СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды, познакомить с историей фартука, сантиметровой лентой.

Просмотр содержимого документа
«“Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”»

Тема: “Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”

Цели и задачи:

  • Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды, познакомить с историей фартука, сантиметровой лентой.

  • Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;

  • Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Оборудование и материалы: манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук. Карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Правила техники безопасности в кабинете технологии.

II. Проверка знаний (повторение):

    1. Бывают ручные и машинные .(шов)

    2. Бывает гладильная и классная (доска).

    3. Бывает портновский, белый, и полезным ископаемым(мел)

    4. «Два конца ,два кольца в середине гвоздик» (ножницы)

    5. Человек, рисующий картины. (художник)

    6. Ручной инструмент для шитья (иголка)

Изучение новой темы.

  • Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды на будничную, т.е. повседневную, и праздничную. По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.



  • К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная;

  • к производственной – спецодежда для выполнения различных работ;

  • к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.

  • к спортивной = спортивные костюмы

Запишите в тетрадь, какая бывает одежда. (Повседневная, домашняя, рабочая, нарядная, спортивная, форменная.)

Как же мы можем классифицировать, т.е. разделить одежду по назначению?

Одежда



Бытовая Производственная Спортивная Форменная


В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты:

  • художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях;

  • художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки;

  • технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды;

  • швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).

Спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.

Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани. Этот предмет служит человеку очень давно. Фартук старше всех видов одежды. Платье, рубашка и брюки появились в пятом веке нашей эры. А фартук надевали ещё строители египетских пирамид. Это подтверждают рисунки на стенах гробниц фараонов. Древнегреческий бог огня Гефест, бог-кузнец, изображался на античных вазах тоже в кожаном фартуке.

Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью.

  • А для чего сейчас, в наши дни, нужен фартук? (Для работы по дому.)

Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды.

Требования к рабочей одежде.

  1. Санитарно-гигиенические. – В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.

  2. Эргономические требования. – Удобен ли фартук? В фартуке должно быть удобно двигаться, в нём не должно быть жарко во время работы.

  3. Экономические. – Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.

  4. Эстетические. – Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того, чтобы мы сами чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть.

Учёные доказали, что цвет влияет не только на нашу психику и настроение, но и на аппетит. Оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов возбуждают аппетит, а синий, зелёный и фиолетовый воздействуют иначе. Хорошо бы помнить об этом, выбирая цветовую гамму для убранства кухни, покупая посуду.

Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека.

К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

Мерки обхватов-записываются вполовину. Мерки длины записываются полностью

При снятие мерок нужно помнить:

  • мерки снимают по правой стороне фигуры;

  • сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;

  • при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;

  • на обмеряемом должна быть легкая одежда;

  • талию предварительно опоясывают шнурком;

  • мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

(Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)

Практическая работа.

Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки”, в графу “Мои мерки” для заказчика).


Meрки для построения чертежа фартука с нагрудником

Обозначе­ние мерок

Название мерок

Порядок

снятия мерок

Назначение мерок

Мои мерки

1.Ст

Полуобхват талии

Измеряется по самому узкому месту туловища

Для расчета длины пояса


2. Сб

Полуобхват бедер

Измеряется по линии бедер горизонтально

Для расчета ширины фартука


3. Дн

Длина нагрудника

Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины

Для определения длины нагрудника


4. Днч

Длина нижней части фартука

Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины.

Для определения длины фартука


Девочки получают задание объединится в группы по два человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

V. Проверка знаний (усвоение).

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • По какой стороне фигуры снимают мерки?

  • С помощью какого приспособления снимают мерки?

  • Как записывают мерки длины и обхватов?

  • Как расшифровать мерки ? Ст, Сб, Днч


Итоги

По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками. Выставление оценок.


Домашнее задание:

Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!