СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение не педагогическом совете "Использование интегрированных уроков для развития творческой личности..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на педсовете "Использование интегрированных уроков для развития творческой личности..."

Просмотр содержимого документа
«Сообщение не педагогическом совете "Использование интегрированных уроков для развития творческой личности..."»

МБОУ ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СОШ№3

Дорогобужский район, Смоленская область













«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА»









Учитель русского языка и литературы ТЮЛИКОВА Г.А.









Верхнеднепровский

2013

Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для современных школьников? Этот вопрос является главным для многих современных преподавателей словесности. Каждый из нас ищет свои пути развития мотивации учащихся к изучению языка и литературы. В последнее время в связи с введением новых образовательных стандартов вновь появился интерес к интеграции. Именно интеграция позволяет решить основные задачи школы – обеспечить формирование интегральных качеств личности обучающихся и подготовить их к гармоничному вхождению в социум.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ (от латинского) – восстановление, восполнение, состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому. Понятие «интеграция» заимствовано из философии и понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в единое целое ранее разнородных частей и элементов. Трудно не согласиться с Ушинским, который утверждал, что система знаний школьников должна пониматься не как сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний и представлений об объективно существующем мире. Именно интеграция разных предметов может способствовать формированию целостности в познании ребёнком мира. Она ведёт к обобщению и уплотнению полученной учащимися информации. Это особенно важно в свете требований стандартов второго поколения формирования у учащихся не только специальных предметных умений, но и общих умений, таких как умения, связанные с познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной деятельностью.

ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЦИИ:

- дать обучающимся знания, которые отражают связность отдельных частей мира как системы;

- научить ребёнка представить мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны;

- помочь учащимся научиться познавать, размышлять, анализировать; находить новые факты, которые подтверждают или углубляют наблюдения, выводы учащихся в различных предметах.

ФУНКЦИИ интеграции в обучении:

- МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира;

- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ функция заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания;

- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ функция интеграции состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения;

- РАЗВИВАЮЩАЯ функция необходима для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития их интересов, мотивов, потребности к познанию.

ТЕХНОЛОГИИ в интегрированном обучении:

- Технология объяснительно – иллюстрированного обучения;

- Технология личностно ориентированного обучения;

- Технология развивающего обучения.

УРОВНИ интеграции:

1 уровень – создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов («Тема Отечественной войны 1812 года в истории, музыке и литературе»);

2 уровень – создание программ спецкурсов, объединяющих несколько предметов («Защитники земли Русской»);

3 уровень – разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.

Специальные требования к организации и проведению интегрированных уроков:

Главная задача решается приёмами, характерными для нескольких учебных предметов; наблюдается сочетание и взаимодействие основ нескольких учебных дисциплин; идёт развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных предметов несколькими учителями.

ТИПЫ И ВИДЫ интегрированных уроков:

- урок формирования новых знаний («Сравнение как средство выразительности речи»);

- урок формирования умений и навыков (« Слава богатырям русским»);

-урок получения новых знаний («Такое удивительное имя существительное»);

- урок совершенствования знаний («Судьба Грибоедова на фоне эпохи»);

- урок применения знаний на практике («Поэтический язык Пастернака»)

-урок повторения («Путешествие с причастием»);

- урок повторения и систематизации знаний («Две России и единая Русь»);

- урок контроля и проверки знаний («Текстовый редактор WORD. Окончания существительных»).

Важно сделать каждый урок уроком – откровением, уроком-открытием, уроком-диалогом. Такая интеграция ведёт не только к формированию целостной взаимосвязанной картины мира, но и к познанию участником интегративного процесса самого себя, своего внутреннего «я», адекватной самооценке и в дальнейшем удачной самореализации.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ интегрированные уроки:

1 уроки, основанные на имитации деятельности и организации: суд, следствие, трибунал, учёный совет («Кровью сердца окроплённые строки»);

2 уроки, основанные на методах, формах, жанрах, известных в практике: исследование, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия («Петербург Достоевского»);

3 уроки, напоминающие публичные формы общения: аукцион, телемост, устный журнал, живая газета («Урок мужества»);

4 уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков» («Что за прелесть эти сказки»);

5 уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-семинар («Тема дороги в живописи и литературе»);

6 уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

ПРЕИМУЩЕСТВА интегрированных уроков: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с теоретической, практической, прикладной сторон; увеличивают темп учебных операций, вовлекают детей в активную работу.

РЕЗУЛЬТАТЫ интегрированного обучения: повышение качества знаний по предмету, изменение уровня интеллектуальной деятельности, эмоционального развития; рост познавательных интересов.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ интегрированных уроков:

- определение темы, целей, задач урока (они должны быть общими для нескольких учебных предметов и специфическими для каждого в отдельности);

- согласование учебных программ, определение типа урока, выбор наиболее эффективных методов, продумывание структуры урока;

- составление плана урока, продумывание методов контроля и оценки.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ урока:

- каково качество знаний учащихся по теме; какие формы мышления, мыслительные операции, творческие процессы инициировались деятельностью учителя;

- имело ли место проблемное обучение, какова роль всего класса и каждого ученика в отдельности в решении той или иной проблемы;

- насколько эффективны способы организации познавательной деятельности учащихся, в какой мере они способствовали развитию интереса в области интегрируемых дисциплин, каков эмоциональный тонус урока.

В результате изучения технологии интеграции возникла система проведения уроков, в центре внимания которых и межпредметные связи языка и литературы с другими дисциплинами, и сложные связи между произведениями одного писателя, двух писателей одной эпохи или разных периодов, зарубежных и русских авторов.

Интегративны на разных уровнях ( внутрипредметном и межпредметном):

русский язык и литература; русский язык и литература и гуманитарные дисциплины; русский язык и литература и негуманитарные предметы.

ИНТЕГРАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

«Природа стройной верна простоте». Лирика Тургенева в 5 классе; «Сравнение как средство выразительности речи»; «Производные и непроизводные предлоги в рассказе Чехова «Детвора»; «Однородные члены предложения» («Ревизор» Гоголя, действие 2); «Нравственные проблемы и язык повести Тургенева «Первая любовь»; «Художественный мир поэзии Тютчева»; «Поэтический язык Пастернака».

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ:

«Слава богатырям Земли русской» Былины; «Мотивы былого в лирике поэтов 19 века»; «Судьба Грибоедова на фоне эпохи»; «Петербург Достоевского»; «А слава тех не умирает, кто за Отечество живёт»; «Этот мир очарованья, этот мир из серебра»; «Кровью сердца окроплённые строки» (по произведениям Солженицина); «Битва за Москву в истории и литературе»;

«Порочный круг» («Месть Ольги», «Матерь человеческая», «Мститель»).

Уроки ИЗО, МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ:

«Что за прелесть эти сказки»; «Зимний пейзаж в литературе, музыке и живописи»; «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (Чехов, Левитан, Чайковский); «Мотив дороги в литературе и живописи»; «Слово о полку Игореве в иллюстрациях Фаворского»; «Стихи, ставшие песней». Лирика военных лет»; « Мотивы поэзии «серебряного века» в различных видах искусства».

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ РУССКОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА:

«Заимствованные слова»; «Роль предлогов в русском и английском языке», «Порядок слов в предложении в русском и немецком языке».

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С НЕГУМАНИТАРНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

«Васюткиными тропами» (литер., география, обж); «Число, имя числительное, слова со значением числа»; «Гумилёв и Африка»; «Вдохновение нужно в поэзии, как и в математике»; «Путешествие с причастием» ( рус. яз., информатика); «Работа над ошибками диктанта с использованием компьютера»; «Земля любви моей» (география и литература Смоленщины); «Текстовый редактор WORD. Окончания существительных»; «Детские и лицейские годы, творчество А.С.Пушкина. Числовые и буквенные выражения. Решение уравнений» (литература и математика).

Интегрированные уроки используются для развития творческой личности учащихся, формирования ключевых компетенций и целостного восприятия мира. Они помогают совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать умение грамотно формулировать свои мысли, развивать логическое и абстрактное мышление, художественный вкус школьников, их творческие способности, артистизм, стимулировать стремление к познанию себя и окружающего мира, поиску смысла жизни, к самопознанию, саморазвитию и самореализации, помогают воспитывать чувство ответственности перед собой, людьми, миром.