СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочиненные предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему:"СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" содержит интересные слайды с описанием темы  . Дети успешно пройдут эту тему и закрепят ее благодаря занимательным упражнениями.

Просмотр содержимого документа
«Сложносочиненные предложения.»

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Сложносочинённое предложение  (ССП) —  сложное предложение  с  сочинительной связью  между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. В отличие от  сложноподчинённого предложения , в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется  абсолютное время глаголов  сказуемых.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Сложносочинённое предложение  (ССП) —  сложное предложение  с  сочинительной связью  между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от  сложноподчинённого предложения , в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется  абсолютное время глаголов  сказуемых.

    ЦЕЛЬ:

ЦЕЛЬ:

Виды сложносочиненных предложений.  Между простыми предложениями, входящих в состав сложносочиненного предложения, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью союзов:  соединительных;  противительных;  разделительных.

Виды сложносочиненных предложений.

Между простыми предложениями, входящих в состав сложносочиненного предложения, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью союзов:

  • соединительных;
  • противительных;
  • разделительных.
Виды союзов Разделительные Соединительные ИЛИ; Противительные ИЛИ…..,ИЛИ;  И, А; ЛИБО;  ДА(И);  НИ….,НИ; ЛИБО……,ЛИБО; ДА(НО);  НЕ ТОЛЬКО……,НО И; НО; ТО….., ТО;  КАК……,ТАК И; ТО ЛИ ….., ТО ЛИ; ЗАТО; ОДНАКО;  И……., И. НЕ ТО….., НЕ ТО.  ОДНАКО ЖЕ; ВСЁ ЖЕ.

Виды союзов

Разделительные

Соединительные

ИЛИ;

Противительные

ИЛИ…..,ИЛИ;

И,

А;

ЛИБО;

ДА(И);

НИ….,НИ;

ЛИБО……,ЛИБО;

ДА(НО);

НЕ ТОЛЬКО……,НО И;

НО;

ТО….., ТО;

КАК……,ТАК И;

ТО ЛИ ….., ТО ЛИ;

ЗАТО;

ОДНАКО;

И……., И.

НЕ ТО….., НЕ ТО.

ОДНАКО ЖЕ;

ВСЁ ЖЕ.

ТЕОРИЯ:

Части сложносочинённого предложения с соединительными отношениями могут быть связаны:

 

  • — союзом и, имеющим общее соединительное значение, которое может дополняться оттенками результата, следствия; — союзом ни – ни, который употребляется при отрицании, усиливает его; — градационными союзами как – так и, не только – но (и), которые подчёркивают обязательный характер соединения, усиливают значение сходства, аналогичности; — союзом да, по значению аналогичным союзу и, но отличающимся сниженной стилистической окраской; — союзами тоже, также, которые кроме основного значения соединения вносят оттенки отождествления и присоединения.
  •  
  • В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами: и, да (= и), ни – ни — может говориться...
  •  
  • ...об одновременности событий и явлений :
  • [В углу за печкой трещал сверчок], да [издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика] ;
  • ...следовании событий друг за другом :
  • [Гости попрощались], и [каждый отправился в свою комнату] ;
  • ...о причинно-следственных отношениях :
  • [Пробило одиннадцать], и [пора было уходить].

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

ПРИМЕРЫ:

1.В ванной страшно гудела вода, и в кухне тоже (М. Булгаков).

2.Солнце стало низко, и только одни поля на вершинах холмов сияли еще (Ю. Казаков). 

3.Ни зло не минует, ни счастье не минет (А. Кушнер).

 ТЕОРИЯ:  Это сложносочинённые предложения с противительными  союзами а, но, да (в значении но), однако (в значениино), зато, но зато, а то, не то, а не то, частицей же (в значении союза а); частицей только (в значении союза но).  Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. ПРИМЕРЫ: 1. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой. 2. Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы. 3.Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока ещё стоит без листьев.

ТЕОРИЯ:

Это сложносочинённые предложения с противительными  союзами а, но, да (в значении но), однако (в значениино), зато, но зато, а то, не то, а не то, частицей же (в значении союза а); частицей только (в значении союза но). Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения.

Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

ПРИМЕРЫ:

1. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой.

2. Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы.

3.Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока ещё стоит без листьев.

 ТЕОРИЯ:  В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами выражаются отношения взаимоисключения, несовместимости, выбора или предположения. Приведем примеры сложносочиненных предложений с разделительными союзами из произведений художественной литературы. В сложносочиненном предложении с разделительными союзами «либо», «или» простые предложения передают сообщение о явлениях, которые взаимно исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или последовательно чередуются.   Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. ПРИМЕРЫ: 1. То солнце тусклое блестит, то туча черная повиснет (Н. Некрасов). 2. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама заросла (Ю. Трифонов). 3. Не то шел дождь, не то моросило (Н. Гарин-Михайловский).

ТЕОРИЯ:

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами выражаются отношения взаимоисключения, несовместимости, выбора или предположения. Приведем примеры сложносочиненных предложений с разделительными союзами из произведений художественной литературы. В сложносочиненном предложении с разделительными союзами «либо», «или» простые предложения передают сообщение о явлениях, которые взаимно исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или последовательно чередуются.  

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

ПРИМЕРЫ:

1. То солнце тусклое блестит, то туча черная повиснет (Н. Некрасов).

2. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама заросла (Ю. Трифонов).

3. Не то шел дождь, не то моросило (Н. Гарин-Михайловский).

Найдите сложносочинённое предложение. ОН ПРИШЕЛ В ШКОЛУ ПОЗДНО.  Дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя  Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.  Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни.

Найдите сложносочинённое предложение.

  • ОН ПРИШЕЛ В ШКОЛУ ПОЗДНО.

  • Дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя

  • Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

  • Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни.
Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом. Она говорила так, как будто держала что-то  за щекой. Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту.    Куда дерево подрублено, туда оно и валится. Без труда  не вытащишь  и рыбку из пруда.

Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

  • Она говорила так, как будто держала что-то  за щекой.
  • Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту.  

  • Куда дерево подрублено, туда оно и валится.
  • Без труда  не вытащишь  и рыбку из пруда.

Найдите сложносочинённое предложение с противительным союзом.  Я знаю , что они друзья.   То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.    Закончилось лето, начался учебный год.  Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Найдите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

  • Я знаю , что они друзья.

  • То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.

  •   Закончилось лето, начался учебный год.
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Найдите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.  Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты.   Не то задача легкая, не то мы такие умные . Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.  Мы пришли домой, когда начался дождь.

Найдите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

  • Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты.

  • Не то задача легкая, не то мы такие умные .
  • Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.

  • Мы пришли домой, когда начался дождь.
Поставьте знаки препинания.   После выходных ему стало лучше и он выздоровел окончательно. Нога была сломана то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.  Пусть будет, как угодно богу а закон следует исполнять.  Не только родные восхищались её умом но и совершенно чужие люди.  Ты теперь подстрели что-нибудь а я разведу костёр.

Поставьте знаки препинания.

После выходных ему стало лучше и он выздоровел окончательно.

Нога была сломана то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Пусть будет, как угодно богу а закон следует исполнять.

Не только родные восхищались её умом но и совершенно чужие люди.

Ты теперь подстрели что-нибудь а я разведу костёр.

Упражнение 1. Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее   и  сказуемое ), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и . 1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 1.

Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее   и  сказуемое ), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и .

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2.  Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но.  1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

Упражнение 2. Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но. 1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

 Упражнение 3.  Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?  1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.

Упражнение 3. Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы? 1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.

Чем различаются сложносочиненные и сложноподчинённые предложения?   1.В сложносочиненном предложении части являются равноправными, тогда как в сложноподчиненном предложении есть главная часть и одна или несколько зависимых.  2. В сложносочиненном предложении союзы, соединяющие их, не являются частью предложений. В сложноподчиненном – союзы или союзные слова являются частью придаточного предложения. 3. Сложноподчинённые предложения - это когда одно предложение зависит от другого. Условно делятся на две основные части : главную и придаточную. Одна часть предложения зависит от другой.

Чем различаются сложносочиненные и сложноподчинённые предложения?

1.В сложносочиненном предложении части являются равноправными, тогда как в сложноподчиненном предложении есть главная часть и одна или несколько зависимых. 

2. В сложносочиненном предложении союзы, соединяющие их, не являются частью предложений. В сложноподчиненном – союзы или союзные слова являются частью придаточного предложения.

3. Сложноподчинённые предложения - это когда одно предложение зависит от другого. Условно делятся на две основные части : главную и придаточную. Одна часть предложения зависит от другой.

Презентацию подготовила  учительница русского языка и литературы  Амаханова У. А.

Презентацию подготовила учительница русского языка и литературы Амаханова У. А.

  Подробнее:   https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnosochinennyih-predlozheniy.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сложносочинённое_предложение https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/9-klass/slozhnosochinennoe-predlozhenie-11380/slozhnosochinennye-predlozheniia-s-soedinitelnymi-otnosheniiami-12468/re-6a2b3283-9ff8-434d-b05e-1cc0eb2380e7 https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/slozhnosochinyonnye-predlozheniya-v-literature-primery-i-tipy.html http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/285

  Подробнее:

  •   https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnosochinennyih-predlozheniy.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сложносочинённое_предложение
  • https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/9-klass/slozhnosochinennoe-predlozhenie-11380/slozhnosochinennye-predlozheniia-s-soedinitelnymi-otnosheniiami-12468/re-6a2b3283-9ff8-434d-b05e-1cc0eb2380e7
  • https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/slozhnosochinyonnye-predlozheniya-v-literature-primery-i-tipy.html
  • http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/285


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!