СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Русский язык, 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в условиях модульной системы обучения (3*30') в рамках темы «Сложноподчиненные предложения. Культура речи» по учебнику, который входит в линию УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Это 6-й модуль в теме. На предыдущих уроках, при изучении общих сведений о СПП, учащиеся с опережением были ознакомлены с понятием «типы придаточных» и терминами «определительное придаточное», «изъяснительное придаточное», «обстоятельственное придаточное». В основе урока – системно-деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Русский язык, 9 класс»

Русский язык, 9 класс (модульная система)

Тема. Основные группы придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цель:

  • деятельностная: научить обучающихся способам нахождения знания; ввести новые понятия: придаточные определительные, местоименно-соотносительные предложения; показать особенности структуры этих предложений; помочь учащимся приобрести навык активного использования их в речи;

  • содержательная: формировать систему новых понятий, связанных с типами придаточных предложений, расширить знания учащихся за счет включения новых терминов; развивать речь учащихся, умение выделять в СПП придаточное предложение, определять его тип, средства связи; совершенствовать пунктуационные навыки, умение строить схемы СПП;

  • воспитательная: воспитывать культуру речи и общения, познавательный интерес, активную жизненную позицию.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мини-учебник, пособие «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько».

Тип модуля – содержательно-поисковый.


Планируемые результаты:


Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие стремления к совершенствованию собственной речи; проявление познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении; развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Развитие способности находить и осваивать недостающие знания и умения в ходе решения поставленной задачи.

Умение свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Поиск информации, формулировка поисковых запросов, выбор способов получения информации; обращение к поисковым системам интернета, справочной литературе,; проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов и описание в различных формах их результатов.

Адекватная оценка степени достижения промежуточных и конечных результатов, своих возможностей в понимании и создании культурных текстов, освоении недостающих для этого языковых средств.

Соблюдение в практике речевого общения норм литературного языка.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.


Умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП:

- умение распознавать в тексте СПП;

- выделение в СПП главной и придаточной части;

- определение средств связи между главной и придаточной частями СПП;

- определение места придаточной части по отношению к главной;

- конструирование СПП, используя подчинительные союзы, союзные и указательные слова;

- умение распознавать указательные слова в главной части; понимание их роли;

- определение смысловых отнош. между частями СПП;

- развитие навыков интонационного и пунктуац. оформления СПП;

-осуществление синонимической замены СПП простым предложением с обособленными членами;

- употребление в речи СПП с придат. определительными.



Методы и приемы:


1х30

2х30

3х30

Беседа

Частично-поисковый метод

«Узнай автора и произведение»

«Верю – не верю»

«Лингвистический эксперимент»

«З-Х-У»

Лингвистическое исследование

Практикум

«Слепая таблица»

Конструирование

Редактирование текста

Достраивание текста

Беседа

Мини-дискуссия

«З-Х-У»

Формы работы:

фронтальная, парная, индивидуальная

Формы работы:

групповая, парная, индивидуальная

Формы работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная


Сценарий урока


1 мини-модуль


  1. Организационный этап.

  2. Мотивационный этап.

Слово учителя с вовлечением учащихся в диалог.

Прием «Узнай автора и произведение»

«Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».

  • Кому принадлежат эти слова?

  • О ком они?

  • Часть языкового материала нашего урока – это строки из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», с которым мы сейчас знакомимся на уроке литературы. Я надеюсь, что этот урок поможет вам разобраться не только в языковых явлений, но и в том, каким должен быть человек, в чем его истинное предназначение.

  • Каким является данное предложение по своей структуре? (Сложным, СПП)

  • Давайте вспомним, что нам известно о СП?

III. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  1. Цифровой диктант. Прием «Верю – не верю» по теме «Сложное предложение, его строение и средства связи» с последующей взаимопроверкой. (Мини-учебник, задание 1)

Рассмотрите “верные и неверные” утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.

Верите ли вы, что:

  1. Предложение – это синтаксическая единица.

  2. Сложные предложения бывают двух видов по средствам связи.

  3. В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.

  4. Части СПП связываются между собой только интонацией.

  5. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  6. ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – это подчинительные союзы.

  7. ОДНАКО – это подчинительный союз.

  8. Союзное слово не является членом предложения.

  9. Определение отвечает на вопрос КАКОЙ?.

  10. Между частями СП всегда ставится запятая.

Ключ: 1110110010

  • Назовите, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов.

  • Прочитайте все верные утверждения.

  • Все согласны с данными утверждениями?

  • Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.


  1. Прием «Лингвистический эксперимент». (Мини-учебник, задание 2)

Можно ли определить вид предложения по фрагменту? Задание: расставить знаки препинания в написанных на доске «отрезках» предложений:

...сосуд крышка которого...
...река по обе стороны которой росли...
...оболочка из пластмассы назначение которой...
...высоким забором вдоль которого...
...большие дома в нижних этажах которых...
...камнем открытие свойств которого...

  • В каких стилях речи могут быть использованы предложения, «отрезки» из которых здесь представлены?

  • Для какого типа придаточных они характерны? Почему?


  1. Определение темы урока. Постановка целей и задач. (Мини-учебник)

Прием «З-Х-У».


  1. Выявление затруднения в изучении темы.

Реализация индивидуального задания

Сравните предложения: количество частей, место и тип придаточного. Все ли придаточные – определительные? (Предложения даны для разбора у доски во время цифрового диктанта 3 учащихся.)

  1. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми заметками о Грузии.

  2. Широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народу

  3. Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу

(М. Лермонтов).

Вывод: в 3-м предложении тоже придаточное определительное, но пока непонятно, почему, т.к оно не отвечает на вопрос КАКОЙ?.


  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, поиск оптимального решения.

  1. Привести исследование языкового материала, с целью выявления особенностей и характерных признаков СПП с придаточными определительными.

  2. Изучить материалы учебника по теме урока, структурировать их.


2 мини-модуль


  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "Открытие" нового знания.

  1. Лингвистическое исследование. Работа в группах. (Раздаточный материал)

Задание для 1- группы.

Сравнить предложения:

  1. Я старался отогнать тревожные мысли.

  2. Мысли, тревожившие меня, не давали покоя.

  3. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.

- Чем являются в предложениях выделенные слова?

- По составу это какие предложения? Докажите.

-В сложном предложении назовите главную и придаточную части.

-Укажите средство связи частей.

-Определите с помощью вопроса, к чему относится придаточная часть (к одному слову или ко всей главной части).

-Объясните постановку знаков препинания.

-Постройте схему предложения.

ВЫВОД:

1. Придаточное определительное раскрывает признак существительного в главной части и отвечает на вопросы какой? чей? который?

2. СПП с придаточным определительным и предложение с причастным оборотом – синтаксические синонимы.

3. Придаточное определительное всегда стоит после определяемого слова и присоединяется к нему только союзными словами: который, чей, какой, где, что, куда и др.

Схемы:

[ … ].

[ …, I..ПО..I, … ].

[сущ.], (с.сл. которые…).


Вопрос к 1-й группе:

- Вы сказали, что придаточное определительное и предложение с причастным оборотом являются синтаксическими синонимами. А как вы думаете, стилистически они различаются? В каком стиле речи они употребляются?

- Причастный оборот чаще всего употребляется в книжной речи, придаточные определительные предложения в разговорной.

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

А.С.Пушкин писал: «…Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт…»


Задание для 2- группы

Сравнить предложения:

  1. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.

  2. Я старался отогнать те мысли, смысл которых всё больше тревожил меня.

  3. Мысли, которые тревожили меня, я старался отогнать.

-Обратите внимание на место союзного слова в придаточной части.

-В чем согласуется союзное слово который (какой, чей) с определяемым словом в ед.ч. и во мн.ч.?

- Обратите внимание на роль указательного слова.

- Обратите внимание на место придаточной части по отношению к главной части. Объясните знаки препинания.

-Постройте схемы предложений.

ВЫВОД:

1. Союзное слово который может стоять и в середине придаточной части.

2. Союзные слова который, чей, какой стоят в том же роде и числе, что и определяемое слово. Падеж союзных слов зависит от того, каким членом предложения в придаточной части они являются.

3. В главной части может быть указательное слово. Оно служит для выделения определяемого существительного.

4. Придаточное определительное может находиться внутри главного предложения, поэтому с обеих сторон выделяется запятыми.

Схемы:

[сущ.], (с.сл. которые…).

[ук.сл. те +сущ.], (с.сл. которых…).

[сущ., (с.сл. которые…), …].


Задание для 3- группы

Сравнить предложения:

  1. Кто весел, тот смеётся.

  2. Кто хочет, тот добьётся.

  3. Кто ищет, тот всегда найдёт.

-К какому слову в главном предложении относится придаточное предложение?

-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

-Можно ли поменять местами части СПП?

-Постройте схемы предложений.

Схема:

(с.сл. кто…), [мест.].

ВЫВОД:

1. В предложении придаточная часть поясняет местоимение, обозначает его признак, но не отвечает на вопрос какой?, чей?, присоединяется при помощи союзного слова.

2. Придаточное предложение может стоять до и после определяемого слова.


  1. Самостоятельная работа с учебником.

Прием «Слепая таблица». (Мини-учебник)

Используя материалы учебника, §22, стр.72-75, составьте характеристику СПП с придаточными-определительными, заполнив лакуны «слепой таблицы». (Мини-учебник, задание 3)


Вид придаточного предложения

Отвечает на вопрос

Поясняет

Имеет указательное слово

Находится по отношению к главному

Определи-тельное



Существительное


После него, внутри него

Местоименно-определи-тельное

Кто именно?

Что именно?


_____



  1. Первичное закрепление нового знания.

Практикум. Работа в парах. Выполните задания по конструированию и редактированию предложений. (Мини-учебник, задание 4)


3 мини-модуль


  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Подготовка к ОГЭ.

  1. Работа с текстом «О карандаше» П.Коэльо (раздаточный материал).

  2. Словарная работа: притча, аллегория (опережающее домашнее задание).

  3. Достраивание текста, проверка по эталону: Как бы вы закончили этот текст? Какой смысл вкладывает бабушка в пятое свойство карандаша? (Мини-учебник, задание 5)

  4. Работа в группах (раздаточный материал).

  5. Самостоятельная работа и проверка по эталону: выписать из текста СПП с придаточными определительными, построить схемы.

(Предложения №9,11,20)


  1. Включение в систему знаний и умений.

Подготовка к ОГЭ.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Выполнение заданий по пособию И.П.Цыбулько (пособия есть у всех учеников).

Вариант 4, задания 2-5.


  1. Этап рефлексии.

  1. Заполнение 3-й колонки таблицы «З-Х-У». (Мини-учебник)

  2. Самооценка работы на уроке. Таблица самоконтроля. (Мини-учебник)

  3. Завершение воспитательного аспекта – чтение подготовленными учениками (опережающее домашнее задание):

  • фрагмента из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

  • стихотворения Л.Мартынова «След».

  1. Мини-дискуссия: Какой след человек должен оставить после себя?


  1. Этап информирования о домашнем задании.

Выучить теоретический материал § 22.

Задание по выбору:

  1. Из худ. литературы выписать 10 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

  2. Выполнить упр.107, 111.

  3. Выполнить творческое задание. (Мини-учебник, задание 6) Написать сочинение-миниатюру, используя СПП с придаточными определительными, на одну из тем:

  • Что значит оставить след на земле?

  • В чем истинное предназначение человека?


Приложения

Мини-учебник

Фамилия, имя_____________________________

Русский язык, 9 класс

Тема. Сложноподчиненные предложения с _______________________ _____________________________________________________________


Знаю

Хочу узнать

Узнал/а


























  1. Прием «Верю – не верю».

Рассмотрите “верные и неверные” утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.


Утверждение

Верю

Не верю

  1. Предложение – это синтаксическая единица.



  1. Сложные предложения бывают двух видов по средствам связи.



  1. В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.



  1. Части СПП связываются между собой только интонацией.



  1. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.



  1. ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – это подчинительные союзы.



  1. ОДНАКО – это подчинительный союз.



  1. Союзное слово не является членом предложения.



  1. Определение отвечает на вопросы косвенных падежей.



  1. Между частями СП всегда ставится запятая.




Взаимопроверка: ___________________


  1. Лингвистический эксперимент.

Можно ли определить вид предложения по фрагменту? Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений и дополните утверждения.

сосуд крышка которого…

река по обе стороны которой росли…

оболочка из пластмассы назначение которой…

высоким забором вдоль которого…

большие дома в нижних этажах которых…

камнем открытие свойств которого…

  1. предложения, «отрезки» которых здесь представлены, могут быть использованы в _______________________________________ стилях речи;

  2. данные «отрезки» – фрагменты СПП с придаточными __________________

  1. Практикум.

Используя материалы учебника, стр.72-75, составьте характеристику СПП с придаточными-определительными, заполнив лакуны «слепой таблицы».


Вид придаточного предложения

Отвечает на вопрос

Поясняет

Имеет указательное слово

Находится по отношению к главному

Определи- тельное



Существительное


После него, внутри него

Местоименно-определи- тельное

Кто именно?

Что именно?


_____



  1. Конструирование и редактирование текста.


Задание

Ваш вариант

Тип придаточного

А) замените союзное слово который другими подходящими по смыслу

союзными словами (что, где, куда, откуда)

Вдали пилот увидел широкий луг, на котором можно было призем­литься.



Город, из которого мы выехали, скоро скрылся из вида.




Маленький холмик, который виднелся вдалеке, заинтересовал нас своими очертаниями.



Б) Составьте предложения по данным схемам

[ук.сл. + сущ.], (с.сл. какой...).






[мест.], (с.сл. который...).






[сущ.], (с.сл. где...).






В) Преобразуйте предложения с причастными оборотами в СПП

Мы разбили палатки неподалеку от прозрачного ручья, весело журчавшего в неглубоком овраге.



Период, упоминаемый в научной работе, интересен многими значительными событиями.



В) Редактирование:

исправьте ошибки, определите их характер

Все школьники уже вернулись с занятий, которые учились в первую смену.



Много низеньких домиков, которые были разбросаны по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев.




  1. Достраивание текста. Допишите последний абзац текста «О карандаше» П.Коэльо. Какой смысл вкладывает бабушка в пятое свойство карандаша?

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты ...

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


  1. Творческое задание. Напишите сочинение-миниатюру, используя СПП с придаточными определительными, на одну из тем:

  • Что значит оставить след на земле?

  • В чем истинное предназначение человека?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лист самоконтроля

Фамилия, имя_______________________

Вид работы

Балл


«Верю – не верю»



Индивидуальное задание



«Слепая таблица»



Работа в группах



Практикум



Работа с текстом (в группах)



Дополнительный ответ



Всего баллов



Самооценка



Оценка учителя



Монолог Печорина перед дуэлью (глава «Княжна Мери»)

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!

И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

Раздаточный материал

О карандаше

(1)Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и о чем-то сосредоточенно думает.

— (2)Ты пишешь о том, что происходило с нами? (3)А мо­жет, ты пишешь обо мне? – спрашивает он.

(4)Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:

— (5)Ты угадал, я пишу о тебе. (6)Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. (7)Я хотела бы, чтобы ты в будущем стал похожим на этот карандаш.

(8)Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

  • (9)Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!

  • (10)Все зависит от того, как смотреть на вещи. (11)Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необ­ходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

(12)Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не дол­жен забывать о существовании Направляющей Руки. (13)Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.

(14)Во-вторых: чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. (15)Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. (16)Следовательно, умей терпеть боль, помня о том, что она облагораживает тебя.

(17)В-третьих: пользуясь карандашом, всегда мож­но стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. (18)За­помни, что исправлять себя — не всегда плохо. (19)Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

(20)В-четвертых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находя­щийся внутри. (21)Поэтому всегда думай о том, что проис­ходит внутри тебя.

(22)И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. [].

Пауло Коэльо

Вопросы на понимание текста

  1. Малыш наблюдал за тем, как бабушка:

  1. готовила обед;

  2. писала письмо;

  3. рисовала смешные картинки.

  1. Что, по словам бабушки, угадал малыш?

  1. то, о ком она пишет;

  2. то, чем она пишет;

  3. то, зачем она пишет.

  1. Что было важнее для бабушки?

  1. то, о ком она пишет;

  2. то, чем она пишет;

  3. то, зачем она пишет.

  1. Сколькими качествами, по ее мнению, обладает карандаш?

  1. 4;

  2. 5;

  3. 6.

  1. Продолжите мысль бабушки: «Умей терпеть боль, помня о том, что она …»:

  1. делает тебя мужественным и терпеливым;

  2. учит тебя преодолевать трудности;

  3. облагораживает тебя.

  1. Дополните предложение: «Исправлять себя – …»

  1. не всегда нужно;

  2. не всегда плохо;

  3. нужно постоянно.

Задания для работы с текстом в группах



Группа №1

Определите тему и основную мысль, стиль и тип речи текста «О карандаше». Докажите, что это притча.


Группа №2

Назовите средства связи предложений в притче Пауло Коэльо «О карандаше». Приведите примеры из текста.


Группа №3

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание НЕ и НИ в словах текста «О карандаше».


Группа №4

Объясните постановку знаков препинания в 1-8 предложениях притчи Пауло Коэльо «О карандаше».

Группа №5

Познакомьтесь с высказываниями известных деятелей культуры (Приложение 6). Выберите то из них, которое в большей степени, по вашему мнению, отражает основную мысль текста. Преобразуйте его в СПП, определите тип придаточного.


Высказывания известных деятелей культуры


Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности (А.Эйнштейн).

Человек – это творец самого себя (Н.Бердяев).

Природа дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную силу (Аристотель).

В поступках выражается моральная сущность человека (В.Сухомлинский).

Нравственная ценность человека во все времена, во все эпохи, на всех землях, думаю, была одна – это уметь жить с другими людьми (В.Тендряков).


Словарная работа


Аллегория(от греч. allegoria иносказание) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Аллегория состоит из двух элементов:

  1. смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;

  2. образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в худо­жественном произведении и представляющее названное понятие или явление.


Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегори­ческой форме, родственный басне. Однако смысл притчи более значительный: она иллюс­трирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов. Притча явля­ется одним из средств выражения морально-философских суждений автора и часто используется с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и обще­ственного поведения.


Нравственность –

  1. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе.

  2. Моральные качества человека.

Дифференцированные индивидуальные задания



1

Прочитайте текст о современном бразильском писателе Пауло Коэльо. Подготовьте краткую информацию о нем в виде устного сжатого изложения данного текста.



2

Выполните синтаксический разбор предложения:

Простота – вот качество, которое я желаю приобрести больше других. (Л.Н.Толстой.)



№3

Напишите сочинение-миниатюру по высказыванию В.Сухомлинского: «В поступках выражается моральная сущность человека».



№4

Составьте диалог (11-12 реплик) по высказыванию Н.Бердяева: «Человек – это творец самого себя».



№5

Составьте ассоциативный ряд к слову след (см. последний абзац текста «О карандаше»). Аргументируйте свой выбор.



№6

Проанализируйте роль глаголов во втором и третьем аргументах бабушки в притче Пауло Коэльо «О карандаше». Выполните морфологический разбор слова облагораживает.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!