СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЧ по русскому языку для 9 класса за II четверть.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЧ по русскому языку для 9 класса за II четверть.

Просмотр содержимого документа
«СОЧ по русскому языку для 9 класса за II четверть.»

СОЧ за четверть 9 класс

Слушание

Задание

Прослушайте тексты и выполните задания.


Фрагмент из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».


– То-то! – сказал я Пугачёву. – Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?


Пугачёв горько усмехнулся. «Нет, – отвечал он, – поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».


– А знаешь ты, чем он закончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!


– Слушай, – сказал Пугачёв с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Какова калмыцкая сказка?


– Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.


Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.


  1. Какое предложение передает тайный смысл реальной жизни Пугачева.

  1. «...лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

  2. «...ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной»

  3. «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»

D) «Улица моя тесна; воли мне мало»


  1. Укажите предложение, в котором передается смысл жизни Гринёва.

    1. «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину»

    2. «..чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью...»

    3. «Не лучше ли тебе...прибегнуть к милосердию государыни?»

    4. «Мне должно держать ухо востро...»


  1. Укажите, какой литературный приём использует автор в сказке

А) Аллегория В) Метафора С) Метонимия D) Сравнение

  1. Докажите, что рассказанная Пугачёвым история – сказка. Приведите 2 аргумента.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________



[1]





Говорение

5. Выберите один из данных ниже текстов и перескажите его. Обозначьте проблематику и


авторскую позицию, выразите своё отношение

Время на подготовку пересказа - 5 мин.

Время для пересказа - 2 мин.



Текст 1


М. Шаханов «Отрарская поэма о побеждённом победителе или просчёт Чингисхана».


Через два дня Чингисхан прекратил штурм и установил камнемётные машины. Но большие камни не пробивали толстые стены. И что бы ни предпринимали монголы, все отразили горожане. На самых опасных участках обороны видели могучую фигуру Каир-хана, который помогал отбрасывать врага. Его присутствие воодушевляло людей.


Прошло уже целых три месяца. Нетерпеливо топчется около города враг. Темнее тучи лицом завоеватель. И не знает он, что же предпринять? Да, силен и отважен и умеет защищать свою землю этот степной народ по имени — казах. Широкой волной катилось через степи мое войско —размышлял он — нигде никто так не сопротивлялся. И вдруг здесь, как волна в океане, завертелась, закружилась вокруг Отрара конница, словно нарвавшись на каменный утес.


    • собирает Чингисхан своих воинов на совет. Когда в назначенное время явились все в шатер, около отца сели его сыновья — Джучи, Чагатай и Угедей, Толе.


Воцарилось жуткое молчание. Взгляд Чингисхана остановился на старшем сыне… Темучин и Борте после женитьбы справляли медовый месяц. В это время маркиты совершали набег на аул Темучина и увезли Борте. Сам Темучин уходил от погони и молил Бога, чтобы его не догнали. Он спасся. Вскоре он объединил свои силы с Чимухи, вожаком другого рода,


  • наголову разбил маркитов. Не жалели никого, настигали убегавших и рубили. Сам он, догоняя маркитов, работал шашкой и звал свою жену: «Борте, Борте!». Но никто не откликался.


    • когда он оказался возле повозки, покрытой белым войлоком, и прокричал: «Борте, Борте!», из повозки упала на землю, неудачно спрыгнув, молодая женщина и кинулась навстречу мужу. Он соскочил с коня и прижал её к себе. Он сразу ощутил, что она в положении. Его радость перешла в уныние — от него или от врага в неволе зачала она? Эти раздумья навсегда отравят любовь Темучина к первенцу — сыну Джучи.


Мысли отца выражали глаза. Никто не осмеливался в такие минуты смотреть ему в глаза. Но отважный воин и любимчик Чагатай поднял глаза на отца.



Текст 2

Р. Бредбери «Все лето в один день» отрывок


Марго стояла в стороне от них, от всех этих ребят, которые только и знали, что вечный

дождь, дождь, дождь. Им всем было по девять лет, и если выдался семь лет назад такой день,

когда солнце все-таки выглянуло, показалось на час изумленному миру, они этого не

помнили. Иногда по ночам Марго слышала, как они ворочаются, вспоминая, и знала: во сне

они видят и вспоминают золото, яркий желтый карандаш, монету - такую большую, что

можно купить целый мир. Она знала, им чудится, будто они помнят тепло, когда вспыхивает

лицо и все тело - руки, ноги, дрожащие пальцы. А потом они просыпаются - и опять


барабанит дождь, без конца сыплются звонкие прозрачные бусы на крышу, на дорожку, на сад и лес, и сны разлетаются как дым.


Накануне они весь день читали в классе про солнце. Какое оно желтое, совсем как лимон, и какое жаркое. И писали про него маленькие рассказы и стихи.


Мне кажется, солнце - это цветок,

Цветет оно только один часок.


Такие стихи сочинила Марго и негромко прочитала их перед притихшим классом. А за окнами лил дождь.


  • Ну, ты это не сама сочинила! - крикнул один мальчик.

  • Нет, сама, - сказала Марго, - Сама.

  • Уильям! - остановила мальчика учительница.


Но то было вчера. А сейчас дождь утихал, и дети теснились к большим с толстыми стеклами.


  • Где же учительница?

  • Сейчас придет.

  • Скорей бы, а то мы все пропустим!

Они вертелись на одном месте, точно пестрая беспокойная карусель.


Марго одна стояла поодаль. Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно. Сейчас она одиноко стояла в сторонке и смотрела на дождь, на шумный мокрый мир за толстым стеклом.


    • Ты-то чего смотришь? - сказал Уильям. Марго молчала.

  • Отвечай, когда тебя спрашивают!

Уильям толкнул ее. Но она не пошевелилась; покачнулась - и только.


Чтение

Задание

Брэдбери Рэй «Всё лето в один день»


Прочитайте текст и выполните задания.


  • солнце явилось. Оно пламенело, яркое, как бронза, и оно было очень большое. А небо вокруг сверкало, точно ярко-голубая черепица. И джунгли так и пылали в солнечных лучах, и дети, очнувшись, с криком выбежали в весну.


- Только не убегайте далеко! - крикнула вдогонку учительница. - Помните, у вас всего два часа. Не то вы не успеете укрыться!


Но они уже не слышали, они бегали и запрокидывали голову, и солнце гладило их по щекам, точно теплым утюгом; они скинули куртки, и солнце жгло их голые руки.


- Это получше наших искусственных солнц, верно? - Ясно, лучше!


Они уже не бегали, а стояли посреди джунглей, что сплошь покрывали Венеру и росли, росли бурно, непрестанно, прямо на глазах. Джунгли были точно стая осьминогов, к небу пучками тянулись гигантские щупальца мясистых ветвей, раскачивались, мгновенно покрывались цветами - ведь весна здесь такая короткая. Они были серые, как пепел, как резина, эти заросли, оттого что долгие годы они не видели солнца. Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета чернил, и были здесь растения цвета луны.


Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное - опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг...


Посреди веселой беготни одна девочка громко, жалобно закричала. Все остановились. Девочка протянула руку ладонью кверху. На раскрытой ладони, по самой середке, лежала большая круглая дождевая капля.

6.Озаглавьте текст.

_________________________________________________________________________________

[1]

7.Определите тему и основную мысль текста.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

[2]


8.Выпишите предложение, в котором содержится второстепенная информация.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

[1]


9.Какие выразительные средства языка использует автор? Приведите 2 примера, определите их роль.


_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


[4]


10. Какие слова помогают автору изобразить радость детей? (приведите 2 примера из текста)

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Письмо


11.Выберите одно из заданий и дайте письменный ответ, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения


  • элементами повествования/описания. Соблюдайте жанровые особенности и структуру текста. Включите собственные размышления по теме высказывания. Используйте простые и сложные предложения. Пишите в соответствии с нормами языка. Объём 140-160 слов.


    • Напишите статью в научно-популярный журнал о необходимости колонизации планет.


    • Напишите эссе - рассуждение «На какой планете я хотел бы жить».



  • Напишите эссе - рассуждение с элементами повествования/ описания об одной исторической личности, которую современной молодёжи можно взять за образец для подражания.







Слушание




Ответ

Балл

Дополнительнаяинформация


вопроса






1


А

1

За каждый правильный ответ


2


А

1

выставляется 1 балл


3


А

1





- птицы умеют говорить;


За каждый аргумент ставится


4


-все события основаны исключительно

2

по 1-му баллу



на вымысле;










- содержит моральный подтекст




Всего



5





Говорение








Баллы


Содержание и точность языка


5

Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение



с убедительным обоснованием. Соблюдает орфоэпические нормы. Использует



широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику.


4

Раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо



сформулированным обоснованием. В основном соответствующее произношение и



интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании



сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.



3

Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием.



Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла.



Допускает ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют



понимания.




2

Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования



или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию,



но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда



произношение и интонация затрудняют понимание.



1

Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную



информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи не хватает связности и



организованности. Использует очень ограниченную лексику.


















Чтение

Ответ

Балл

Дополнительная

вопроса



информация

6

Золотое сияние/Наслаждение солнцем

1

Возможны

другие

7

Тема – два часа наслаждения естественным

2

формулировки ответов


солнцем детьми.





Основная мысль заключается в том, что солнце –





это источник тепла и жизни для людей.




8

Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета

1

Возможны

другие


чернил, и были здесь растения цвета луны.


варианты ответов

9

Солнце, как бронза – сравнение; солнце гладило –

4

Возможны

другие


олицетворение; веселая беготня- эпитет.


варианты ответов.




2 балла присуждается за




каждое

найденное




средство, а 2 балла – за




определение

их роли в




тексте


10

1) они уже не слышали, они бегали и

2

Возможны

правильные


запрокидывали голову


варианты ответов


2) ребята со смехом кидались на сплошную





поросль;





3) они носились меж деревьев, скользили и падали,





толкались, играли в прятки и в салки.




Всего


10



Письмо

Балл

Содержание и речь




Грамотность



5

Подробный, ясно обоснованный и очень

Уверенное


и

соответствующее


хорошо проиллюстрированный

ответ.

использование

простых

и

сложных


Эффективно раскрывает

простые и

предложений. Ярко выраженный стиль


сложные идеи. Организация и структура

письма, обширный словарный запас.


эссе на очень высоком уровне с четко

Последовательный и ясный ответ с


описанным введением и заключением,

незначительными ошибками




раскрытые и связные аргументы









4

Обоснованный

ответ

с

большим

Использует


простые


и

сложные


разнообразием

примеров,


хорошо

предложения, видна попытка использовать


раскрыты простые и некоторые сложные

разнообразную лексику, стиль хорошо


идеи. Эссе с логическим развитием идей,

выражен







демонстрирует умение аргументировать и








делать заключения










3

Ответ содержит некоторые примеры, но

Использует


простые


и

сложные


не всегда обоснованные; раскрывает

предложения,



повседневную


простые идеи, но иногда недостаточно

лексику. Достаточно ясный ответ, ошибки


иллюстрирует

примерами.


Эссе

заметны, но, в целом, не препятствуют


организовано достаточно хорошо, но

передаче информации





аргументы не всегда логически развиты










2

Пытается обосновать затронутые пункты,

Использует простые предложения, слабый


но допускает много упущений и

словарный запас. Имеются повторы, стиль


несоответствий;

раскрывает


только

недостаточно

выражен.


Неправильное


простые

идеи. Эссе



имеет

использование

основных

грамматических


ограниченную структуру

и


слабые

форм и ошибки в орфографии затрудняют


аргументы





понимание






1

Неясный ответ, ограниченные примеры в

Использует

только простые

предложения


соответствии с темой. Структура эссе и

и очень

ограниченный


словарный


раскрытие аргументов на низком уровне.

запас.


Частые



ошибки

СЕМНАДЦАТОЕ СЛОВО



Сила, Разум и Сердце поспорили, кто из них нужнее человеку. Убедившись, что не могут прийти к согласию, они обратились за помощью к Знанию.


– Послушай, Знание! – сказала Сила. – Ты ведь знаешь, что без упорного труда нельзя добиться ни мастерства, ни достатка. Только я оберегаю от легкомыслия, от позора мелочных, не достойных человека поступков, от стремления к лёгкой наживе. Лишь я не даю им падать духом, возвращаю их на верный путь, когда они даже средь белого дня умудряются сбиваться с него. Послушай, Знание! Работая без устали и сна, люди овладели тобой, выходит, своим взлётом ты тоже обязано мне. Работая без устали и сна, становятся люди слугами Аллаха, выходит, своею жизнью человечество тоже обязано мне. Так скажи, Знание, почему спорят со мной эти двое?

И заметил тогда Разум:

– Я определяю, что полезно и что пагубно для человека и в земной и в загробной его жизни. Разве не на этом держится вечная жизнь? Люди поступают по моему велению, следовательно, я знаю цену человеческой силе и понимаю язык науки. Как же можно спорить со мной, если без меня люди не ведают, где искать выгоду, как уберечься от беды, каким образом постигать науку и приумножать свои знания?

Не выдержало Сердце:

– Я – царь жизни! – воскликнуло оно. – Я гоню кровь по жилам, во мне обитает душа, поэтому и нет без меня жизни! Я отравляю сон сытых, нежащихся в мягкой постели в тёплом доме, заставляя их страдать за убогих, голодных и бездомных. Мной держится почтение к старшим и снисхождение к младшим. Я – справедливость, удовлетворение, совесть, благодарность и милосердие! Что без меня Сила и Разум? Только люди не способны сохранить меня в чистоте и теряют свою человеческую суть. Но я – царь жизни! И моё назначение невозможно оспаривать!..

Выслушав всех троих, заговорило Знание:

– Слушай, Сила, всё, что ты говорила, – истина. Ты сейчас не упомянула о многих своих достоинствах, в этом тоже проявилась твоя сила. Без тебя немыслима жизнь. Но иногда твои возможности оборачиваются для людей жестокостью. Хватка у тебя твёрдая, и когда ты сторонник неправды – приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

– Послушай, Разум, и ты говорил правду. Нет приобретений без разума. Тебе дано открывать людям тайны природы, жизни, души, верно, что даже о своём создателе люди узнают от тебя. Ты владеешь тайнами бытия обоих миров, но это не удовлетворило тебя, и ты стал плодить хитрость и коварство. Тебе ведомы пути к сокровищам обоих миров, и

потому на тебя стали опираться и плохие, и хорошие люди. И беда в том, что ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и тех и других.

Вы просили меня определить, кто из вас представляет для человека большую ценность. Но я не хотело бы противопоставлять вас друг другу. Пусть повелителем для всех будет Сердце.

Ты, Разум, многогранен и разнолик, а Сердце не станет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит и подчинится ему с великой радостью. Плохое не примет, скорее отречётся от тебя, чем пойдёт на это.

Ты, Сила, могущественна и крута, а Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и, как я уже говорило, пусть вами ведёт Сердце! Если это произойдёт, и вы соединитесь в одном человеке, то он станет праведником. Пыль с подошв его ног будет исцелять слепых. В этом – в гармонии и чистоте человеческой жизни – и заключается смысл существования великого мира. Если же вы не сможете объединиться, то я отдам предпочтение Сердцу – царю человеческой жизни. В священных книгах написано: и создатель тоже заботится о том, чтобы всякое сохраняло свою суть, берегло её в первозданной чистоте.

Так решило Знание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!