СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЧ по русскому языку для 10 класса за II четверть.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЧ по русскому языку для 10 класса за II четверть. 

Просмотр содержимого документа
«СОЧ по русскому языку для 10 класса за II четверть.»

СОЧ за 2 четверть

Слушание

Прослушайте текст и выполните задания

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, — это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана — это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном)! Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно- активные вещества, пестициды и тому подобное). Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены.

Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий.

Задания

Укажите цель текста:

А) Обратить внимание на проблему Мирового океана

В) Раскрыть роль водорослей в очищении океана

С) Рассказать о химическом загрязнении океана

D) Указать на необходимость воспроизводства водных ресурсов

[1]

1.Какую проблему поднимает автор в тексте?

________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

[1]



2.Какой один способ (путь) решения проблемы вы можете предложить?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[1]



  1. Какой приём привлечения внимания использован автором?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[1]



  1. Согласны ли вы с автором в том, что «…синтетические моющие средства не поддаются разложению»? Обоснуйте свой ответ.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[1]

Говорение

  1. Создайте устное высказывание (информационная речь или речь - убеждение), выбрав одну из ситуаций. Используйте приёмы привлечения внимания, учитывайте возраст, интересы аудитории, включите в высказывание лексику научно-технической, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер.

  • Представьте, что вас попросили подготовить информационную речь для выступления перед одноклассниками по теме «Развитие науки ведет к прогрессу».

  • Между обучающимися младших классов возник спор о том, какая планета лучше. Выступите перед ними в защиту планеты Земля, убеждая в правильности своей точки зрения.

[10]

Чтение

Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст 1

Александр Беляев «был первым отечественным писателем, для кого научная фантастика стала делом жизни» (А.Балабуха). Одна из его статей так и называлась «Создадим советскую научную фантастику». Однако он не просто выкрикнул этот призыв, но с редким усердием и трудолюбием сам принялся за дело.

Результатом его неимоверных усилий стали более двух десятков романов и повестей, множество рассказов, очерков, статей, сценариев и пьес. В основе любого из этих произведений обязательно лежит научная идея, которая в большинстве случаев становится «пружиной и приключенческого сюжета, и человеческой драмы, и социальной борьбы». Но, по мнению исследователей, «тайна беляевского мастерства не только в поэтическом воплощении научной гипотезы, но и в том, что писатель тонко чувствует её внутреннюю красоту и оттого с такой изящной убедительностью превращает в идею художественную».

Можно ли поддерживать жизнедеятельность человеческой головы, отделённой от тела? — такова научно-фантастическая идея романа (первоначально — рассказа) «Голова профессора Доуэля».

«Сюжет. Вот над чем он ощущал свою власть», — вспоминал знавший Беляева поэт Всеволод Азаров. «Беляев умело сплетал фабулу, искусно перебивал действие "на самом интересном месте”, владел сотней других приёмов приключенческого мастерства» (А.Балабуха, А.Бритиков). Книги Беляева не читаются, глотаются, уплетаются за обе щёки, так стремительно развивается в них действие, с какой-то поистине кинематографической быстротой.

Текст 2

Лоран повернула голову в сторону и вдруг увидала нечто, заставившее её вздрогнуть, как от электрического удара.

На неё смотрела человеческая голова — одна голова без туловища.

Она была прикреплена к квадратной стеклянной доске. Доску поддерживали четыре высокие блестящие металлические ножки. От перерезанных артерий и вен, через отверстия в стекле, шли, соединившись уже попарно, трубки к баллонам. Более толстая трубка выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. Цилиндр и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами и неизвестными Лоран приборами.

Голова внимательно и скорбно смотрела на Лоран, мигая веками. Не могло быть сомнения: голова жила, отделённая от тела, самостоятельной и сознательной жизнью.

Несмотря на потрясающее впечатление, Лоран не могла не заметить, что эта голова удивительно похожа на голову недавно умершего известного учёного-хирурга, профессора Доуэля, прославившегося своими опытами оживления органов, вырезанных из свежего трупа. Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребрённые сединой густые русые волосы, голубые глаза… Да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос его стали тоньше, виски и щёки втянулись, глаза глубже запали в орбиты, и белая кожа приобрела жёлто-тёмный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль.

Лоран, как зачарованная не могла оторвать взгляда от этих голубых глаз.

Голова беззвучно шевельнула губами.

Это было слишком для нервов Лоран. Она была близка к обмороку. Негр поддержал её и вывел из лаборатории.

— Это ужасно, это ужасно… — повторяла Лоран, опустившись в кресло.

Профессор Керн молча барабанил пальцами по столу.

— Скажите, неужели это голова?..

— Профессора Доуэля? Да, это его голова. Голова Доуэля, моего умершего уважаемого коллеги, возвращённая мною к жизни. К сожалению, я мог воскресить одну голову. Не всё даётся сразу. Бедный Доуэль страдал неизлечимым пока недугом. Умирая, он завещал своё тело для научных опытов, которые мы вели с ним вместе. «Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит и моя смерть. Я предпочитаю, чтобы в моём трупе копался друг-учёный, а не могильный червь» — вот какое завещание оставил профессор Доуэль. И я получил его тело. Мне удалось не только оживить его сердце, но и воскресить сознание, воскресить «душу», говоря языком толпы. Что же тут ужасного? Люди считали до сих пор ужасной смерть. Разве воскресение из мёртвых не было тысячелетней мечтой человечества?

— Я бы предпочла смерть такому воскресению.

Профессор Керн сделал неопределённый жест рукой.

— Да, оно имеет свои неудобства для воскресшего. Бедному Доуэлю было бы неудобно показаться публике в таком… неполном виде. Вот почему мы обставляем тайной этот опыт. Я говорю «мы», потому что таково желание самого Доуэля. Притом опыт ещё не доведён до конца.

— А как профессор Доуэль, то есть его голова, выразил это желание? Голова может говорить?

Профессор Керн на мгновение смутился.

— Нет… голова профессора Доуэля не говорит. Но она слышит, понимает и может отвечать мимикой лица…

И чтобы перевести разговор на другую тему, профессор Керн спросил:

— Итак, вы принимаете моё предложение? Отлично. Я жду вас завтра к девяти утра. Но помните: молчание, молчание и молчание.

  1. Сравните цели, целевую аудиторию, жанровые и стилистические особенности текстов.

1-ый текст

2-ой текст

Цель текста

Целевая аудитория

Жанр и жанровые особенности

Стиль и стилистические

особенности

[4]



  1. В чем сходство текстов?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[2]



  1. Укажите основную мысль текста №1. А) Усердие и трудолюбие писателя

В) Научная идея – основа произведения

С) Идея романа «Голова профессора Доуэля»

D) Причины популярности книг А.Беляева

[1]



  1. Укажите основную мысль текста №2. А) Обустройство, придуманное Керном

В) Впечатления Лорен от увиденного

С) Корыстные замыслы Керна

D) Влияние Керн на Лорен

[1]

  1. Выпишите из текстов не менее 2-х примеров, служащих доказательством жанра произведений. Текст№1

________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Текст №2.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[2]



Письмо

12.Напишите творческую работу (описание, повествование) объёмом (200-230 слов), используя знания из других предметных областей (география, биология, экология, физика) по одной из тем.

    • Бережем и приумножаем красоту нашей планеты.

    • Большинство достижений науки и техники зарождаются в умах писателей-фантастов.

Используйте в работе сложные предложения, одно простое предложение с тире. Соблюдайте орфографические нормы (правописание Н и НН в разных частях речи).

[10]



Слушание

вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1

D

1

2

Экологическая проблема. Проблема очищения океана.

1

3

Примерные ответы:

Создать комплекс мероприятий, который будет выполняться всеми странами прибрежной зоны.

Усилить контроль за промышленными предприятиями, загрязняющими Мировой океан.

Использовать цифровые технологии для своевременного реагирования на экологические катастрофы и другие.

1

В ответе может быть свой способ или путь решения проблемы.

4

Риторическое восклицание

1

5

Синтетические моющие средства имеют химическую прочность синтетических материалов. Они не разлагаются водой, бактериями, солнечными лучами.

1

Ученик аргументирует свой ответ, возможно,

опираясь на знания по

другим предметам или изученные тексты

Всего

5

Говорение

Баллы

Раскрытие идеи

Грамотность речи

5

Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием. Надлежащим образом анализирует и оценивает соответствующую информацию.

Точен и последователен, но допускает случайные незначительные ошибки.

Речь грамотная, без ошибок и использует речевые клише уместно. Использует лексику научно-технической сферы.

4

Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты.

Выражает мнение, в основном, с хорошо сформулированным обоснованием.

В целом, соответствующим образом анализирует и оценивает соответствующую информацию.

Допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Любые незначительные ошибки в речи не затрудняют понимания, использует речевые клише.

Использует лексику научно-технической сферы

3

Точно раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Анализирует и оценивает соответствующую информацию удовлетворительно.

Допускает ошибки при использовании сложного языка.В целом, ошибки не затрудняют понимания. Затрудняется использовать слова научно-технической сферы.

2

Объясняет простые идеи; ограниченное раскрытие идей.

Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него.

Допускает очевидные ошибки даже при использовании простого языка.

Отсутствуют речевые клише и научнотехническая лексика.

1

Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты.

Дает только основную информацию.

Чаще всего информация неуместна.

Очень часто допускает ошибки. Ошибки в речи полностью затрудняют понимание.

Чтение

вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

7

Цель 1 –го текста- рассказать о причинах успешности писателя в создании романов в жанре научной фантастики.

Цель 2-го текста- рассказать о прозрении, потрясении Лоран от увиденного.

Целевая аудитория 1-го текста – филологи, любители фантастики или творчества Беляева.

Целевая аудитория 2-го текста– читатели, любители научнофантастического жанра.

  1. текст – очерк о писателе

А.Беляеве.

  1. текст – роман в жанре научной фантастики;

1.текст – публицистический стиль; информирование читателя, есть проблема; есть смешение публицистического и разговорного стиля «глотаются, уплетаются за обе щёки»,

2.текст –художественный стиль, воздействие на читателя, много средств выразительности.

4

Обучающийся получает

4 балла

за сравнение по 4-м пунктам таблицы.

8

Сходство текстов в том, что 1-й текст о мастерстве писателя А.Беляева в создании научнофантастических романов, 2-й текст – отрывок из произведения А.Беляева. Первый текст готовит нас к восприятию второго текста.

2

Принимаются альтернативные ответы.

9

D

1

10

В

1

11

  1. текст: …с редким усердием и трудолюбием… Книги Беляева не читаются, глотаются.

  2. текст: голова жила, отделённая от тела, самостоятельной и сознательной жизнью; голова Доуэля, моего умершего уважаемого коллеги, возвращённая мною к жизни.

2

Всего:

10

Письмо

Содержание и речь

Балл

Грамотность

Балл

В работе использованы знания из других предметных областей. Эффективно раскрыты как простые, так и сложные идеи. Организация и структура работы на очень высоком уровне с четко описанным введением и

заключением

5

Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками. Использование обширного словарного запаса, ярко выраженного стиля письма. В тексте применяются сложные предложения и простое предложение с тире. Не допускает ошибки орфографические ошибки в правописании Н и НН в разных частях речи, пунктуационные ошибки в сложных предложениях

5

Обоснованный ответ, в котором

хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи, использованы знания из других предметных областей.

В целом, статья хорошо организована с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения

4

Видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. В целом, ответ точен, ошибки не препятствуют передаче информации. Использует сложные предложения и простое предложение с тире. Допускает не более 2-ух орфографических ошибок в правописании Н и НН в разных частях речи 2-ух пунктуационных ошибок в

сложных предложениях

4

Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные раскрывает простые идеи, но иногда недостаточно иллюстрирует примерами из предметных областей. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты

3

Использует сложные предложения, простое предложения с тире.

Допускает более 2-ух орфографические ошибок в правописании Н и НН в разных частях речи, 2 пунктуационные ошибки в сложных предложениях. Ошибки не препятствуют передаче информации

3

Пытается обосновать затронутые

пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи.

Работа имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. Не использует знания из других предметных областей.






2

Использует простые предложения и

ограниченный словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен.

Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.

Допускает более 5 орфографических ошибок и трех пунктуационных ошибок

2

Неясный ответ, ограниченные примеры и ссылки в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос.

Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно

1

Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас. Большинство структур составлено неправильно и не имеет завершённости. Частые ошибки затрудняют понимание

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!