СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 11 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения.»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

    • закрепить полученные знания о СПП;

    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

  2. Развивающие задачи:

    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  3. Воспитательные задачи:

    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

    • воспитывать такие нравственные качества, как порядочность, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум



Ход урока
Этап урока Учитель Ученик
Организационный момент.
Орфоэпическая разминка Какие красивые жалюзи; Обратись в фирму по остеклению балконов; Ты уже откупориваешь банку огурцов? Правильно, откупоривай; Будете суп со свеклой? Не будете? Жаль. Свекла – вещь полезная. А со щавелем? Щавель тоже очень полезен; В магазине нет тефлоновых сковород; Где у вас мусоропровод? В каком квартале нужный нам дом? Представляешь, поскользнулся возле самого дома! Какие красивые жалюзИ; Обратись в фирму по остеклЕнию (не остекленению) балконов; Ты уже откУпориваешь банку огурцов? Правильно, откУпоривай; Будете суп со свЁклой? Не будете? Жаль. СвЁкла – вещь полезная. А со щавелЁм? ЩавЕль тоже очень полезен; В магазине нет тефлоновых сковорОд; Где у вас мусоропровОд? В каком квартАле нужный нам дом? Представляешь, поскользнулся (не подскользнулся) возле самого дома!
Постановка темы и цели урока Молодцы, с работой справились. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока. Тема урока: Сложноподчиненные предложения.

Цель нашего урока сегодня:

Повторить и углубить знания о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

На предыдущих уроках мы повторили, что такое сложное предложение, какие виды сложных предложений существуют. Сегодня мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, это позволит вам не только проверить, насколько прочно вы усвоили материал по теме в 9 классе, но и получить хорошие оценки за сегодняшний урок.

Работа по теме урока

Итак, дайте определение сложноподчиненного предложения, приведите свой пример.





Сравним ваш ответ с информацией учебника.




Ещё один важный момент, на котором нужно остановиться: место расположения придаточной части в СПП.



Запишите в тетрадь данные предложения, расставив недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений.

  • Вчера мы до того были утомлены что даже не осмотрелись.

  • Когда рассвело море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • Там где растут розы растут и шипы.


Проверьте себя

  • [ … ], ( что … ).

  • (Когда … ), [ … ].

  • [ …, (если … ), … ].



- На какие группы делятся СПП?

Назовите основные виды придаточных.

«Виды придаточных предложений».

Вид

придаточного

Отвечает на вопросы

Прикрепляется

к главному

Примеры

Союзами

Союзными словами

Изъяснительное

Косвенных падежей

Что, чтобы, как, как будто, ли

Что, когда, как, куда

Я увидел, что на небе радуга.

Определительное

Какой?

-

Который, что, где, какой, чей

На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел.

Обстоятельствен-ные

Где? Как? Куда? Откуда? И т.д.

См. таблицу «Придаточные обстоя-тельственные»

Куда, когда, откуда

Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку.


Придаточные обстоятельственные.

Значение

Вопросы от главного к придаточному

Средства связи (союзы и союзные слова)

Времени

Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?

Когда, пока, едва, лишь, едва лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой мере и степени?

На сколько, будто, что, сколько, чтобы и др.

Условия

При каком условии?

Если, ежели, коли/коль, когда, раз, коль скоро и др.

Причины

Почему? Отчего?

Потому что, оттого что, либо, так как, из-за того что, благодаря тому что и др.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др.

Уступки

Несмотря на что?

Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни и др.

Сравнительные

Как?

Словно, как, точно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем …тем и др.

- Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

С тех пор как  Нонна  отказала  Андрею,  старик был с Нонной официально сух (Панова).

(С тех пор как    ), [     ].

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.)


Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись.

Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

Там, где растут розы, растут и шипы.


- СПП делятся на 3 группы:

  • СПП с придаточными определительными,

  • СПП с придаточными изъяснительными,

  • СПП с придаточными обстоятельственными.

Закрепление материала

I. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1) Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А.Пушкин)

2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (В.Короленко)

3) В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. (Л.Толстой)

4) Верчусь колесом а куда еду не знаю. (М.Горький)

5) Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов)

6) Не исполнил он этого намерения только потому что на набережной было слишком много народа. (Д.Писарев)

7) Я хочу знать не как это делается а зачем это делается.

8) Работа выполнена как следует.


II. Свободный диктант.

- Определить тему, основную мысль текста и его тип.

- Выскажите ваше мнение о роли чтения.

Изучив в школьные года «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.

(Н.Дорио)


III. Работа с предложениями.

1. В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна.

2. Ясно было, кто стрелял.

3. Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

4. Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

5. Алексей пополз туда, куда упал самолёт.

6. Мы прибежали на вокзал, когда поезд  отправлялся.

7. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.

8. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

9. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

10. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

1) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А.Пушкин)

2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней. (В.Короленко)

3) В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван. (Л.Толстой)

4) Верчусь колесом, а куда еду, не знаю. (М.Горький)

5) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов)

6) Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было слишком много народа. (Д.Писарев)

7) Я хочу знать, не как это делается, а зачем это делается.

8) Работа выполнена, как следует.





















    1. С придаточным определительным.

    2. С придаточным изъяснительным.

    3. С придаточным образа действия.

    4. С придаточным меры и степени.

    5. С придаточным места.

    6. С придаточным времени.

    7. С придаточным условия.

    8. С придаточным причины.

    9. С придаточным цели.

    10. С придаточным сравнения.

Самостоятельная работа

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Проверьте свои ответы, сравнив их со слайдом, разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где подчинительные?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

  5. Союз однако – подчинительный?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Ключ: «101 100 101».
Рефлексия

Задание на дом

На выбор:

1.Выписать 7 СПП из художественной литературы.

2. Написать мини-сочинение на тему «Моя семья», используя СПП.














Значения придаточных в сложноподчинённом предложении

Значение

Вопросы, на которые отвечают придаточные

Свойства

Средства связи с главным предложением

Примеры


Определительные придаточные

какой?

Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ-ному может прибавляться указательное слово.

который, что, куда, где и др.

Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер


Местоимённо-определительные

какой? кто?

Относятся к местоимениям тот, каждый, весь и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять и перед определяемым словом.

кто, что и др.

Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. Кто ищет, тот всегда найдёт.


Изъяснительные

падежные вопросы

Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам, реже к сущ-ным, прилагательным, словам состояния

Союзы: что, как, будто, чтобы. Союзные слова: кто, откуда, где и др. Частица ли, употреблённая в значении союза

Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Говорили, будто его видели в городе. Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Дети чувствуют, кто их любит. Я не знаю, буду ли дома вечером.


Присоединительные


Похожи на добавочные замечания

что, отчего, зачем, почему

Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.



Придаточные обстоятельственные


Образа действия

как? каким образом?

как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Меры и степени

сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?

Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил

Места

Где? куда? откуда?

где, куда, откуда

Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт

Времени

Когда? В какое время? С каких пор? До каких пор?

когда, (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор (с тех пор, как), до тех пор пока и др.

Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

Условия

При каком условии? В каком случае?

Если (если…то), когда, раз и др.

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

Причины

Почему? по какой причине?

потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Цели

С какой целью?

чтобы, для того чтобы и др.

Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов.

Сравнения


как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пускай; как ни

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.

Следствия


Так что

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.