Эссе
Я - педагог
Существует множество толкований слова «педагог». Мне понравилось определение из педагогического терминологического словаря: «Педагог — (от греч. paidagogos — воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы)». Согласно этому словарю, я могу совершенно точно назвать себя педагогом, и сейчас я это докажу.
Во-первых, я каждый день иду в школу с полным чувством самосохранения. Мне не грозит профессиональное выгорание, потому что кроме школьной жизни у меня есть домашние заботы, дорогие мне люди, любимые занятия. Я обожаю вязать, люблю петь обо всем, что увижу. Эти занятия отвлекают меня от суеты, тревог, загруженности и обыденности.
Я реально оцениваю свои способности и способности своих учеников. Я могу быть требовательной и настойчивой при решении каких-либо сложных задач. Своих учеников учу прибавлять и вычитать, умножать и делить, сравнивать, чертить, решать, строить, дробить и еще много чему. Эти действия сами по себе разные, поэтому требуют от детей внимательности, аккуратности, точности.
Говорят, что математика – сухая наука. А как же быть с такими эмоциями, как любопытство, восторг, умиротворение и уверенность. Математик XIX века Рассел, впервые увидев уединенную волну, названную солитоном, в изумлении оседлал коня и пустился за волной вскачь. Золотое сечение есть не только в математике, но и в поэзии. Это наличие определенного момента стихотворения в строке (кульминации, смыслового перелома, главной мысли произведения), приходящейся на точку деления общего числа строк стихотворения в золотой пропорции. Так, если стихотворение содержит 100 строк, то первая точка Золотого сечения приходится на 62-ю строку (62%), вторая - на 38-ю (38%) и т.д. Да просто слова «тригонометрия», «гипербола» «линейная функция», «математическая модель» сами по себе звучат как магическое заклинание.
Во-вторых, в каждом ребенке я вижу человека. Я говорю о воспитательной работе. Ни в коем случае, в поединке за лидерство в классе, нельзя унижать, провоцировать, гнобить обучающихся. Нельзя действовать их методами. В подростковом возрасте дети себя не любят, и чтобы защититься от неприятных выражений, оскорблений одноклассников, начинают проявлять агрессию. Заметив это, я жестко пресекаю действия подростков, в беседе пытаюсь примирить их. Надо слышать детей, уметь отвечать на их вопросы.
Л.Н.Толстой издал «Азбуку», к которой был раздел «Арифметика», и, исходя из жизненного опыта, сделал удивительное сравнение: «Человек есть дробь. Числитель - это сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, - не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».
Я нормально отношусь к тем ребятам, которые по каким-то причинам не любят мой предмет. Чтобы завоевать уважение, приходится пускать в ход различные педагогические технологии и приемы для развития интереса и мотивации к учению. В-третьих, я человек образованный и умеющий взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе. По складу своего ума я - гуманитарий, даже хотела поступать в университет на изучение иностранных языков, но каким-то волшебным образом образовательный ориентир повел меня в другую сторону, физико-математическую. В силу своего темперамента на уроке я могу разозлиться, даже сорваться, могу не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случится, так это ситуации бессилия. Я сама выбираю свои реакции, а не ученики провоцируют меня на них. Есть только один лидер — я сама.
Считаю, что важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделывать этот путь самим. Современные образовательные стандарты, новейшие технологии обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы обучающийся сам добывал себе знания. Моя роль как педагога лишь корректировать деятельность детей, помогая им самим ориентироваться в потоке информации. Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше. И в этом танце я – ведущий.
Что и требовалось доказать. Я – педагог, учитель математики, и математические науки преподаются отнюдь не зря, поскольку, как говорил Ломоносов: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».