СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку 

Просмотр содержимого документа
«Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы .»

До теперешней нашей Земли До её снегов и метелей Бронтозавры не доползли. Птеродактили не долетели. Это личная их беда, За неё никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли в тупиковой ветви. Древо жизни листвой шелестит. Ветвь направо и ветвь налево. Человек разумный сидит на вершине этого древа. А над ним проносится век. Повороты, круговороты. Да неужто, и человек - тупиковая ветвь природы?

До теперешней нашей Земли

До её снегов и метелей

Бронтозавры не доползли.

Птеродактили не долетели.

Это личная их беда,

За неё никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит.

Ветвь направо и ветвь налево.

Человек разумный сидит на вершине этого древа.

А над ним проносится век.

Повороты, круговороты.

Да неужто, и человек - тупиковая ветвь природы?

 О каком биологическом процессе идет речь? Что такое эволюция? Назовите основные движущие силы эволюции? Что является результатом эволюции? Назовите основные пути видообразования?
  • О каком биологическом процессе идет речь?
  • Что такое эволюция?
  • Назовите основные движущие силы эволюции?
  • Что является результатом эволюции?
  • Назовите основные пути видообразования?
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Биология 11 класс

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

Биология 11 класс

Решите задачу 1. Некоторые лососевые рыбы нерестятся через год: в четный год – одна популяция, в нечетный год – другая. Популяции оказываются изолированными. Какая изоляция – географическая или экологическая – существует в данном примере? 2. Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, высших приматов, но много видов лемуров, которые нигде больше не встречаются?

Решите задачу

1. Некоторые лососевые рыбы нерестятся через год: в четный год – одна популяция, в нечетный год – другая. Популяции оказываются изолированными. Какая изоляция – географическая или экологическая – существует в данном примере?

2. Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, высших приматов, но много видов лемуров, которые нигде больше не встречаются?

Решите задачу В 1987 г. в Африке были обнаружены белые львы. Сейчас их в мире 50 особей. Можно ли считать, что это новый вид животных? Заяц-русак – вид исходно южный, степной, приспособленный к жизни на открытых пространствах, отличается от зайца-беляка – вида северного, лесного. В XIX в. северная граница ареала русака проходила южнее г. Тулы. Сейчас русак встречается даже в Карелии и Вологодской области. Что, на ваш взгляд, способствовало расширению ареала зайца-русака? Ответ поясните.

Решите задачу

  • В 1987 г. в Африке были обнаружены белые львы. Сейчас их в мире 50 особей. Можно ли считать, что это новый вид животных?
  • Заяц-русак – вид исходно южный, степной, приспособленный к жизни на открытых пространствах, отличается от зайца-беляка – вида северного, лесного. В XIX в. северная граница ареала русака проходила южнее г. Тулы. Сейчас русак встречается даже в Карелии и Вологодской области. Что, на ваш взгляд, способствовало расширению ареала зайца-русака? Ответ поясните.
А.Н.Северцов И.И.Шмальгаузен

А.Н.Северцов

И.И.Шмальгаузен

Направления эволюции Биологический прогресс Биологический регресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Направления эволюции

Биологический прогресс

Биологический регресс

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

Ароморфоз (греч. airomorphosis — поднимаю форму) — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.   Ароморфоз взаимосвязан с эволюционным развитием (преобразованием) – дыхательных путей, нервной системы, кровеносной системы, и других систем в организме, которые являются вспомогательным фактором при увеличении интенсивности обмена веществ и энергии. 

Ароморфоз (греч. airomorphosis — поднимаю форму) — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.

Ароморфоз взаимосвязан с эволюционным развитием (преобразованием) – дыхательных путей, нервной системы, кровеносной системы, и других систем в организме, которые являются вспомогательным фактором при увеличении интенсивности обмена веществ и энергии. 

Примеры ароморфозов у растений Ароморфоз водорослей. Эволюция водорослей способствует появлению наземных растений. Происходит образование проводящих тканей и листьев, ризоиды преобразовываются в корни, размножение происходит на земле. Ароморфоз простейших наземных приводит к появлению голосеменных растений, появляются органы. Размножение - семенное.

Примеры ароморфозов у растений

Ароморфоз водорослей. Эволюция водорослей способствует появлению наземных растений. Происходит образование проводящих тканей и листьев, ризоиды преобразовываются в корни, размножение происходит на земле.

Ароморфоз простейших наземных приводит к появлению голосеменных растений, появляются органы.

Размножение - семенное.

Примеры ароморфозов у животных Ароморфоз кровеносной системы: мышечный узел развивается и переходит в однокамерное сердце затем – двухкамерное – трехкамерное – четырехкамерное – перегородки, система кровообращения. Ароморфоз дыхательной системы, позволяющий дышать трахеями – жабрами – легкими.

Примеры ароморфозов у животных

Ароморфоз кровеносной системы: мышечный узел развивается и переходит в однокамерное сердце затем – двухкамерное – трехкамерное – четырехкамерное – перегородки, система кровообращения.

Ароморфоз дыхательной системы, позволяющий дышать трахеями – жабрами – легкими.

Идиоадаптация (от  греч.  ίδιος — «свой, своеобразный, особый»), одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Благодаря формированию различных идиоадаптаций, животные близких видов могут жить в самых различных географических зонах. Например, представителей семейства волчьих можно встретить на всей территории от Арктики до тропиков, что значительно снижает конкуренцию между видами. И у каждого свои приспособленности. Идиоадаптация обеспечила этому семейству значительное расширение ареала и увеличение числа видов, что является критерием биологического прогресса. Но при этом ни про один  вид, входящий в состав этого семейства, нельзя сказать, что он находится на более высоком уровне эволюции, чем другие.

Идиоадаптация (от  греч.  ίδιος — «свой, своеобразный, особый»), одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

Благодаря формированию различных идиоадаптаций, животные близких видов могут жить в самых различных географических зонах. Например, представителей семейства волчьих можно встретить на всей территории от Арктики до тропиков, что значительно снижает конкуренцию между видами. И у каждого свои приспособленности. Идиоадаптация обеспечила этому семейству значительное расширение ареала и увеличение числа видов, что является критерием биологического прогресса. Но при этом ни про один  вид, входящий в состав этого семейства, нельзя сказать, что он находится на более высоком уровне эволюции, чем другие.

Дегенерация – упрощение организации, исчезновение ряда органов и систем.

Дегенерация – упрощение организации, исчезновение ряда органов и систем.

Повторение Выпишите цифры, стоящие возле описания признаков ароморфозов, затем идиоадаптации речного окуня. Замкнутая кровеносная система. Наличие внутреннего скелета. Наличие плавников. Тело покрыто слизью. Жаберное дыхание. Орган боковой линии. Наличие головного и спинного мозга. Чешуя располагается от головы к хвосту. Покровительственная окраска. Обтекаемая форма тела.

Повторение

Выпишите цифры, стоящие возле описания признаков ароморфозов, затем идиоадаптации речного окуня.

  • Замкнутая кровеносная система.
  • Наличие внутреннего скелета.
  • Наличие плавников.
  • Тело покрыто слизью.
  • Жаберное дыхание.
  • Орган боковой линии.
  • Наличие головного и спинного мозга.
  • Чешуя располагается от головы к хвосту.
  • Покровительственная окраска.
  • Обтекаемая форма тела.
Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками Признаки Направления эволюции 1. Сокращение ареала. 2. Активизация процесса видообразования. А. Биологический прогресс Б. Биологический регресс 3. Активное размножение, ведущее к увеличению численности особей. 4. Уменьшение числа подчиненных систематических групп. 5. Расширение ареала. 6. Появление новых подчиненных систематических групп.

Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками

Признаки

Направления эволюции

1. Сокращение ареала.

2. Активизация процесса видообразования.

А. Биологический прогресс

Б. Биологический регресс

3. Активное размножение, ведущее к увеличению

численности особей.

4. Уменьшение числа подчиненных систематических групп.

5. Расширение ареала.

6. Появление новых подчиненных систематических групп.

Домашнее задание Конспект урока, выучить понятия Параграф 4.12 учебника

Домашнее задание

  • Конспект урока, выучить понятия
  • Параграф 4.12 учебника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!