СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 9 класс русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

9 класс русский язык

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 9 класс русский язык»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

9 класс русский язык


Цели урока:

  • обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;

  • развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;

  • воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.

Ход урока.

. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

. Актуализация знаний.

Списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания, нарисовать схемы, определить вид придаточных.

  1. По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками.

  2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом.

  3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли.

  4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа.

  5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились.

  6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится.

  7. В ком добра нет в том и правды мало.


  1. Прочитайте тему урока и определите, что необходимо вспомнить, прежде чем перейти к изучению новой темы? Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Изучение нового материала.


Основные виды связи в СПП с несколькими придаточными:

  1. Последовательное подчинение – подчинение, при котором придаточные части располагаются по цепочке.

  • Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.


  1. Параллельное подчинение (неоднородное) – подчинение, при котором придаточные относятся к одной главной части, но отвечают на разные вопросы, имеют разные средства связи и являются разными видами придаточных.

  • Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.


  1. Однородное подчинение – подчинение, при котором придаточные относятся к одной главной части, отвечают на один и тот же вопрос, имеют одинаковые средства связи и являются одинаковыми видами придаточного.

  • Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.



Закрепление:

Последовательное подчинение:

  • Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

  • Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода устанавливается надолго.

  • Осенью какое это блаженство – ехать и ехать, даже если трясет тебя в бричке, словно просеивает сквозь сито.

  • Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

  • Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущен, хотя старался этого не показывать.

  • Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. 

Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что-если, что-когда, так что-хотя, что запятая между союзами ставится.

НО: если далее идет вторая часть союза то или так, то запятая не ставится.


[Было очевидно], (что (если такая погода удержится в ближайшие дни), то железная дорога станет на это время единственным видом транспорта).

[…нареч.],  (что (если  … ), то …).

 

[Каждый понимал], (что, (если мы не решим задачи), это будет позором для нашей команды).


Расставить знаки препинания.

1) Люди так устали что когда они вышли на дорогу то сняли рюкзаки и сели прямо на землю.

2) Люди так устали что когда они вышли на дорогу  сняли рюкзаки и сели прямо на землю.


Однородное соподчинение:

  • Я так и не понял, в каком случае надо звонить и что надо сказать.

  • Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. 

  • Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя скованно.

  • Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала всё небо. ( союз или союзное слово может быть пропущено, но его легко восстановить).


При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: 

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

[ ], (когда…), (когда…), (когда…).

  • Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: 

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.


Параллельное подчинение:

  • Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

  • Когда учитель отвернулся, Александр наклонился, чтобы поднять записку.

  • Я понял всё не в ту минуту, когда она мне отказала, а в ту минуту, когда она на меня посмотрела.

  • Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. 


Повторение.

  • Расставьте знаки препинания, составьте схемы 

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.


Упр. 200, с. 88


Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

4. [ ], (что…), (которые…).

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)

5. (Когда…), [ ], (хотя…).

Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)

6. [ ], (что…), (чтобы..).

Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)


Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)


Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. 

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?


VII. Домашнее задание. 

  • Выписать из учебника Литературы пять СПП с несколькими придаточными, синтаксический разбор, схема, определить вид связи.