МБОУ ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СОШ№3
Дорогобужский район, Смоленская область
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА»
Учитель русского языка и литературы ТЮЛИКОВА Г.А.
Верхнеднепровский
2013
Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для современных школьников? Этот вопрос является главным для многих современных преподавателей словесности. Каждый из нас ищет свои пути развития мотивации учащихся к изучению языка и литературы. В последнее время в связи с введением новых образовательных стандартов вновь появился интерес к интеграции. Именно интеграция позволяет решить основные задачи школы – обеспечить формирование интегральных качеств личности обучающихся и подготовить их к гармоничному вхождению в социум.
ИНТЕГРИРОВАНИЕ (от латинского) – восстановление, восполнение, состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому. Понятие «интеграция» заимствовано из философии и понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в единое целое ранее разнородных частей и элементов. Трудно не согласиться с Ушинским, который утверждал, что система знаний школьников должна пониматься не как сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний и представлений об объективно существующем мире. Именно интеграция разных предметов может способствовать формированию целостности в познании ребёнком мира. Она ведёт к обобщению и уплотнению полученной учащимися информации. Это особенно важно в свете требований стандартов второго поколения формирования у учащихся не только специальных предметных умений, но и общих умений, таких как умения, связанные с познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной деятельностью.
ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЦИИ:
- дать обучающимся знания, которые отражают связность отдельных частей мира как системы;
- научить ребёнка представить мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны;
- помочь учащимся научиться познавать, размышлять, анализировать; находить новые факты, которые подтверждают или углубляют наблюдения, выводы учащихся в различных предметах.
ФУНКЦИИ интеграции в обучении:
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира;
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ функция заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания;
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ функция интеграции состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения;
- РАЗВИВАЮЩАЯ функция необходима для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития их интересов, мотивов, потребности к познанию.
ТЕХНОЛОГИИ в интегрированном обучении:
- Технология объяснительно – иллюстрированного обучения;
- Технология личностно ориентированного обучения;
- Технология развивающего обучения.
УРОВНИ интеграции:
1 уровень – создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов («Тема Отечественной войны 1812 года в истории, музыке и литературе»);
2 уровень – создание программ спецкурсов, объединяющих несколько предметов («Защитники земли Русской»);
3 уровень – разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.
Специальные требования к организации и проведению интегрированных уроков:
Главная задача решается приёмами, характерными для нескольких учебных предметов; наблюдается сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных дисциплин; идёт развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных предметов несколькими учителями.
ТИПЫ И ВИДЫ интегрированных уроков:
- урок формирования новых знаний («Сравнение как средство выразительности речи»);
- урок формирования умений и навыков (« Слава богатырям русским»);
-урок получения новых знаний («Такое удивительное имя существительное»);
- урок совершенствования знаний («Судьба Грибоедова на фоне эпохи»);
- урок применения знаний на практике («Поэтический язык Пастернака»)
-урок повторения («Путешествие с причастием»);
- урок повторения и систематизации знаний («Две России и единая Русь»);
- урок контроля и проверки знаний («Текстовый редактор WORD. Окончания существительных»).
Важно сделать каждый урок уроком – откровением, уроком-открытием, уроком-диалогом. Такая интеграция ведёт не только к формированию целостной взаимосвязанной картины мира, но и к познанию участником интегративного процесса самого себя, своего внутреннего «я», адекватной самооценке и в дальнейшем удачной самореализации.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ интегрированные уроки:
1 уроки, основанные на имитации деятельности и организации: суд, следствие, трибунал, учёный совет («Кровью сердца окроплённые строки»);
2 уроки, основанные на методах, формах, жанрах, известных в практике: исследование, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия («Петербург Достоевского»);
3 уроки, напоминающие публичные формы общения: аукцион, телемост, устный журнал, живая газета («Урок мужества»);
4 уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков» («Что за прелесть эти сказки»);
5 уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-семинар («Тема дороги в живописи и литературе»);
6 уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
ПРЕИМУЩЕСТВА интегрированных уроков: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с теоретической, практической, прикладной сторон; увеличивают темп учебных операций, вовлекают детей в активную работу.
РЕЗУЛЬТАТЫ интегрированного обучения: повышение качества знаний по предмету, изменение уровня интеллектуальной деятельности, эмоционального развития; рост познавательных интересов.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ интегрированных уроков:
- определение темы, целей, задач урока (они должны быть общими для нескольких учебных предметов и специфическими для каждого в отдельности);
- согласование учебных программ, определение типа урока, выбор наиболее эффективных методов, продумывание структуры урока;
- составление плана урока, продумывание методов контроля и оценки.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ урока:
- каково качество знаний учащихся по теме; какие формы мышления, мыслительные операции, творческие процессы инициировались деятельностью учителя;
- имело ли место проблемное обучение, какова роль всего класса и каждого ученика в отдельности в решении той или иной проблемы;
- насколько эффективны способы организации познавательной деятельности учащихся, в какой мере они способствовали развитию интереса в области интегрируемых дисциплин, каков эмоциональный тонус урока.
В результате изучения технологии интеграции возникла система проведения уроков, в центре внимания которых и межпредметные связи языка и литературы с другими дисциплинами, и сложные связи между произведениями одного писателя, двух писателей одной эпохи или разных периодов, зарубежных и русских авторов.
Интегративны на разных уровнях ( внутрипредметном и межпредметном):
русский язык и литература; русский язык и литература и гуманитарные дисциплины; русский язык и литература и негуманитарные предметы.
ИНТЕГРАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:
«Природа стройной верна простоте». Лирика Тургенева в 5 классе; «Сравнение как средство выразительности речи»; «Производные и непроизводные предлоги в рассказе Чехова «Детвора»; «Однородные члены предложения» («Ревизор» Гоголя, действие 2); «Нравственные проблемы и язык повести Тургенева «Первая любовь»; «Художественный мир поэзии Тютчева»; «Поэтический язык Пастернака».
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ:
«Слава богатырям Земли русской» Былины; «Мотивы былого в лирике поэтов 19 века»; «Судьба Грибоедова на фоне эпохи»; «Петербург Достоевского»; «А слава тех не умирает, кто за Отечество живёт»; «Этот мир очарованья, этот мир из серебра»; «Кровью сердца окроплённые строки» (по произведениям Солженицина); «Битва за Москву в истории и литературе»;
«Порочный круг» («Месть Ольги», «Матерь человеческая», «Мститель»).
Уроки ИЗО, МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ:
«Что за прелесть эти сказки»; «Зимний пейзаж в литературе, музыке и живописи»; «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (Чехов, Левитан, Чайковский); «Мотив дороги в литературе и живописи»; «Слово о полку Игореве в иллюстрациях Фаворского»; «Стихи, ставшие песней». Лирика военных лет»; « Мотивы поэзии «серебряного века» в различных видах искусства».
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ РУССКОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА:
«Заимствованные слова»; «Роль предлогов в русском и английском языке», «Порядок слов в предложении в русском и немецком языке».
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С НЕГУМАНИТАРНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
«Васюткиными тропами» (литер., география, обж); «Число, имя числительное, слова со значением числа»; «Гумилёв и Африка»; «Вдохновение нужно в поэзии, как и в математике»; «Путешествие с причастием» ( рус. яз., информатика); «Работа над ошибками диктанта с использованием компьютера»; «Земля любви моей» (география и литература Смоленщины); «Текстовый редактор WORD. Окончания существительных»; «Детские и лицейские годы, творчество А.С.Пушкина. Числовые и буквенные выражения. Решение уравнений» (литература и математика).
Интегрированные уроки используются для развития творческой личности учащихся, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира. Они помогают совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать умение грамотно формулировать свои мысли, развивать логическое и абстрактное мышление, художественный вкус школьников, их творческие способности, артистизм, стимулировать стремление к познанию себя и окружающего мира, поиску смысла жизни, к самопознанию, саморазвитию и самореализации, помогают воспитывать чувство ответственности перед собой, людьми, миром.