СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинения разных жанров

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинения разных жанров»









Практико-значимая работа



«Сочинения традиционного и нетрадиционного жанров на уроках литературы»










Слушатель курсов

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия №41 Азизян В.А.

руководитель курсов: к.п.н.,

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ филологии

Граблина Н.В.



2015 год

План

  1. Сочинение как первая ступенька писательского труда.

  2. Жанры сочинений.

    1. Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения.

    2. Традиционные жанры сочинений:

А) Сочинение-повествование;

Б) Сочинение-описание;

В) Сочинение-рассуждение.

3) Сочинения нетрадиционных жанров:

А) Сочинение в жанре рекламы;

Б) Сочинение в жанре дневниковых записей;

В) Сочинение в жанре эссе;

Г) Сочинение в жанре письма.

4) Необычные темы сочинений.

  1. Научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы.



























Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи.

Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике?

Прежде всего на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному.

Под понятием о системе обучения сочинениям в целом надо иметь в виду не порядок

работы над   одним сочинением, а последовательность в обучении сочинениям в целом,

в которой предусмотрено развитие у учащихся определённых умений и навыков связанной речи.

Сочинение - это письменное высказывание на тему и пишется оно автором самостоятельно, в результате чего создаётся определённый текст. Работа ученика над сочинением подобна работе писателя над произведением. Работа над сочинением - это необычайно интересный и удивительный труд. Ученикам полезно встать на первую ступеньку писательского труда. Это способен сделать каждый образованный человек. Это не идея избранных, но идея многих- развить эту способность до уровня писательского мастерства.

Жанры сочинений

«Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности.

Творчество формирует в учащихся:

  1. -   потребность в самовыражении, в сопереживании;

  2. -   чувство слова;

  3. -   умение переносить и связывать знания из разных областей;

  4. -  способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями.

Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей.

Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:

-  вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;

-  подчинять своё сочинение определённой идее;

-  отбирать материал для сочинения;

- систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;

- строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;

-  правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;

- редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.

Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.

Сочинение-повествование

«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»Сообщение о сменяющихся действиях  –  «новое» в  тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.

 В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.

Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.

Повествование может вестись от первого или от третьего лица.

Основная часть речи, используемая в повествовании, –глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.

Существуют следующие виды рассказов:

• о случае из жизни автора;

• на основе услышанного;

• на основе фантастического вымысла;

• на основе данного сюжета;

• на основе сюжета картины;

• юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;

• киносценарий на основе рассказа;

• сказка на основе рассказа;

• рассказ от лица животного;

• по данному началу.

Сочинение-описание

В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.

Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета  обращаемся к возрасту, осанке, росту,  походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.

Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить  предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.

В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе  не обязательно точное и полное.

Структура описания включает:

- общее представление о предмете («данное»);

- описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);

отношение автора к описываемому.

Различают следующие виды сочинений-описаний:

- описание отдельных предметов;

- описание человека;

- описание животного;

- описание помещения;

- описание природы;

- описание одежды, костюма;

- описание действий;

- описание общего вида местности;

- описание книги;

- описание памятника;

- описание состояния окружающей среды;

- описание картины чего-либо по воображению и памяти.

В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

Сочинение-рассуждение

Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.

В основе рассуждения —  проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.

Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.

 Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:

- различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;

- факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;

- ссылки на литературу (цитирование);

- сопоставление фактов;

- логические умозаключения и т.д.

Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.

Существуют следующие  виды сочинений-рассуждений:

• рассуждение-ответ на вопрос;

• рассуждение на дискуссионную тему;

• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.

 В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.

При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.

Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.

Наряду с традиционными жанрами необходимо уделить внимание и работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Это сочинения в жанрах рекламы, дневниковых записей, эссе и письма.

Сочинение в жанре рекламы

Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:

- информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;

- распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;

- коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.

Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:

- необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;

- нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы. Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей;

- текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;

- в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;

- если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;

- сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго. Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;

материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;

Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.

Памятка составляющему рекламу

1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.

2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.

3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.

4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.

5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.

6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.

7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.

8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.

9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.

10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.

Сочинение в жанре дневниковых записей

 Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Школьники часто ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике. 
Дневниковая запись является текстом, поэтому предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

а) исповедь — самооценка своей деятельности;

б) анализ событий дня;

в) портретная зарисовка;

г) эмоциональное самовыражение;

д) рефлексия;

е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

- каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

- известная отрывочность записей;

- зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;

- преобладание самих фактов над их осмыслением;

- категоричность и неаргументированность общих оценок;

- иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

- дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;

- дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.

Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей

1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.

3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.

4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

Сочинение в жанре эссе

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Чёткого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках:

1. Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (социальную, литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

2. Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.

3. Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Эссе издревле формировалось в сочинениях, где автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.

Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.

В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза»  аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость позиции автора.

Памятка пишущим эссе

1. Следует обращаться к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.

2. Помнить о том, что в эссе впечатления преобладают над фактами.

3. Авторская позиция в эссе должна быть субъективной, а не аргументированной.

4. Для эссе характерны свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5. Речь должна быть эмоциональной, содержать средства художественной выразительности.

6. Объём эссе должен быть сравнительно небольшим.

Сочинение в жанре письма

 Письмо — «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (И.С. Ожегов).

Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XVIII веке.

Эпистола — литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала с XVIII века. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.

Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.

С умением писать личные письма, учащиеся знакомятся в 5 классе.

Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.

Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.

Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая  индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.

План письма.

1.      Дата.

2.      Приветствие, обращение.

3.      Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.

4.      Заключение.

5.      Подпись.

Учителя хотят, чтобы ученики писали сочинения, такие же непохожие, как и они сами. Значит, нужны и темы непохожие:

  1. Напишем последний монолог Кабанихи после смерти Катерины, чтобы всякий поверил – Кабаниха!!! (По сути, допишем последнее явление драмы «Гроза»)

  2. «Ода халату» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

  3. «Распостылая жизнь! (Размышление над сказкой М.Е. Салтыкова – Щедрина «Премудрый пискарь»)

  4. Письмо долгожителю. (по сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Премудрый пискарь»)

  5. Страничка, как бы выпавшая из дневника княжны Марьи или Наташи Ростовой.

  6. Трудно или легко делать добро? (Притча о добром самарянине)

  7. О скоротечности жизни.

  8. Слово как источник счастья.

  9. Почему жизнь сравнивают с путешествием?

  10. Какие предметы составляют богатство России и почему?

  11. О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

А вот темы для 5-6-х классов:

  • «С точки зрения кактуса»,

  • «Воспоминания старой обуви»,

  • «Монолог пуговицы»

  • «Что я люблю и чего не люблю…» (по мотивам рассказов В.Драгунского) 

Сочинения от имени неодушевленного предмета (все они так или иначе восходят к знаменитой книге Дж. Родари «Грамматика фантазии») очень популярны среди ребят данного возраста. Ребенку предлагается побывать в нестандартной ситуации, примерить на себя роль кактуса (розы, ботинка, старого чайника и т.п.). Дети с удовольствием импровизируют, хотя нельзя сказать, что с первого раза у всех получается. Пугает необычная формулировка, непонятно, чего ждет от тебя учитель; и вообще – о чем писать? Но постепенно пятиклассники понимают, что надо просто пофантазировать, представить себя на месте какой-нибудь вещи и написать об этом. А учитель, соответственно, должен создать условия.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в сис­теме образования.






Используемая литература:



  1. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.

  2. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. – 351.

  3. Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.

  4. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? – М., 1990.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!