при письме, наклон).
Чистописание.
Записываем эти цифры в тетради красиво и аккуратно: 53, 37, 48, 15, 3, 55, 90, 32, 70, 80.
Еще раз прочитаем ряд чмсел по цепочке.
Какое число лишнее? (3) Почему? (3 – это однозначное число)
А остальные, какие числа? (двузначные)
Назовите четные числа (48, 90,32, 80,70)
Назовите нечетные числа (53, 37, 3, 15, 55)
Сколько десятков в числе 37? (3 десятка)
Сколько единиц в числе 56? (6 единиц)
В каком числе содержится 3 десятка и 7 единиц? (37)
Назовите самое маленькое число из данных. (3)
Назовите самое большое число (90)
Замените двузначные числа суммой разрядных слагаемых:
53=50+3; 48=40+8; 55= 50+5;
37=30+7; 15=10+5; 32=30+2;
Давайте устно составим выражение на сложение, используя числа ряда.
(ответы учащихся).
Работа над новым материалом.
Устно вычислять в таких случаях трудно. Сегодня мы научимся выполнять вычисления столбиком:
(Способ письменного нахождения значения числового выражения в случае вида 37+53 разбирается у доски с опорой на образец объяснения, данный в учебнике)
Физминутка
Мы топаем ногами: топ-топ-топ
Мы хлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И бегом, бегом, бегом.
Усвоение нового материала.
(Первые два примера выполняются под руководством учителя)
80 70
Молодцы! Ребята, остальные задания из упражнения №1 выполняем самостоятельно.
Проверка: 56+24=80; 38+42=80; 67-13=54
39+42=81; 58-32=26
Хором: Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Повторение пройденного материала. Формирование умения выполнять устное сложение и вычитание с переходом через разряд.
А теперь внимательно слушаем, работаем старательно:
Задание; 1. Какие птицы едят грибы?
Ответ: «Воробьи» -15; «Глухари»-20; «Ласточки»-17
Чтобы проверить свой ответ, решите цепочку примеров:
+8 -4 +9
7
----------- ------------- ------------- (20)
Сложение числа 9 - последнее действие, результат число 20, что соответствует слову «Глухари».
Глухарь – житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом глухарь кормится грибами, ягодами, а зимой питается сосновыми хвоинками. Весной, как сойдет снег, глухари начинают петь свои песни, а в конце песни глухарь глохнет, потому и назвали глухарем.
2. Какая птица выводит птенцов зимой?
Ответ; «Дятел» - 15; «Клест» - 12; «Аист» - 20
+6 -4 +5 -9 +8
6
----------- ------------- ------------- ------------ ( ------------- (12)
Клест – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречаются в еловых лесах. Питается клест семенами шишек елей и сосен.
3. Какое животное носит своих детенышей в сумке живота?
Ответ: «Енот»-12; «Медведь»- 10; «Кенгуру» - 7
+7 -4 +6 -7
5
----------- ------------- ------------- ------------ ( (7)
Рост кенгуру около двух метров. Питается кенгуру травой, листьями и корой деревьев. Кенгуренок рождается очень маленьким всего 3 – 4 см. Поэтому почти год живет в сумке на животе у матери.
Физминутка
Лучшие качели
Гибкие лианы
Это с колыбели
Знают обезьяны
Кто весь век качается –
Да-да-да,
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
Игра «Выбери правильный ответ»
Формирование умения решать текстовые задачи.
Дети читают задачу №3 и под руководством учителя разбирают и составляют ее краткую запись:
Было – 15 яхт
Вышли - ?
Осталось – 8 яхт.
А теперь составьте две задачи, обратные данной, также, записав их кратко.
Ответ: Было - 15 яхт Было - ?
Вышли – 7 яхт Вышли – 7 яхт
Осталось - ? Осталось - 8 яхт.
Ребята, решив две обратные задачи, мы проверили, правильно ли решена первапя задача.
Занимательные задания.
Итог урока
Домашнее задание: №4; №5