СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы»»

Урок по теме : «Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы»

Цель урока: изучение понятий - биологический прогресс и биологический регресс.

Задачи урока:

образовательные- учащиеся должны изучить что является показателями биологического прогресса/ регресса; охарактеризовать три главных пути достижения биологического прогресса, рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса.

развивающие- учащиеся должны уметь определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы.

Воспитательные- учащиеся должны воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.



Планируемые результаты:

предметные – знать определения: ароморфоз, общая дегенерация (катагенез), идиоадаптация (аллогенез).

метапредметные – уметь устанавливать соответствие между направлениями эколюции

личностные – понимать важность изучения этой темы.



Тип урока: комбинированный.

Оборудование: материально-техническое и учебно-методическое оснащение(учебники, мультимедийный проектор, ПК)

Методы и методические приемы:

  • словесно-наглядный.

  • практически-исследовательский



Этапы урока:

1. Организационный момент.

    • Приветствие;

    • Настрой на урок

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Проверка знаний учащихся.

Метод - фронтальный опрос.

1. Сравните три основных способа видообразования.

2. Охарактеризуйте механизмы основных путей видообразования.

3. Какую роль играет изоляция в процессе видообразования?

4. Приведите примеры географического и экологического видообразования.

5. Каково значение пространственной изоляции для образования новых видов?

2..Изучение нового материала.

Проблемный вопрос и обсуждение путей решения проблем

- Ребята, прочитайте страницу учебника 89-90 и ответьте на вопросы:

1)Как можно объяснить существование на Земле живых организмов разной степени сложности?

2) Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень организации?

3) Каковы причины вымирания видов?

Решение проблемы через деятельность учащихся (виды заданий, с помощью которых, ученики получают новые знания

-Подумайте! Выполните!

1) Приведите примеры видов, находящихся на пути биологического прогресса; биологического регресса.

2) Поясните на конкретных примерах, как упрощение строения может способствовать биологическому прогрессу.

3) Какими путями достигается биологический прогресс – всегда ли за счёт морфофизиологического прогресса? Объясните свою точку зрения.

Проверка полученных знаний по эталону



Задание для самостоятельной работы (работа в паре)

Прочитать текст учебника, дать краткую характеристику одному из путей достижения биологического прогресса

  1. Ароморфоз с. 80

  2. Идиоадаптация с. 81

  3. Общая дегенерация с. 83

Просмотр презентации.

Применение знаний. (задания на применение знаний)

Задание 1.

Приведите в соответствие

1. Численность вида возрастает А) Биологический прогресс

2. Численность вида уменьшается Б) Биологический регресс

3. Ареал вида сокращается

4. Большое число родов

5. Количество популяций сокращается

6. Широкий ареал распространения

7. Успех в борьбе за существование

8. Опасность вымирания вида



Задание 2.

Из предложенного списка животных и растений выберите виды, которые находятся в состоянии биологического регресса: сосна обыкновенная, венерин башмачок, волк, тигр уссурийский, заяц беляк, соболь, барханный кот.

Задание 3. Выполните задания теста

1.Эволюция образования на надвидовом уровне систематических групп называется:

а) микроэволюция б) макроэволюция в) прогресс г) регресс

2. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, увеличение численности вида, расширение ареала это:

а) прогресс б) дрейф генов в) регресс

3.Эволюция образования на внутривидовом уровне систематических групп называется:

а) микроэволюция б) макроэволюция в) прогресс г) регресс

4. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида, сокращение ареала, это:

а) прогресс б) ароморфоз в) регресс

5.К вымиранию вида ведет:

а) биологический прогресс б) биологический регресс в) ароморфоз

6 . Дерево гингко сохранилось только в Японии и Китае. Какое биологическое явление здесь наблюдается?

а) биологический прогресс б) биологический регресс в) ароморфоз

7. Возникновением какой систематической категории организмов завершается процесс макроэволюции?

а) вида и рода в) семейства и порядка б) класса и типа г) популяции.

III. Закрепление



Эволюционные направления

Характеристика эволюционных направлений

Значение в эволюции

Примеры

К чему приводит

Ароморфоз

крупные изменения в строении, существенно повышающие уровень организации организмов

ароморфозы не служат целям приспособления, а носят общий характер и дают возможность по-новому использовать условия внешней среды.

появление челюстей и скелета как места прикрепления мышц у позвоночных; замена гладкой мускулатуры у червей на поперечнополосатую у членистоногих

Возникновение новых систематических групп

Идиоадаптация

приобретение частных приспособлений к условиям среды без изменения уровня организации

изменения носят приспособительный характер; крайняя степень приспособления к конкретным, ограниченным условиям существования носит название специализации (переход к питанию только одним видом пищи, обитание в однородной среде и пр.)

покровительственная окраска животных, плоская форма тела скатов и камбалы, крючковидный клюв у хищных птиц, ласты у тюленей, китов и др.; питание коала только листьями эвкалипта, колибри — только нектаром цветков тропических растений

Приспособление к специальным условиям среды

Дегенерация

упрощение организации, исчезновение органов активной жизни

общая дегенерация связана главным образом с переходом организмов к паразитическому или сидячему образу жизни

утрата корней и листьев у растений-паразитов; исчезновение органов чувств, пищеварительной системы, упрощение строения.

Переход к сидячему или паразитическому образу 



Рефлексия

Составление синквейна на понятия : ароморфоз, идиоадаптация ,дегенерация.

ароморфоз

прогрессивный эволюционный

изменяться расширяться приспосабливаться

усложнение организации и повышение жизнедеятельности

морфофизиологический прогресс



идиоадаптация

наследственная естественная

возникает, изменяется, формируется

приспособление организмов к среде обитания

направление эволюции

дегенерация

постепенная индивидуальная

изменяться, лишаться, вырождаться

ухудшение биологических свойств организма

упрощение

Продолжи предложение

1. Эволюция на уровне систематических

единиц выше вида………

2. Ароморфозы сохраняются в поколениях,

приводят к возникновению………….

3. Идиоадаптации – приспособления

к………..

4. Дегенерация- это……

5. Появление многоклеточности, аэробного

дыхания и полового размножения –

это……

Подведение итогов урока. Выведение оценок.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10.у меня получилось …

11.я смог…

12.я попробую…

13.меня удивило…

14.урок дал мне для жизни…

15.мне захотелось…



Домашнее задание.

П. 12, вопросы. Заполнить таблицу.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!