2. Актуализация знаний | А как понять, что наступила зима? - Становится холодно, выпадает снег, становится скользко и другие ответы детей. Вы правы первый снег не может оставить никого равнодушным. Как вы думаете, почему? — Это красиво, сказочно, завораживающее зрелище и другие ответы детей. С первым снегом на улице становится светло, природа преображается. Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт Иван Саввич Никитин: В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок… - Как настроение у вас вызывает первый снег? - Радость, праздник, счастье, ожидание Нового года. - А вот что говорил Константин Георгиевич Паустовский (советский писатель, педагог): «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту» - С чем он сравнил снег? Зиму? - Со стеклянным дождем, с невестой, потому что все становится белым, как и на свадьбе. Многие писатели и поэты выражают свои чувства с помощью слов, а художники с помощи кисточки и красок, а композиторы с помощью музыки. С какой же картиной мы будем работать сегодня? - Аркадий Александрович Пластов «Первый снег». |
3. Обобщение и систематизация знаний | Каждый, кто описывал русскую зиму – поэт, композитор, художник передавал особенную красоту природы. Подготовка к восприятию картины Давайте познакомимся поближе с биографией художника. Аркадий Александрович Пластов – русский художник. Родился он в простой деревенской семье. Любовь к рисованию у него появилась с раннего детства, а в 15 лет он дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Он окончил Московское училище живописи по скульптурному направлению, но живописи он обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Любимые герои его картин – люди-труженики, деревенские ребятишки. Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году. На листочках-помощниках запишите полное имя автора и год создания картины. Анализ картины как произведения искусства - Как вы думаете к какому жанру относится эта картина? (пейзаж) - Какое время года изобразил художник? Начало середина или конец зимы? (начало зимы) - По чему вы догадались, что это именно начало зимы? (нет сугробов, местами еще видно землю и другие ответы детей). - Какое время суток изображено? Как вы догадались? (снег выпал ночью, значит сейчас утро, дети выбежали из дома в чем проснулись и другие ответы детей) - Кого изобразил художник на переднем плане? (девочка лет десяти и мальчика лет семи; это деревенские ребята) - Давайте попробуем описать внешний вид детей (мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, набросила платок) - Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей? (они счастливы, радостны) |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа со словарём настроений - Посмотрите на таблицу настроений, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. Словарь настроений радость | восторг | волнение | удивление | восхищение | беспокойство | испуг | грусть | интерес | Обучающиеся выбирают радость, восторг, удивление и объясняют свой выбор. (Дети удивляются первому снегу, радуются приходу зимы) Анализ картины как произведения искусства - Что находится в центре картины? (в палисаднике (участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом) старая береза, которая раскинула свои ветви) - На картине есть еще один герой, которого мы с вами можем хорошо рассмотреть. Кто это? (ворона) - Как вы думаете почему художник нарисовал черную ворону на белом снегу? (чтобы создать контраст и подчеркнуть белизну белого снега) Выявление изобразительных средств картины - Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.) - А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.) - Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.) - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.) Речевая подготовка к сочинению - Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины. Заполнение таблицы: Снег | белый, пушистый, легкий, белоснежный ковер, пушинки, стеклянный дождь, | идет, летит, кружится, танцует, опускался большими хлопьями, | Чистые капли воды и другие ответы детей | Дети | Маленькая, румяная, в бело-розовом платьице, в легком платке, в черных | валенках; мальчик в черном пальто, в теплой шапке, удивленный, радостный, | Мечтает, наслаждается и другие ответы детей | Ворона | Черная, маленькая, ходит бродит по снегу, пытается съесть снежинки и другие | ответы детей | | Береза | Белая, серая, старая могучая, раскидистые, длинные ветви и другие ответы детей | | | Тона картины | Светлые, теплые, розоватые, бледные, голубые, серовато-розовые и другие | Ответы детей | - Попробуйте описать каждое опорное слово, используя сравнения, эпитеты, олицетворения. - Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.) - Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.) |