СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение А.А. Пластов "Первый снег"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение А.А. Пластов "Первый снег"»

Учитель: Кирилина Анастасия Дмитриевна

Дата 11.12.2023 г.

Класс 4 «В»

Предмет «Русский язык»

Технологическая карта урока


Целевой блок

Тема

Повторение по разделу развитие речи: работаем с текстами. Составление текста по репродукции картины
А. Пластова "Первый снег"

Цель

Формирование у обучающихся знаний о составлении описательного текста по репродукции картины.

Планируемые результаты

Предметные:

выпускник научится:

- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

- составлять тексты описательного характера на основе репродукции картины художника, по заданным теме и плану, опорным словам и др.);

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но;

выпускник получит возможность научиться:

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение

предложений и выбор языковых средств.

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Личностные результаты:

у выпускника будут сформированы:

- восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

выпускник получит возможность для формирования:

- личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой

деятельности, чтению и читательской деятельности;

Метапредметные

  • Регулятивные УУД: (организация обучающимися своей учебной деятельности):целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

  • Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

- продолжать формирование умения выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения;

- развивать грамотность обучающихся, умение замечать детали;

- познакомить с творчеством А.А. Пластова;

- обогащать словарный запас;

- формировать коммуникативно-речевые умения учащихся.

Способствовать развитию:

- умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;

- познавательных умений, самостоятельности, инициативности;

- раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

- креативности, критичности, внимания и памяти.

Воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;

- формировать эстетический вкус: повысить интерес к живописи, поэзии;

Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Учебно-методический комплекс

Русский язык. 4 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях /
А. А. Плешаков. - 10-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019.(Школа России)

- раздаточный материал;

- демонстрационный материал для доски.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение; синонимы; антонимы; виды текстов.

Организация пространства

парная, фронтальная работа, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Литературное чтение (читательская грамотность), изобразительное искусство, окружающий мир


Этапы урока

Ход урока

1. Мотивационный этап. Самоопределение
к деятельности

Приветствие.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Какая чудесная мелодия! Что вы представляли, когда слушали это музыкальное произведение?

- Что-то сыпется, летит снег и другие ответы.

А какое за окном время года?

- Зима

2. Актуализация знаний

А как понять, что наступила зима?

- Становится холодно, выпадает снег, становится скользко и другие ответы детей.

Вы правы первый снег не может оставить никого равнодушным. Как вы думаете, почему?

— Это красиво, сказочно, завораживающее зрелище и другие ответы детей.


С первым снегом на улице становится светло, природа преображается.

Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт Иван Саввич Никитин:

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок…


- Как настроение у вас вызывает первый снег?

- Радость, праздник, счастье, ожидание Нового года.


- А вот что говорил Константин Георгиевич Паустовский (советский писатель, педагог): «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту»


- С чем он сравнил снег? Зиму?

- Со стеклянным дождем, с невестой, потому что все становится белым, как и на свадьбе.


Многие писатели и поэты выражают свои чувства с помощью слов, а художники с помощи кисточки и красок, а композиторы с помощью музыки.


С какой же картиной мы будем работать сегодня?

- Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».


3. Обобщение и систематизация знаний

Каждый, кто описывал русскую зиму – поэт, композитор, художник передавал особенную красоту природы.

Подготовка к восприятию картины

Давайте познакомимся поближе с биографией художника.

Аркадий Александрович Пластов – русский художник. Родился он в простой деревенской семье. Любовь к рисованию у него появилась с раннего детства, а в 15 лет он дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Он окончил Московское училище живописи по скульптурному направлению, но живописи он обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Любимые герои его картин – люди-труженики, деревенские ребятишки. Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году.


На листочках-помощниках запишите полное имя автора и год создания картины.

Анализ картины как произведения искусства

- Как вы думаете к какому жанру относится эта картина? (пейзаж)

- Какое время года изобразил художник? Начало середина или конец зимы? (начало зимы)

- По чему вы догадались, что это именно начало зимы? (нет сугробов, местами еще видно землю и другие ответы детей).

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (снег выпал ночью, значит сейчас утро, дети выбежали из дома в чем проснулись и другие ответы детей)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (девочка лет десяти и мальчика лет семи; это деревенские ребята)

- Давайте попробуем описать внешний вид детей (мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, набросила платок)

- Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей? (они счастливы, радостны)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа со словарём настроений

- Посмотрите на таблицу настроений, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Словарь настроений

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес












Обучающиеся выбирают радость, восторг, удивление и объясняют свой выбор. (Дети удивляются первому снегу, радуются приходу зимы)

Анализ картины как произведения искусства

- Что находится в центре картины? (в палисаднике (участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом) старая береза, которая раскинула свои ветви)

- На картине есть еще один герой, которого мы с вами можем хорошо рассмотреть. Кто это? (ворона)

- Как вы думаете почему художник нарисовал черную ворону на белом снегу? (чтобы создать контраст и подчеркнуть белизну белого снега)

Выявление изобразительных средств картины

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

Речевая подготовка к сочинению

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины. Заполнение таблицы:

Снег

белый, пушистый, легкий, белоснежный ковер, пушинки, стеклянный дождь,

идет, летит, кружится, танцует, опускался большими хлопьями,

Чистые капли воды и другие ответы детей

Дети

Маленькая, румяная, в бело-розовом платьице, в легком платке, в черных

валенках; мальчик в черном пальто, в теплой шапке, удивленный, радостный,

Мечтает, наслаждается и другие ответы детей

Ворона

Черная, маленькая, ходит бродит по снегу, пытается съесть снежинки и другие

ответы детей


Береза

Белая, серая, старая могучая, раскидистые, длинные ветви и другие ответы детей



Тона картины

Светлые, теплые, розоватые, бледные, голубые, серовато-розовые и другие

Ответы детей

- Попробуйте описать каждое опорное слово, используя сравнения, эпитеты, олицетворения.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.)

Физкультминутка

- О каком времени года мы говорим?

- Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.

- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

- Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!

- Вы пришли веселые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Составление плана сочинения

Составляют план к тексту, работая в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

Примерный план:

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Мое отношение к картине.

Пересказ по плану (Для пересказа ученики используют таблицу с опорными словами и клише в «памятке» - помощнице.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?


Давайте попробуем выбрать, кем сегодня каждый был на уроке. Учитель предлагает детям выбрать одного из персонажей на листочке.


На следующем уроке русского языка будем писать само сочинение, используя наши карточки-помощницы.

Всем спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!