Сочинение – описание внешности и действий человека по жанровой картине Е. Н. Широкова «Друзья».
Наш урок посвящён самому верному, самому преданному другу и помощнику человека - собаке. Я знаю, что вы очень любите животных. И не только тех, которые живут у вас дома, но жалеете и кормите бездомных голодных кошек и собак.
Я надеюсь, что сегодняшний урок развития речи поможет вам стать ещё добрее к братьям нашим меньшим.
Ведь человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. И не случайно в некоторых странах поставлены памятники собакам.
Тема дружбы между двумя людьми очень часто поднимается в разных произведениях. Отношения между двумя друзьями всегда были интересны.
Но есть другая дружба, которая намного крепче человеческой – это отношения между хозяином и его собакой.
В литературе есть яркие примеры такой дружбы…
История преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. По воле случая, оказавшись на улице, Бим встречает самых разнообразных людей – добрых и злых. Мы видим их глазами собаки, сквозь её призму восприятия. Собаке приходится преодолеть множество препятствий, чтобы вновь встретиться со своим хозяином, но получится у неё или нет, вы узнаете, только прочитав книгу.
История о том, что не всё в жизни можно купить. Бродячая труппа циркачей: дед Мартын, мальчик Сергей и пудель Арто зарабатывают на жизнь уличными выступлениями. Когда зрители хотят купить пуделя Арто у хозяев, то получают категорический отказ, ведь друзей не продают.
Рассказ о бездомной собаке, которая «никому не принадлежала». Зимой она поселилась на даче, где не было людей, но весной приехали люди, и Кусака поняла, каково это «быть чьей-то». Осенью люди снова уехали, не взяв с собой недоумевающую и тоскующую по хозяевам собаку.
Классика русской литературы. Трагический рассказ о глухонемом дворнике Герасиме и его собаке Му-Му, которую ему приходится убить собственноручно.
– Настоящим ли другом оказался Яша?
– Как можно назвать поступок Яши?
– Мог бы Яша спасти Мухтара, если бы вернулся вечером к нему?
– Любил ли Яша своего Мухтара?
– Вы стали бы стыдиться своей собаки-друга, если бы вдруг вместо овчарки она выросла дворнягой.
– Вы захотели бы дружить с Мухтаром, спасли бы его, взяли бы его к себе домой?
– Трудно ли быть настоящим другом или нетрудно? – Вернёмся теперь ещё раз к теме нашего урока.
Сочинение – описание внешности и действий человека по жанровой картине Е. Н. Широкова «Друзья».
Цель урока:
- Закрепить знания об особенностях описания внешности и действий человека, о композиции рассказа по картине.
- Сформировать умение создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).
- Давайте ещё раз внимательно прочитаем тему нашего урока.
- Найдите ключевое слово в нашей теме.
(Жанровая картина)
3. Расскажите о сочинениях по жанровым картинам на основе данного материала.
Жанровые картины - это картины о жизни людей. В научных трудах по искусству их, как и другие произведения живописи (например, пейзаж, портрет), описывают анализируют.
Вы тоже можете описать словами то, что красками изобразил художник.
По жанровой картине, т. е. на основе её, можно написать и рассказ. И вот почему.
Картина неподвижна; она изображает только одно мгновение, один момент, выбранный художником из жизни. Но момент этот — самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на картину, мы можем догадаться: что было до момента, изображённого художником, что будет после него.
4. Что же такое жанровая картина?
5. От какого слова образовалось слово жанровая? Что оно обозначает?
Запишем в тетради
Жанр – специальная живопись на бытовые сюжеты, отдельная картина на бытовой сюжет.
6. Как вы понимаете слово быт?
Запишем в тетради
Быт – повседневная жизнь человека.
7. Соедините эти два понятия. Что же такое жанровая картина?
Запишем в тетради
Жанровая картина – картина о жизни людей.
8. Почему на основе жанровой картины можно написать рассказ?
- ( Рассказ — это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя.
- В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие).
9. Вспомните композицию рассказа. Как он строится?
Запишем в тетради
Вступление – завязка – развитие действия – кульминация – развязка - заключение.
В рассказе могут отсутствовать вступление и заключение.
10. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным. Как вы думаете, о чём она?
11. Откройте теперь свои учебники и рассмотрите картину; вдумайтесь в её содержание (что здесь произошло; почему?).
12. А теперь познакомимся с заданием к нашему сочинению – откройте учебник на странице 112, прочитаем задание упражнения 273.
13. Прежде чем мы будет отвечать на вопросы упражнения, давайте познакомимся с художником Евгением Николаевичем Широковым.
14. Отвечаем на вопросы упражнения 273.
Чем огорчён мальчик? Может быть, у него случилась какая-то неприятность, и он делится переживаниями со своим другом. А может быть, собака заболела: она свернулась на подстилке, поджала задние лапы, а голову положила на переднюю лапу. Возможно, мальчик хочет утешить, поддержать друга, помочь ему. Рука мальчика легко лежит на боку собаки, он тихонько гладит её.
Описание мальчика
- Кого вы видите в центре картины?
- Почему художник изобразил мальчика в центре, на переднем плане картины?
(Художник хочет, чтобы мы сразу на него обратили внимание, он – главный персонаж в этой картине).
- Опишите позу мальчика.
- Какое у мальчика настроение?
- Как вы думаете, в чём причина грусти мальчика?
- Какими словами можно охарактеризовать взгляд мальчика, как он смотрит на собаку?
- Как художник относится к своему герою?
Описание собаки
- Что можно сказать о собаке? Какая она?
- Опишите позу собаки.
(Она опустила голову на лапу, глаза у нёё тоже грустные, пытается понять, что мальчик говорит ей, она очень хочет, чтобы он взял её с собой).
15. Есть ли у вас собака, кошка или другое домашнее животное?
Считаете ли вы своего питомца другом?
Случались ли у вас ситуации, подобные изображённой на картине Широкова?
16. Какова композиция картины?
17. Какое впечатление производит картина?
18. Какие чувства она вызывает?
Попробуйте теперь назвать признаки настоящей дружбы.
Без своего друга (как и без любимого) человек испытывает сильную тоску, скучает и ищет с ним каждодневного общения. Когда друзья вместе, им бывает радостно и хорошо. Когда друг помогает, он не думает получить что-то взамен. Друг не бросит своего друга в беде, он верен и самоотвержен.
Подведём итоги.
- Планом вашего сочинения будет служить композиция рассказа, в начале урока мы о ней говорили.
- Вы можете использовать начало сочинения из задания к упражнению 273.
- Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине (ведь он самый важный!), составьте план.
4. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нём — содержание картины!
5. Постарайтесь включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, внешнего вида мальчика и собаки) причём так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев).
6. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Успехов вам…